Аскарова Дана Жаксылыковна – учитель музыки СОШ № 22
«Мыслительная деятельность на уроках музыки»
Музыка, 1 – 4 классы.
Проблема развития мышления во время обучения занимает особое место в школьной практике. Школьник учится думать и думает, учась: там, где нужно найти ответ на вопрос, что-то понять, и начинается мышление. Среди факторов, активно влияющих на процесс обучения, ведущая роль принадлежит сформированным приемам мыслительной деятельности, которые, в свою очередь, став активными способами учебной работы, помогают достигать новых уровней знаний.
Развивать мышление — это значит:
1. Развивать все виды и формы мышления — практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое; эмпирическое и теоретическое; разумно-рассудочное; продуктивное и репродуктивное — и стимулировать процесс перерастания их из одних в другие.
2.Формировать и совершенствовать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и др.),
3. Развивать умения выделять существенные свойства предметов от несущественных; находить главные связи и отношения, делать правильные выводы из фактов и проверять их; доказывать истинность своих суждении и опровергать ложные умозаключения; излагать свои мысли определенно, последовательно, непротиворечиво и обоснованно.
4. Вырабатывать умения осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области в другую; делать обоснованные выводы.
Способы активизации мыслительной деятельности на уроках музыки различны. Приведу в пример, задания (письменные и устные), которыми я пользуюсь на своих уроках.
Формы работы: индивидуальная (карточки), групповая, фронтальная.
1. Ученики узнают инструмент по рисунку, называют его, дают характеристику (духовой, ударный, струнный, струнный смычковый.)
2. Выбирают среди рисунков музыкальных инструментов те, которые изображены: а) духовые, б) струнные, в) ударные, г) народные, и. т. д.
3.Сравнивают по рисунку: домбыра — кобыз, установив:
а) общие признаки (музыкальные инструменты, струнные)
4. “Лишнее слово”
а) гобой, флейта, рожок, труба, саксофон.
5. Соотносят: — с именем композитора.
а) портрет, б) фрагмент его биографии, в) фрагмент истории создания произведения, г) фрагмент литературного произведения, положенного в основу музыкального.
6. Диктант (письменно): Композитор, дирижер, пианист, опера, рапсодия, прелюдия, фагот, болеро, балет, арфа.
Задание к диктанту: а) объяснить значение подчеркнутого слова.
б) пронумеровать определяемые слова (учитель объясняет каждое слово, не называя его).
7. Продолжают ряд:
а) органист, трубач … (профессии музыкантов — исполнителей).
8. Дописывают слово:
Бар баритон.
Фа фагот.
Ро рожок.
ОР оркестр и т.д.
Умения и навыки сравнивать факты или явления, проводить анализ, формулировать выводы, вычленять идеи и закономерности, вести наблюдения, устанавливать логические связи, обобщать, делать выводы и т.д. образуются и совершенствуются при восприятии нового материала, осмысливании обобщений и систематизации знаний, закреплении и повторении учебного материала. Я стараюсь научить учащихся глубоко осознавать смысл полученных знаний, для того, чтобы они понимали характер связи между ними, отличали существенные связи от несущественных, умели доказывать истинность знаний и применять их на практике.
Список использованной литературы:
1. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М: Арена, 1994.
2. Коротяев Б, И, Учение — процесс творческий. М. : Просвещение, 1989.
3. Паламарчук В. Ф. Школа учит мыслить. М.: Просвещение, 1987.