Конспект урока для 2 класса «Музыка в народном стиле»


Музыка в народном стиле.

2 класс

Цель: углубление в мир русской культуры с помощью русской народной и композиторской музыки в народном стиле.

Задачи:

Обучающая. Усвоить характерные черты народной музыки (простота мелодии и ритмов, напевность, повторность). Научиться находить сходства и различия между музыкой народной и композиторской.

Развивающая. Развивать исполнительское мастерство, умение работать в группах.

Воспитательная. Формировать интерес к русской музыкальной культуре. Воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны.

Музыкальный материал: С. Прокофьев «Ходит месяц над лугами», «Калинка» — р. н. п., «Камаринская» — р.н.п., «Камаринская» П.И. Чайковский, песня «Ой, вставала я ранешенько».


слайда

Тема слайда

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Вход

— Приветствие (видео Камаринская).

— Ребята, как вы думаете народная или композиторская музыка пригласила вас на урок?


2.

Тема урока

Цель урока

— Какая же тема нашего урока?





— Какую цель мы поставим?





— Какие задачи каждый из вас поставит себе на урок?


— Рассуждения «Музыка в народном стиле»



— Усвоить характерные черты народной музыки.



— Научиться находить сходства и различия между музыкой народной и композиторской.

3.

Музыкальная загадка

— Отгадайте, какая музыка звучит народная или композиторская?

(звучит «Калинка» — р. н. п.)

— Почему вы считаете, что эта песня народная?

Рассуждения



Напевность, повтор фраз, распевы.

4.

Распевы — слоги, на которые приходятся несколько нот.




— Что такое распевы?

(раздать детям текст ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)

— Сейчас ещё раз прослушаем отрывок и вы подчеркнёте слова, в которых слышите распевы.

Под сосною, под зеленою, спать положите вы меня.

Калинка, калинка, калинка моя, в саду ягода малинка, малинка моя.

Калинка, калинка, калинка моя, в саду ягода малинка, малинка моя.

— Проверяем.

На один слог приходится несколько нот



Работают самостоятельно






5.

Особенности народной песни

  • распевы

  • старинные слова

  • куплетная форма

  • повторы фраз

Делают вывод

6.

Жанры народной песни

О Родине, Рабочие, О любви, Хороводные, плясовые, О природе, Обрядовые, Частушки, Колыбельные, Солдатские

— К какому жанру отнесете песню «Калинка»?





Ответы детей

7.

Похожа ли эта музыка на народную?

СЛУШАНИЕ: «Камаринская» П.И. Чайковского

Прослушанная пьеса народная или композиторская?

— Похожа ли эта музыка на народную?

— Что в ней вы заметили особенного? (напевность)

— Эту музыку написал П. И. Чайковский для своего альбома «Детский альбом» и называется пьеса «Камаринская».

— Такую музыку, которая похожа на народную, мы называем: музыка в народном стиле или музыка в народном духе.

Слушание



Ответы детей








8.

Камаринская

Русская народная плясовая Видео

— Посмотрите видео фрагмент и скажите пожалуйста: какая она – народная или композиторская.

— Подумайте, на каких инструментах мы могли бы ее сыграть?

— И мелодию “Камаринской” П.И. Чайковский не сам сочинил, а записал услышанную им народную тему. Но как она близка к народной плясовой!

Итак, мы с вами на уроке услышали два таких разных, и, одновременно, столь похожих музыкальных произведения. Назовите их.

Просмотр

10.

Физминутка

— «Маша и медведь»

Выполнение

11.

Правила

— Правила пения

Вспоминают правила пения

12.

Работа над песней «Ой вставала я ранешенько»

— А теперь исполним песню «Ой вставала я ранешенько», определите, какая она народная или композиторская?

— Почему?

Исполнение (используем шумовой оркестр)

13.

Итог урока

— Итак, мы с вами на уроке услышали два таких разных, и, одновременно, столь похожих музыкальных произведения. Назовите их.

Русская народная плясовая “Камаринская” и “Камаринская” из “Детского альбома” П.И.Чайковского.

Чем они отличаются?

Плясовая – исконно народная музыка. Она звучала в исполнении оркестра народных инструментов.

— “Камаринская” – это народная мелодия, обработанная композитором.

— Что же их тогда объединяет?

Народное происхождение. Принадлежность к одной танцевальной группе – плясовые. Характер, настроение, задор. Близость по духу русскому народу.

— Какую музыку мы называем «музыка в народном стиле (духе)»?

— Совершенно верно! Вот вы и ответили на вопрос, поставленный в начале урока. Действительно, на Руси люди с песней рождаются, живут и умирают. Впрочем, как и в любой другой стране. Главное, чтобы мы с вами не забывали – откуда мы родом и не теряли нашу культуру.

Размышления

14.

Рефлексия

Закончи фразу: сегодня я узнал… и т. д.

«СПАСИБО ЗА РАБОТУ»

Дети размещают нотки на нотном стане: если настроение хорошее – красная нотка, если плохое – синяя.




Использовался материал: Программа Movie Maker, http://images.yandex.ru

http://vkontakte.ru/gsearch.php?section=audio&q=%EA%E0%EC%E0%F0%E8%ED%F1%EA%E0%FF

http://rastorguevamuz.ucoz.ru/news/fonokhrestomatija_e_d_kritskaja_1_7_klass/2010-04-18-5




Свежие документы:  Конспект интегрированного урока музыки и логопедического занятия «Дикие животные»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: