Конспект урока музыки в 3 классе: «Танцевальные образы в балете «Щелкунчик» П.И. Чайковского»


Муниципальное автономное образовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов г. Альметьевск Республики Татарстан







Конспект урока музыки

в 3 классе по программе Д.Б. Кабалевского



Тема урока: «Танцевальные образы

в балете «Щелкунчик» П.И. Чайковского»









подготовила учитель музыки

I квалификационной категории

Федашова Светлана Александровна







г. Альметьевск

2010

Тема урока: « Танцевальные образы в балете «Щелкунчик» П.И.Чайковского»


Цели урока:

1.Познавательные:

  • познакомить учащихся с творчеством П.И.Чайковского и балетом «Щелкунчик»;

  • раскрыть понятия: балет, либретто, увертюра, декорация, пантомима.

2.Развивающие:

  • развивать музыкальный слух, чувство ритма, творческую фантазию, воображение, литературную речь.

3.Воспитательные:

  • воспитывать любовь к высокому искусству во всех его проявлениях.


Музыкальный репертуар:

Слушание:

Фрагменты из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»: «Увертюра», танец «Трепак», танец «Снежинок».

Исполнение:

  1. «Рождественская песенка» (слова и музыка П.И.Синявского)

  2. «Под Новый год» (слова В.Шумилина, музыка С.Зарицкой)

Просмотр:

видеоматериал: фрагмент «Танец снежинок» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»


Наглядно-иллюстративный материал:

  1. Портрет П.И.Чайковского;

  2. Иллюстрации к балету П.И.Чайковского «Щелкунчик» (музыкальное пособие «Искусство слышать»);

  3. Фотокартины с изображением зимних пейзажей.

Виды деятельности:

слушание, беседа, сравнение, сопоставление, исполнение, рисование, творческая работа (подбор цветовой гаммы, соответствующей характеру музыкального произведения).



Ход урока:


1. Организационный момент.

  • вход детей в класс под «Увертюру» из балета «Щелкунчик».

  • распевание.


2. Исполнение песни: «Рождественская песенка» (слова и музыка П.Синявского).

У: Какие музыкальные жанры встречались в этой песне?

Д: Песня и танец.

У: Определите музыкальные типы куплета и припева?

Д: Куплет — песенный, припев — танцевальный.

У: Какая по характеру была песня?

Д: Песня по характеру: нежная, светлая, спокойная, оживлённая,

задорная, радостная, праздничная.

У: Определите, какие черты придаёт этой музыке песенность и танцевальность.

Д: Куплет становится напевным, песенным, а припев — подвижным,

танцевальным.

У: Кто знает, почему автор слов звезду называет «Рождественской

звездой»?


3. Рассказ учителя:

Рождество – это снег, тихо падающий за окном,

Это запах свечей и ёлки,

Это звёздные ночи и рождественские напевы.

С 6 на 7 января на Руси празднуется Рождество — Рождественский сочельник, который подводит черту под прожитый год, открывая двухнедельные новогодние праздники – святки. Также с древних времен на Руси праздновался Новый год. Обычаи и обряды, связанные со встречей Нового года, у разных народов свои, но все они сводятся к одному — добиться удачи, счастья, благополучия. Поскольку зимой единственным зелёным деревом оставалась ёлка, она была выбрана как жизнеутверждающий символ праздника. Поэтому, когда для детей украшалась ёлка, она считалась рождественской. Макушку ёлки украшали звездой. Отсюда и пошло название «Рождественская звезда».

Эта «Рождественская звезда» перенесла нас в мини-концертный зал. На прошлой нашей встрече в концертном зале мы продолжили знакомство с творческим наследием русского композитора, музыка которого перенесла нас в удивительный мир балета.

У: Назовите имя этого композитора?

Д: П.И. Чайковский.

У: Когда и где родился П.И. Чайковский?


4. Сообщение детей:

П.И. Чайковский родился в рабочем посёлке Воткинск. Годы жизни композитора: родился 7 мая 1840 года, умер 6 ноября 1893 года. Вырос Петр Чайковский в семье начальника Камско-Воткинского горного округа Ильи Петровича Чайковского, этому мальчику было суждено стать гордостью русской музыкальной культуры. В родном Воткинске Чайковский провел только восемь детских лет, но воспоминания об этом времени были живы в душе композитора всегда. Воткинской земле он был обязан наиболее сильным музыкальным впечатлениям. «Что касается вообще русского элемента в моей музыке, то это происходит вследствие того, что я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки»,- отмечал Пётр Ильич. П. И. Чайковский – гениальный русский композитор, который один из первых получил профессиональное музыкальное образование в России. В 1865 году П.И. Чайковский окончил Петербургскую консерваторию и через год сам стал преподавать в консерватории, но уже в Москве. Смерть Петра Ильича была неожиданной: после триумфальной премьеры своей Шестой симфонии композитор выпил стакан сырой воды и заразился холерой, которая тогда свирепствовала в Петербурге.


5. У: Как называется балет П.И. Чайковского?

Д: «Щелкунчик».

У: На сюжет, какой сказки было написано либретто к балету? Назовите автора этой сказки.

Д: Рождественскую сказку о Щелкунчике написал немецкий писатель Эрнест Теодор Амадей Гофман.

У: Немецкий писатель Эрнест Теодор Амадей Гофман был щедро одарён музыкальным талантом и сочинил много музыки. А в балет сказка превратилась 23 марта 1892, когда П.И. Чайковский завершил работу над его партитурой.


6. Изучение нового материала.

  • Новое музыкальное понятие – «либретто» (записать в музыкальный словарик).

«Либретто»это сценарий или сюжет балета. Без либретто не может существовать и состояться балет.

У: На прошлом уроке мы с вами начали знакомиться с сюжетом балета «Щелкунчик». Давайте вспомним основных героев этой сказки и кратко их охарактеризуем. (Далее учитель знакомит учащихся с дальнейшим развитием сюжета балета «Щелкунчик». Учащиеся в процессе знакомства с сюжетом приходят к выводу, что добро вновь победило зло благодаря доброму нраву и мягкосердечию главной героини Маши).

У: Ребята, вспомните, в какой еще русской сказке благодаря силе добра,

любви происходит превращение чудовища в чудесного юношу? (С. Аксаков «Аленький цветочек»).

У: Когда мы вошли в класс, нас с вами встретила музыка, которая явилась началом к нашему уроку.

У: Кто был внимателен, что звучало в начале урока?

Д: Увертюра к балету П.И. Чайковского «Щелкунчик».

У: Всё с чего-то начинается: год — с января, неделя — с понедельника, алфавит — с буквы «А», а балет- с «Увертюры».


  • Новое музыкальное понятие — «увертюра» (записать в музыкальный словарик).

«Увертюра» (в переводе с французского языка)- открытие, начало. По характеру увертюры мы получаем представление о спектакле в целом. Она, как зерно — интонация, в сжатой форме раскрывает замысел балета и создаётся на основе её главных тем.


У: Кто исполняет «Увертюру»?

Д: Симфонический оркестр.

У: Кто управляет симфоническим оркестром?

Д: Дирижёр.

  • Новое музыкальное понятие — «дирижёр» (записать в музыкальный словарик).

Дирижёр — сродни слову директор. Директор-это руководитель — дирижёр, который организует их звучание. А палочка в руке дирижёра симфонического оркестра вовсе не означает, что музыканты играют из — под «палки», а показывает, когда нужно играть.

7. У: В древности люди пели и играли на своих не хитрых инструментах, танцуя. Так вместе появились на свет музыка и танец. Любая музыка живёт и дышит танцевальными движениями. Пластикой, изящностью, гибкостью, танцевальными движениями живёт балет.

Человека, который ставит танцы, называют хореографом. А чело века, который занимается постановкой балета, называют балетмейстером.

У: Балет — это спектакль, объединяющий разные виды искусства: музыку, танец, драматическое и изобразительное искусство.

Классический балет развёртывается (раскрывается) как чередование танцев и пантомимных сцен.

  • Новое понятие (записать в музыкальный словарик).

Пантомима — представление без слов, с помощью мимики и жестов. Без пантомимы невозможен балет. Пантомима может существовать как самостоятельное искусство.


7. У: Основой классического танца послужили позы и жесты.

До П.И. Чайковского музыку к балетам было принято сочинять как череду идущих друг за другом танцев. При этом танцы могли переставляться как угодно и не очень-то отражали единую линию развития сюжета. В «Щелкунчике» композитор блестяще и поистине виртуозно объединил сочетание танцев с симфонизацией балета. Иначе говоря, им были сформированы разнообразные выразительные сцены, где музыка правдиво отражает все детали сценического действия. Это было великое достижение в истории балета.

Балет «Щелкунчик» состоит из нескольких танцев: «Танец феи Драже», танец «Шоколад», «вальс Цветов», «Танец снежинок», «Трепак».


8. У: Остановимся подробнее на двух разнохарактерных танцах.

  • «Трепак» — это старинный русский танец в быстром темпе. Поскольку П.И. Чайковский был воспитан на народной музыке, в своих сочинениях он использовал народные темы. Балет «Щелкунчик» вобрал в себя движения народного танца.

Слушание: танец «Трепак» (после прослушивания музыки дети делятся впечатлениями).

У: Какой был танец по характеру?

Д: Задорный, жизнерадостный, ритмический, чёткий, танцевальный, с лихим притопыванием.

У: Что хотел показать в этом танце композитор?

Д: Ловкость, силу, удаль танцоров.


  • Слушание: « Танец Снежинок» (просмотр видеофрагмента).

Цель: Обратить внимание учащихся на то, что «Танец Снежинок» не

иллюстрация пейзажа, а обобщение чистоты, хрупкости, трепетности. (После просмотра фрагмента дети делятся своими впечатлениями.)

У: Какой была музыка по характеру?

Д: Музыка вальсовая, мягкая, лёгкая, кружащаяся, прозрачная, сказочная.

У: По вашему мнению, что придавало музыке сказочность?

Д: Звон колокольчиков придавал танцу таинственность и сказочность. Сегодня на уроке мы с вами благодаря сюжету балета «Щелкунчик» попали в рождественскую сказку неслучайно, ведь скоро Новый год, чудеса, волшебство.


9. Исполнение песни «Под Новый год» (музыка С.Зарицкой, слова В.Шумилина).


10. Творческое задание: На парте каждого учащегося лежит листок А4 с клавиатурой.

Задача: Разделить лист пополам и раскрасить «клавиши» теми цветами, которые подходят по цветовой гамме для танца «Трепак» и «Танца Снежинок».


Итог урока.

У: Ребята, скажите, что нового вы узнали на уроке? С какими музыкальными понятиями познакомились? Что больше всего вам запомнилось?


Список использованной литературы


  1. Бачарникова Э.В. Тем, кто любит балет.- М.: «Русский язык», 1979.

  2. Воловник Н.С. У истоков русского фольклора.- М.: «Просвещение», 1994.

  3. Всеобщая история музыки. — М.: ЭКСМО, 2010.

  4. Гофман Э.Т. Щелкунчик.- М.: «Росмен», 2011.

  5. Музыка от А до Я. — С-П.: «Композитор», 1997.

  6. Музыкальная шкатулка. Детские песни. – М., 1995.

  7. Там, где музыка живет. — М.: «Педагогика-Пресс», 1994.



Свежие документы:  Внеклассное занятие по теме "Русские народные песни, потешки, прибаутки"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: