Ф.И.О.: Смаглюк Вера Петорвна
Место работы: КОУ «Специальная — (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №17» Омской области.
Должность: Учитель музыки и пения.
Тема: Сказка в музыке П.И.Чайковского.
Хоровое пение: «Розовый слон»- 3 куплет-разучивание,
1,2 куплет – закрепление.
Музыкальная грамота: Закрепление высоких, низких и средних звуков.
Слушание: П.И.Чайковский «Баба Яга»;
Закрепление: «Неаполитанская песенка»;
«Неаполитанский танец»;
«Вальс».
Цель: — познакомить с музыкой П.И.Чайковского и закрепить прослушанные произведения;
— закрепить высокие, низкие и средние звуки, различать их на слух;
— разучить 3 куплет песни, закрепить 1, 2.
Задачи:
Образовательные:
— По мелодии определить название песни, вспомнить слова 1 и 2 куплета, пение 2 куплета на оценку, 3 куплет выучить, работа над дикцией, мелодией. Добиваться дружного исполнения.
— Различать по слуху высокие, низкие, средние звуки.
— Знать композитора, называть его произведение, по слуху различать инструменты (труба и ф-но) и называть их.
— Познакомить с музыкой «Баба Яга», определить на каком инструменте исполняют.
Коррекционные:
— Продолжать развивать словарный запас детей, музыкальные способности.
Воспитательная:
— Прививать интерес к классической музыке.
Методы и приёмы:
— зрительно-наглядный: текст песни, иллюстрация (портрет П.И.Чайковского, Конёк-горбунок, Василиса прекрасная, Кот в сапогах, Емеля, Баба-яга, ф-но, труба).
— звуковой: рассказ, беседа, объяснение.
— практический: диск, кассета.
Ход урока:
1.Орг. момент.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок
В путешествие пойдём
В страну сказок попадём.
(Звучит первый куплет песни «Сказки гуляют по свету»).
Музыкальное приветствие.
-Тема сегодняшнего урока: Сказка в музыке П.И.Чайковского. На уроке мы познакомимся с его произведением.
2.Распев.
Упражнение «Вот такая чепуха».
(точное интонирование высоких, низких, средних звуков, их закрепление)
— Что можно изобразить на этих звуках?
— Как мы показываем рукой эти звуки?
(проводится слуховой диктант с показом звуков рукой)
3. Хоровое пение.
-У нас сегодня в гостях слон Весельчак (показываю слона)
— Послушайте, какую песенку он исполняет? (звучит мелодия)
— Вам знакома мелодия?
— В каких странах живут слоны?
— Чем питаются?
— Чем они рвут листья и траву?
— Где можно встретить слона в неволе?
— Сейчас мы послушаем эту песню, а глазами будем читать текст песни.
(1, 2 куплет) Слайд №1
— Поём хором 1, 2 куплет на оценку, 3 куплет разучиваем. (Работа над дикцией, мелодией.)
— Итог: Какую песню мы сегодня учили на уроке? Отметить лучших детей.
4. Физ.минутка.
Вижу сильно вы устали
Позову Весельчака
Проведет он физ.минутку
Всем понравится она.
(Тень-тень, слова и музыка народная)
5. Слушание.
-Весельчак принес вам портрет. Слайд №2 (Показываю портрет Чайковского).
-Назовите имя и отчество этого композитора.
— Весельчак хочет узнать, с какими произведениями П.И.Чайковского вы уже знакомы?
— Сегодня мы продолжаем знакомство с музыкой этого композитора, но в начале Весельчак хочет узнать, а знаете ли вы сказочных героев?
— Обратите внимание на экран. А кого он привел к нам в гости? Назовите этих героев. Слайд №3 (Конек- горбунок, Василиса прекрасная, Емеля, Кот в сапогах).
— Эти герои делали добрые дела, помогали людям, а кто им все время мешал?
Про неё даже загадку сочинили:
Чтоб взлететь над землей,
Ступа ей нужна с метлой.
Слайд №4 (Баба-яга)
-Вот как она изображена в одной сказке. По утру пробудилась Баба-яга костяная нога в своей избушке на курьих ножках, глядь, нет Ивана царевича. Бросилась в погоню во весь дух. На железной ступе скачет, шестом погоняет. Мчится за Иваном царевичем, только ветер свистит, тучи разгоняет.
— Послушайте, как П.И.Чайковский рассказал сказку о Бабе-яге в одной из пьес. Эта музыка так и называется «Баба-яга» и помещена в «Детский альбом». (Слушаем музыку).
— Какие инструменты исполняли эту музыку?
(Стоит шкаф, крышку открываешь — зубы торчат
Пальцами нажимаешь — звуки получаешь)
— Какую же Бабу-ягу изображает П.И.Чайковский?
— Музыка колючая, отрывистая, фразы заканчиваются громкими аккордами, музыка звучит то на высоких, то на низких звуках, как будто Баба-яга выкрикивает грозные слова. Давайте послушаем эту музыку еще раз, попробуйте определить характер и повадки Бабы-яги. (Слушание).
— В начале она кричит, носится в своей ступе, потом музыка меняется, приобретает ворчливый характер. В конце музыка постепенно затихает, как будто Баба-яга быстро удаляется.
Итог: С какой музыкой мы сегодня познакомились?
Назовите Ф.И.О. композитора.
Какие произведения этого композитора вы знаете?
Чем мы еще занимались на уроке?
Оценивание.
Место интересов в системе направленности личности умственно отсталых школьников.
Подготовила
учитель музыки
КОУ Омской области
«Специальная
(коррекционная)
общеобразовательная
школа-интернат №17»
Смаглюк В.П.