Конспект урока музыки для 3 класса «Картины природы в музыке»


Урок музыки

Тема урока: Картины природы в музыке.

Тип урока: Углубление в тему.

Задачи урока: Образовательная: научить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека. На основе приобретённых знаний находить взаимодействие между другими видами искусства.

Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях при слушании пьес из цикла «Времена года» П.И. Чайковского. Воспитание любви к родной природе, к своей Родине.

Развивающая: развитие внимания, мышления, слуха, чистоты интонирования. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Оборудование: портреты композиторов, репродукции картин, пианино.

План урока

  1. П.И. Чайковский «Октябрь. Осенняя песня» -слушание

  2. П.И. Чайковский «Апрель. Подснежник»- слушание

  3. «Ты, река, ль….» р.н.п.

  4. В.А. Моцарт «Весенняя песня»- в исполнении вокальной группы

  5. Ю. Чичков «То, что сердцу дорого» — исполнение, вокально — хоровая работа.



Ход урока




Учитель:

Послушай, музыка вокруг,

Она во всём, в самой природе,

И для бесчисленных мелодий

Она сама рождает звук.

Ей служит ветер, плеск волны,

Раскаты грома, звон капели,

Птиц несмолкаемые трели среди зелёной тишины.

И дятла дробь,

И поездов гудки,

Чуть слышные в дремоте,

И ливень песенкой без слов,

Всё на одной блестящей ноте.

А снега хруст, а трек костра!

А металлическое пенье

И звон пилы и топора!

А проводов степных гуденье.

Вот почему-то иногда

Почудится в концертном зале,

Что нам о солнце рассказали,

О том, как плещется вода,

Как ветер шелестит листвой,

Как, заскрипев, качнулись ели…

А это арфы нам нам напели,

Рояль и скрипка, и гобой.






Тема нашего урока «Картины природы в музыке». Образ природы занимает особое место в творчестве композиторов, художников, поэтов. Эта тема также остаётся наиглавнейшей и в народном творчестве. Картины природы, воплощённые композиторами в музыке, художниками в изобразительном искусстве, поэтами и писателями в литературе, вызывают в нас чувство прекрасного, радости, ликования, удивления, восхищения, заставляют нас переживать, грустить, размышлять.

Певцом родной природы называют великого русского композитора П.И. Чайковского. Он и сам о себе говорил: «Я ещё не встречал такого человека, более меня влюблённого в матушку Русь и русскую природу». П.И. Чайковский написал огромное количество произведений, раскрывающих красоту родной природы, известных во всём мире.

Сейчас вы услышите пьесу из цикла «Времена года». Когда вы будете слушать, задумайтесь, какими средствами музыкальной выразительности композитор передаёт нам настроение картины природы, которую прочувствовал сам.

Слушание

П.И. Чайковский «Октябрь. Осенняя песня» (в исполнении учителя).

-Что почувствовали вы, ребята? Какие чувства вызвало у вас это произведение?

-Какой лад?

-Темп?

-Динамика?

-Характер?

-А какую картину можно увидеть, представить? Какому времени года соответствует настроение этого произведения?

Действительно, выразительная мелодия, задушевный песенный характер, широкая певучесть, как в протяжной русской песне.

П.И. Чайковский хотел показать не только красоту времени года. Это мысли, чувства человека, размышлявшего об увядании природы, как об осени человеческой жизни. Мажор хочет вырваться сквозь тучи, но музыка остаётся минорной, настроение печальным.

Посмотрите на картину И. Левитана «Осенний день. Сокольники»

Картина необычна: необычная дорожка, две стены леса, женщина в чёрном. Она в печальном настроении и когда она идёт по бесконечной аллее парка, она наводит осеннюю тоску на дорожку и дорожка покрывается багровыми и жёлтыми листьями. Вот та осень человеческой жизни, о которой говорит и композитор.


Стук в дверь.

Ребята, к нам кто-то пришёл.

Апрель – Это здесь идёт урок, который рассказывает об образе природы в музыке?

Учитель – да.

Апрель – А вы меня узнали? Я — Апрель

Учитель – Апрель?

Апрель – Ну да, тот самый, из сказки «Двенадцать месяцев».

Учитель – Это ты помог девочке в новогоднюю ночь набрать полную корзину подснежников?

Апрель – Да, это я.

Учитель – Ребята, у Петра Ильича Чайковского есть пьеса, посвящённая месяцу апрелю, а называется она «Подснежник». Давайте вместе слушать. Музыка выражает весеннюю радость.


Слушание

П.И. Чайковский «Подснежник»

Апрель – Существует красивая легенда о подснежниках. Когда на земле появились первые люди, вдруг выпал снег. Людям было очень холодно. Они огорчились и подумали, что снег никогда не растает. Тогда несколько снежинок, чтобы подбодрить людей, превратились в нежные цветы – подснежники. Они подарили людям надежду на лучшее.

Наши предки осознали ценность растений, бережно относились к ним. Природа является первоосновой всякой красоты и величия.


Показ выставки рисунков «Береги природу».


Словно голубой челнок

Меж снегов расцвёл цветок

Цветок очень нежный

Ведь это – подснежник.


Как же не любоваться работами великих художников, мастеров своего дела, которые раскрывают душу своего народа, любящего леса, поля, горы, реки. А знаете ли вы, что река в народной песне – символ дороги жизни, быстротечной жизни.

А вот реченька – живое существо, которому девушка доверяет свои сокровенные мысли.


Слушание р.н.п. «Ты, река ль…» (исполняет учитель).

-Какой характер? – Лирический, протяжный.

— Лад? – Минорный.

— Ребята, ка вы думаете, только ли русский народ может любить природу своей Родины и воспевать её красоту, её гармонию?

Конечно, нет. Можно назвать имена многих композиторов других стран, которые отобразили эту тему в своих произведениях.

Сегодня мы скажем о великом В.А. Моцарте.


В исполнении вокальной группы

прозвучит «Весенняя песня» В.А. Моцарта.


Его лучезарная, полная весенней теплоты, прекрасная музыка всегда будет приносить радость людям.

Вы сегодня. Ребята. Были очень внимательны. Мы вместе слушали. Рассуждали, чувствовали радость, грусть, восхищались прекрасными картинами нашей Родины. А теперь, исполним одну из наших любимых песен «Всё, что сердцу дорого…» Ю. Чичкова.


Давайте беречь, любить свою Родину и её природу. Чтобы не наступило время, когда только в произведениях искусства мы будем слышать её голос.


































Список используемой литературы


1.Т.В. Надолинская. На уроках музыки — Москва «Владос», 2005

2. Н.Г.Гильченок. Слушаем музыку вместе – Санкт-Петербург,2006




2


Свежие документы:  Беседа для классного часа "Инструменты симфонического оркестра"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: