Конспект урока музыки «НЕ МОЛКНЕТ СЕРДЦЕ ЧУТКОЕ ШОПЕНА…» 4 класс


Урок музыки в 4 классе

«НЕ МОЛКНЕТ СЕРДЦЕ ЧУТКОЕ ШОПЕНА…»

Составила учитель музыки

МБОУ НОШ 39 г. Белореченска

Онищенко А. А.


ЦЕЛЬ: сформировать представление об особенностях композиторского

творчества Ф. Шопена.

ЗАДАЧИ: — научить определять в звучании особенности музыкального жанра

«полонез»;

— через групповые формы работы обучить умению коллективно

Размышлять о музыке и её авторе;

МУЗ. МАТЕРИАЛ: Вальс №10, Ф. Шопен;

Полонез №3 ля мажор, Ф. Шопен;

Мазурка №1 си-бемоль мажор, Ф. Шопен;

Мазурка №3 фа мажор, Ф. Шопен;

Мазурка №2 ля минор, Ф. Шопен;


ХОД УРОКА:


Вход под Вальс 10 Ф. Шопена

  • Какой музыкальный жанр прозвучал в начале урока?

  • Как вы думаете, это произведение принадлежит русскому или зарубежному композитору?

Сегодня двери в концертный зал нам отворила музыка выдающегося польского композитора, исполнителя танцевальной музыки Фредерика Шопена. Его портрет вы можете увидеть в учебнике на 82 стр. Тема нашего урока созвучна с названием разворота учебника: «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» И сегодня мы попробуем найти объяснение этим словам.

Родина замечательного композитора 19 века Ф. Шопена Польша. Судьба распорядилась так, что долгие годы композитор провёл на чужбине.

Судьба Шопена очень схожа с судьбой русского композитора С. В. Рахманинова. Ему так же пришлось закончить свою жизнь вдали от Родины, но сохранить свою трепетную любовь к ней и выразить её в своих музыкальных произведениях.

Свои музыкальные послания Отчизне, своему народу Шопен наполнял любовью и страданием, восторгом и отчаянием. Умер композитор во Франции, но завещал похоронить своё сердце на родине. В Варшаве, в костёле Святого Креста, поляки трепетно хранят умолкнувшее сердце Ф. Шопена. Умолкнувшее ли?..

Любимым инструментом Шопена было фортепиано. «Душа фортепиано»так называли польского гения. Будучи прекрасным пианистом, он написал для фортепиано множество сочинений. Среди них вальсы, полонезы, мазурки, прелюдии, этюды.

  • А знаете ли вы, что это за танец полонез?

В старину (16 -17 века) полонез называли «великим пешим танцем». Поначалу он исполнялся только мужчинами польскими рыцарями, затем рыцарем и его оруженосцем и, наконец, стал парным бальным танцем. Старинный полонез был парадным танцемшествием торжественного, даже мужественного характера. Блестящая пышная одежда польской знати сверкала золотом, драгоценными камнями, мехами и бархатом (причём мужской костюм не уступал женскому в роскоши и обилии украшений). Именно полонезом хозяин дома в паре с самой уважаемой дамой открывал бал.

Шаг полонеза степенный и изящный, сопровождается неглубоким и плавным приседанием на третьей доле.

Подлинной вершиной развития жанра полонеза стало как раз таки творчество Ф. Шопена. В 16 полонезах для фортепиано он воспел героическую историю своей страны.

Сегодня прозвучит один из самых знаменитых полонезов Шопена ПОЛОНЕЗ ля мажор. Этот полонез стал музыкальным символом Польши.

  • Какими чувствами наполнена музыка?

Звучит Полонез №3 ля мажор

  • Какими чувствами наполнена музыка? (…….)

  • Как вы думаете, почему этот полонез стал музыкальным символом Польши?

В музыке создан образ гордой, независимой, блестящей и величественной Польши.

Итак, бал открывался полонезом.

  • А какие танцы ещё звучали на балах?

«Танцы, танцы, танцы…» именно так называется следующий разворот учебника и посвящён он вальсу и мазурке.

Ну, с вальсом мы довольно таки часто встречаемся в жизни, и в начале урока прозвучал Вальс Ф. Шопена. А вот что за танец МАЗУРКА?

В 19 веке наряду с вальсами, полонезами была широко распространена в Европе и мазурка. Родина мазурки Польша, а точнее, её область Мазовия. Это подвижный прыжковый танец был любим и крестьянами, и горожанами, и аристократами.

Шопен сочинил около 60 мазурок. Он называл мазурки «obrazki» — «картинки». В них даны зарисовки и сельских вечеринок, и картины блестящих балов польской знати.

Мы сегодня послушаем три мазурки, и попробуем определить в какой из них мы услышим незатейливый крестьянский танец, а в какой блистательный бальный танец. А может это просто пьеса воспоминание.


Звучит Мазурка 1 сибемоль мажор

  • Как прозвучал танец? ( быстро, резко, стремительно, с акцентами, изящно)

Музыка танца вводит нас в атмосферу праздничного, приподнятого настроения.

А вот другая мазурка:

Звучит Мазурка 3 фа мажор

  • Отличается этот танец от предыдущего?

  • В чем разница?

Звучит скромнее, незатейливая по сравнению с предыдущей мелодия.

  • А что вы скажете о звучании вот этой мазурки? Предназначена она для танца?

Звучит Мазурка 2 ля минор

  • Какими чувствами наполнена музыка Мазурки?

Музыка звучит задумчиво, мечтательно, как воспоминание, размышление грустно, проникновенно, задушевно, поэтично, лирично.

  • Сохраняется ли этот характер звучания до конца?

  • Какие новые черты появляются в средней части?

Ускоряется темп, звучит громче, минор сменяется мажором.

Повторение главной темы мазурки возвращает нас в первоначальное душевное состояние.

  • Какая мазурка вам понравилась больше других?

  • Почему?

Наш урок подходит к концу. Думаю, что вы сегодня сможете дать объяснение словам «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»

  • Почему же оно не молкнет?

Пока звучит музыка Шопена, в которой он выразил всю свою любовь Родине, его сердце не умолкнет!!!

Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса "Значение кожи и ее строение"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: