Конспект урока музыки для 1 класса по теме «О чем говорит музыка?»

МБОУ «Средняя общеобразовательная средняя школа № 18

г. Абакана Республики Хакасия»

Конспект урока музыки для 1 класса по теме: «О чем говорит музыка?», «Как музыка выражает черты человеческого характера?»







подготовила

учитель музыки

Дерябина Ирина Александровна



Абакан

2012


1 класс 2 четверть

Урок № 3

Тема: О чем говорит музыка? Как музыка выражает черты человеческого характера?

Худ. пед. идея: Выяснить как музыка выражает различные черты характера: печаль, мужество, нежность, радость, грусть. Выяснить, как музыка помогает понять, о ком написана она, о взрослых или детях. Может ли композитор так же нарисовать портрет, как художник.

  1. Вход «Марш» Бетховена

У. – Какое настроение сейчас возникло? (веселое, бодрое)

У. – Изменилось ли настроение или навсегда осталось таким? (не изменилось)

У. – Я наиграю вам знакомую мелодию, будет ли настроение ваше меняться или нет?

Звонкий звонок – попевка

Наиграть мелодию всей попевки

— менялось настроение?

(да. Сначала веселое, потом грустное)

— А вы узнали эту мелодию?

— Давайте ее вспомним и исполним.

— А сейчас я сыграю вам вступление.

— Что вам напомнила эта мелодия? (как звенит звонок)

— Ребята, если бы вы были художниками, каким цветом вы бы изобразили веселый звонок и грустный? (ответы ребят)

— А теперь посмотрите на мои звонки и найдите веселый и грустный.

Показать два рисунка звонков.

— Где веселый, а где грустный?

Исполнение попевки со звоночками.

У. – Ребята, поднимите руки те, кто любит сказки?

Сегодня я хочу рассказать вам сказку:

«В одном городе жила-была обыкновенная семья: мама, папа и трое детей. Все дети в семье были совершенно разными по характеру. Я не буду говорить вам какими были эти дети, вы сами мне расскажите, посмотрев на рисунки. Но все дело в том, что художник, который рисовал их портреты, их лица изобразил линиями и красками. И вот по этим линиям и краскам мы попытаемся определить характер детей.

Показ трех рисунков.

Без труда ребята находят «Резвушку», «Злюку» и «Плаксу».

— А почему вы так решили?

1. «Резвушка» — линии радужные, ровные, краски яркие.

2. «Плакса» — линии стекают, как струйки дождя по стеклу, краски темные, серые.

3. «Злюка» — линии острые, колючие, краски черные, ярко-красные, похожие на оскодки разбитого стекла.

— Художнику удалось красками изобразить характеры детей. А как вы думаете, сможет композитор звуками сделать тоже самое?

— Д.Б. Кабалевский попробовал это сделать. Узнаем ли мы в его музыкальных портретах наших знакомых ребят.

Слушаем одну за другой пьесы Кабалевского «Плакса», «Резвушка», «Злюка».

Разговор о средствах музыкальной выразительности, с помощью которых Кабалевскому удалось нарисовать музыкальные портреты детей.

«Резвушка» — быстрый темп, короткие, прыгающие звуки.

«Плакса» — медленный темп, долгие нисходящие звуки.

«Злюка» — резкие, сильные, грубые звуки, похожие на удары.

— Ребята, кто из детей вам больше нравится? (ребята обычно говорят резвушка)

— А резвушка спокойная или подвижная? (подвижная)

— А в вашем классе больше каких ребят?

— я сыграю вам мелодию, а вы постарайтесь определить какая относится к подвижным, непоседам.

Играю.

— А как вы себя узнали?

— Хотите узнать, о чем поется в этой песенке?

Исполнение попевки «Разные ребята»

Разучивание: сначала все спокойные, затем все непоседы.

Поем, показывая пальцами пульс.

— Сколько звуков приходится у непосед на один шаг и сколько у спокойных? (у спокойных – 1 шаг, у непосед – 2)

— А теперь попробуем исполнить одновременно мелодию и непосед и спокойных ребят в одно и тоже время.

«Карусель» — разучивание.

Посмотрите на рисунки и скажите, что за геометрические фигуры? (на доске круг, треугольник, квадрат. Ребята без труда их называют)

— А сейчас я наиграю вам мелодию, а вы скажите, на какую из этих фигур похожа мелодия?

Играю.

(на круг)

— Ребята, а назовите, пожалуйста, все, что вы знаете круглое. (ребята называют)

— А как называется аттракцион, который движется по кругу (карусель)

— Верно. А кто кружится на нашей карусели?

Исполнение песни.

Разучивание.

Выход из класса под произведение, которое пожелают услышать ребята.





Список использованной литературы:


1. Владимиров В. Н., Лагутин А. И. Музыкальная литература. – М.: Музыка, 1984

2. Кленов А. Там, где музыка живет.- М.: Педагогика, 1985

3. Методические рекомендации к учебнику «Музыка». 1- 4 классы.- М.: Просвещение, 2002

  1. Науменко Т. Н., Алеев В. В. Методическое пособие Музыка 5-8 классы






































Свежие документы:  «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве Композиторов» 6 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: