Конспект урока музыки «Музыкальное впечатление» 2 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №30

города Тамбова









Урок по музыке во 2 классе на тему:

Музыкальное впечатление.

«Картинки с выставки» М.П.Мусоргского





















Разработала учитель музыки

Васильева О.В.


Цель урока: познакомить учащихся с пьесами «Прогулка», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского.

Задачи:

Обучающие: в процессе проведения блиц-опроса выявить степень усвоения материала по пройденным темам, дать определение термина «сюита», обучать умению выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных произведений, учить слушать и слышать музыку.

Развивающие: умение слышать различное настроение в музыке и эмоционально на него откликаться.

 Воспитательные: воспитывать любовь к музыке, уважение к культуре прошлого.

Ход урока.

Здравствуйте, ребята. Сегодня я предлагаю  посетить картинную галерею. Но для того, чтобы туда попасть, вам нужно найти ключ. Готовы? Тогда в путь.

(Класс делится на несколько групп – обычно по рядам, т.е. на 3 группы.  По очереди учитель задает вопросы каждой группе. За каждый правильный ответ – капитан группы шаг вперед) (Прием «Шаг за шагом»)

Блиц-опрос:

1.      Что такое «программное произведение»?

2.      Что такое миниатюра?

3.      Вступление бывает в начале или в конце произведения?

4.      Что такое «темп»?

5.      Как называется ансамбль, состоящий из трех исполнителей?

6.      Как называется спокойная монотонная песня с частыми повторами?

7.      Как называется большое количество людей, поющих вместе?

8.      Как называется  «музыкальная реплика», которая применяется для характеристики  героя и которая неоднократно появляется в произведении?

9.      Кто такой солист?

У. Молодцы.  До заветного ключа нам осталось пройти совсем немного. Задание для всего класса.

Игра «Картинки-ассоциации»  (Прием «Ассоциативный ряд»)

На карточках изображены сказочные персонажи, предметы, люди, животные и т.п. Учитель показывает картинки, а дети должны вспомнить песню, где встречается это слово или предмет и спеть хотя бы один куплет.

— Молодцы! Преодолев все препятствия, вы получаете заветный ключ!

Посмотрите на эти рисунки, все они разные. Но что-то их объединяет. Как вы думаете — что? (Прием «Послушать-сговориться – обсудить») (Эти рисунки одного художника и все находятся на одной выставке)

— Правильно. И еще одна общая черта: на каждую из этих картинок М.П.Мусоргский сочинил пьесу. Составил из этих пьес цикл и назвал его «Картинки с выставки». В музыке такое явление носит название СЮИТА – последовательность самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом.

Свежие документы:  Конспект урока музыки "Частушки" 2-4 класс

«Картинки с выставки» были написаны Мусоргским под впечатлением от выставки произведений его друга, художника Виктора Гартмана, внезапно умершего. Через год после его смерти была организована выставка талантливого художника. Мысль передать в музыкальных образах зрительные впечатления искренне увлекла Мусоргского и работа закипела. Буквально за три недели он создал сочинение для фортепиано под названием «Картинки с выставки».

Каждая пьеса – это музыкальная картинка, отразившая впечатление Мусоргского, навеянное  тем или иным рисунком Гартмана.

Давайте поближе познакомимся с этим циклом и попытаемся доказать, что Мусоргский написал не просто музыкальное оформление к каждому рисунку, а предложил свое видение, создал свои «картинки», порой совершенно непохожие на рисунки Гартмана. Всего музыкальных картинок девять. Они контрастируют между собой и по содержанию и по  выразительным средствам. Вместе с тем они связаны темой «Прогулки», которая открывает цикл, а затем появляется еще несколько раз, как бы ведя слушателя от одной картинки к другой.

Сегодня мы остановимся на трех из них.

«Балет невылупившихся птенцов»

— В.Гартман нарисовал эскиз костюмов к балету, на котором изображены юные ученики балетной школы. Одетые птенчиками, они еще не совсем освободились от скорлупы. Давайте послушаем, как композитор сумел изобразить эту сценку.

(Звучит фрагмент пьесы «Балет невылупившихся птенцов»)

— Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор? (Высокий регистр, быстрый темп, причудливый ритм, много украшений) ( Прием «Шаг за шагом») 

«Избушка на курьих ножках»

— Правильно. Теперь посмотрите на эту картинку. Что вы видите? (Красивый, яркий, сказочный,игрушечный пряничный  домик)

-Молодцы! Действительно, замечательная, аппетитная избушка. Но Мусоргский  изобразил хозяйку этого домика. И у него получилась совсем другая история, абсолютно не похожая на рисунок В.Гартмана. Предлагаю вам послушать и назвать хозяйку этой избушки. (Звучит фрагмент пьесы «Избушка на курьих ножках»)

— Догадались как зовут хозяйку?

— Почему вы так решили? Что в музыке подсказало вам ответ? (Ответы детей: Вот она свистнула, выскочила из избушки  и понеслась в своей ступе, погоняя помелом; и т.п.)

— Скажите, а эта пьеса и рисунок похожи?

Могла ли музыка Мусоргского стать продолжением рисунка Гартмана?

Предлагаю еще раз внимательно посмотреть на рисунок и предложить свою версию.  (Ученики разбиваются на подгруппы по 5-6-человек и придумывают свои мини-сказки. Можно это задание  предложить в качестве домашнего, если не хватит времени урока) (Прием «Изобретательские задачи»)

Свежие документы:  конспект урока на тему "Распознавание спряжения глаголов"

«Богатырские ворота»

— Завершает  сюиту картинка «Богатырские ворота» по эскизу В.Гартмана «Городские ворота в Киеве». Интонациями музыка пьесы близка русским народным песням, а также напоминает «Прогулку». Характер пьесы величаво-спокойный и торжественный.

(Звучит фрагмент пьесы «Богатырские ворота»)

— Как вы думаете, почему свой цикл пьес композитор завершает такой сильной, мощной музыкой?

(Ответы детей: Последняя картинка символизирует мощь родного народа, русских богатырей,  которые защищали мир и народ от темных и злых сил).

— «Картинки с выставки» стали одним из популярнейших произведений. Многие пианисты включают это произведение в программы своих концертов. А  известный французский композитор Морис Равель сделал переложение для оркестра.

— Какая пьеса вам понравилась больше?

— Что сделало ее такой яркой и привлекательной?

— Все ли «музыкальные картинки» совпали по содержанию с рисунками?

— Сумели ли мы доказать, что композитор предложил свое видение, иногда отличающееся от рисунков своего друга?

— Как вы думаете, все ли мы сделали на уроке? Чего–то не хватает? Чем можно закончить урок? Песней. Исполняется песня  «Спор Маши и Вити»

 

Заключение.

 — Какие бы вопросы вы хотели задать друг другу по теме урока? (Прием «Хочу спросить?») (Каждый ребенок придумывает вопрос по пройденной на уроке теме и задает его  выбранному им однокласснику) К примеру:

1. Как называется многочастный цикл, состоящий из контрастных пьес?

2. Кто автор прослушанного цикла?

3. Как называется цикл пьес по рисункам В.Гартмана?

4. Сколько всего пьес в цикле?

5. Вспомните названия прослушанных пьес.

6. Для какого инструмента был написан цикл?

 

Рефлексия. 

 (Прием «Два смайлика» по аналогии «Шесть шляп»)

Довольны ли вы своими ответами? Вызывали ли мои вопросы у вас затруднения? Какое у вас сейчас настроение? (Поднимают смайлик с веселым выражением, или с грустным)

Домашнее задание.Придумать и разыграть дразнилки про Бабу Ягу. (Изобретательские задачи)



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: