Конспект урока музыки «Великий колокольный звон» 2 класс


Дата: 29 ноября 2012год.

Класс: 2»А»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий.

Тема урока: Великий колокольный звон (урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий).

Педагогическая цель: знакомство с видами колокольного звона, с историей возникновения колоколов. Осознание обучающимися понятия колокольности как художественного явления в русском искусстве.

Планируемые результаты: различают колокольные звоны по звучанию, дают характеристику каждому тину колокольног звона.

Задачи:

  1. Обучающая- научить детей различать виды колокольных звонов по звучанию и по нотной записи. Научиться имитировать зучание колоколов с помощью вокальных упражнений. Закрепить виды музыкально- выразительных средств.

  2. Развивающая- развивать вокально- хоровые способности обучающихся, чувство ритма. Развивать способности к исследовательской деятельности.

  3. Воспитывающая: воспитывать чувство патриотизма, эстетический вкус, любовь к духовной музыке.

Универсальные учебные действия:

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника, характеризуют и исследуют полученную информацию.

Регулятивные: достижение поставленной цели с помощью различных видов учебной деятельности.

Коммуникативные: оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; при работе в группе у каждого ученика есть своя функция. Взаимодействуют, находят общие решения при выполнении учебных заданий в группах. Излагают свою точку зрения.

Личностные: Осознают духовную и социальную значимость изучаемого материала. Принимают самостоятельное решение в реализации полученных знаний.

Основное содержание темы, понятия и термины: Виды колокольных звонов , музыкальное звучание звонов, историко- музыкальный анализ колокольных звонов.

Образовательные ресурсы: музыкальные инструменты- металлофоны, синтезатор, треугольники. Презентация «Великий колокольный звон». Наглядный материал для проведения работы в группах.









Ход урока

1 слайд

I Мотивация (самоопределение) к учебной цели.

Доска закрыта

1.Вход в класс под музыкальное приветствие

— Ну, здравствуйте, ребята!  (взрослый)

-Здравствуй-те!  (дети)

— Как ваше настроение? (взрослый)

-Очень хорошо!  (дети)

-Пора нам заниматься!(взрослый)

-Да-да-да!  (дети)

-Мы будем все стараться! (взрослый)

-Так же, как всегда!  (дети)

ПРИПЕВ:  знанья получать    (вместе: взрослый, дети)

И песни распевать.

Прошу, ребята вас, (взрослый)

Активней отвечать !

Обучающиеся стоя возле парт слушают звучание колоколов из пролога оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского.

У. Что за музыка сейчас прозвучала?

Д. Колокольный звон.

У. Вы услышали звук колоколв или что-то еще?

Д. звуки музыкальных инструментов, которые подражают колокольному звону.

У. Помогите мне сформулировать тему нашего урока.

Д. Мы сегодня будем говорить о колокольных звонах.

У. Молодцы, вы справились , мне осталось лишь добавить одно слово.

2 слайд

Открываю доску «Великий колокольный звон», тему записывают в тетрадь.

У. Ребята, как вы думаете, какие новые знания вы получите на уроке?

Д. Мы познакомимся с историей возникновения колоколов , в какие моменты нашей жизни мы слушаем колокольный звон.

У. Вы правы, мы узнаем много нового о колокольной музыке, а также сами побудем в роли исполнителей .

Сейчас для вас прозвучало вступление к опере «Борис Годунов», автором которой является Модест Петрович Мусоргский.

3 слайд

На слайде портрет М. П. Мусоргского

У. Что вы знаете об этом человеке?

Д. Это русский композитор, который сочинял музыку для взрослых и детей, мы уже знакомы с его произведением. «Рассвет на Москва-реке».

На слайде появляется вся информация для детей о М. П. Мусоргском.

Колокола сопровождали человека на протяжении всей его жизни:

II Актуализация полученных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Колокола появились на Руси еще в древние времена. Выглядели они по разному.

4 слайд

Слайд сизображением древних колоколов

По преданию, в 4 веке один монах заболел и пошел в лес за лечебными травами. Устав, он прилег на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку.

Звучит колокольчик.

Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок. КАКОЙ?

5 слайд

Д. Колокольчик.

Слайд с изображением колокольчика

И монах решил, что именное голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив ее из металла.

5 слайд второй раз

Слайд: рядом с колокольчиком появляется колокол.

На Руси отлив колоколов поначалу заказывали иностранцам- мастерам из Европы. Однако, вот удже более 500 лет прошло с тех пор, как русские мастера сами овладели искусством изготовления колоколов. Да так продвинулись в своем мастерстве, что русский колокольный звон стал самым звучным во всем мире.

Известно множество примеров того, как колокольный звон помог поправить свое здоровье многим людям.

Ученые давно установили такой факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы.

У.А как вы думаете, зачем в Древней Руси так часто звонили колокола?

Д.1.Звали на службу в храм

2Под звуки колокола сходились народные собрания

3Колокола оповещали о наступлении большого праздника

4Предупреждали о надвигающейся опасности.

5.Указывали дорогу заблудившемуся путнику.

6 слайд

Слайд-коллаж со всем перечисленным.

А раз звучали они в разных жизненных ситуациях, то и назвались они по- разному.

Давайте с ними познакомимся поближе.

7 слайд

Слайд с изображением колокольни

Благовест— ударение необходимо ставить на первый слог. .Название этого звона происходит от двух слов «Благая весть».

У. Что означают эти два слова?

Д. добрая, радостная новость

Благовест- это размеренные удары в один большой колокол. (записываем в тетрадь). Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме.

У. мы послушаем благовест, а вы подумайте ответ на вопрос. Как звучит колокол.?

(Слушаем благовест)

,Д. медленно, четко, неторопливо.

8 слайд

Слайд с изображением колоколов по порядку

Перезвон, перебор— колокола как бы перебирают, слушают звучание каждого колокола .Это перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького или наоборот (на запись) с различным количеством ударов в каждый колокол.

У. Чем отличается музыка перезвона от звучания благовеста. (Слушаем перезвон)

Д. он звучит быстрей, в нем есть голоса разной высоты. Создает более торжественное настроение.

9 слайд

Трезвон — это характерный ритмический звон с одновременным использованием всех основных групп колоколов. (на запись).

У. как вы можете охарактеризовать трезвон?

Д. Очень громкая музыка, мелодическая. Много колоколов звонят одновременно и создают ощущение праздника.

10 слайд

Ребята, вы видите на слайде дом, в котором живут колокола.

У. Как он называется?

Д. Колокольня, потому, что в нем живут колокола.

У. Да, еще у этого здания есть второе название «Звонница», почему его так называли?

Д. Потому, что колокола звонят. Мы слышим колокольные звоны.

Молодцы, перед вами Колокольня Ивана Великого, в которой на 4х ярусах располагается 37 колоколов, её, как и знаменитый царь-колокол, вы можете увидеть в Москве.

Второй раз 10 слайд

У. Как называют музыканта, который умеет звонить в колокола?

Например, человека, который играет на фортепиано называют:

Пианио-пианист

Срипка- скрипач

Колокол-…..

Д.звонарь

11 слайд

Чтоб дальше продолжить заниматься,

Пришло время размяться.

Отодвиньте, пожалуйста немного свои стульчики назад.

12 слайд

Слайд Валеологические песенки-распевки поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии.

Снятие напряжения с мышц опорно – двигательного аппарата. 
(Дети выполняют это упражнения, сидя на стуле) 
Мы сидели и писали (читали, рисовали), 
Мышцы тела все устали. 
Потянулись и зевнули, 
Спинки дружно все прогнули, 
Повернулись вправо, влево- 
Стало гибким наше тело. 
И на стуле скок, скок, скок, 
Ну, как будто колобок. 
А теперь попляшут ножки: 
Побежали по дорожке 
Быстро – быстро – топ, топ, топ. 
И в ладоши — хлоп, хлоп, хлоп. 
Ножки вытянем вперед 
Влево, вправо поворот. 
Чтобы мышцы сильнее стали, 
Поработают суставы. 
Ножки выше поднимаем 
И в коленочках сгибаем, 
Улыбнемся снова,

Будьте же здоровы.



Я вам предлагаю превратиться в звонарей. Мы с вами убедились в том, что колокольные звоны имеют разный ритм, темп и характер звучания. Чтобы запомнить ритмические рисунки колокольных звонов, звонари придумывали различные стихи.

13 слайд

Ритмотерапия активизирует в целом организм детей, содействует выпрямлению и разгрузке позвоночника, музыкально – ритмические минутки способствуют улучшению здоровья.

Прослушайте, пожалуйста ритм 1 ряд, а теперь повторяем только текст. Давайте попробуем с хлопками. Спасибо.

Медленно проговаривали следующие слова: Пеки блин- дров нет. Первый ряд проговаривает с хлопками.

Более быстрые длительности разучивали с помощью такого текста. Мы ягодки собрали. Второй ряд проговаривает с хлопками.

Очень мелкие длительности проговаривали так: «А мы знаем да не скажем». Третий ряд проговаривает и прохлопывает.

А теперь хочется услышать настоящий трезвон.

У. Что для этого надо сделать?

Д. Одновременно проговорить и прохлопать . Учитель выступает в качестве дирижера.

III Построение проекта.

14 слайд

Дорогие ребята ,сейчас я вам предлагаю превратиться в юных композиторов, звонарей и историков. И поучавствовать в исследовании под названием «Секрет колокольного звона»

У. Кого называют композитором, звонарем, историком.

Дети делятся на 3 группы по рядам

1группа. Вам необходимо из трех конвертов выбрать отличительные особенности Баговеста.

2 группа Вам необходимо из трех конвертов выбрать отличительные особенности Перезвона

3 группа Вам необходимо из трех конвертов выбрать отличительные особенности Трезвона



Композиторы (3 человека) находят все необходимые средства музыкальной выразительности и наклеивают их в таблицу.

Звонари (3 человека)находят колокола нужного размера и располагают их в нужной последовательности. И наклеивают их в таблицу.

Историки (3 человека) находят жизненную ситуацию, в которой звучит данный колокольный звон.И наклеивают их в таблицу.

Вспомните правила работы в группе:

15слайд

Прислушиваться к мнению соседа, работать дружно, помогать друг другу. (слайд со словами)

Защита проектов. Я попрошу выйти руководителей своих групп, чтобы представить нам результаты исследования.

У. Настало время исполнить песню, но перед пением необходимо распеться и сделаем мы это при помощи оздоровительной дыхательной гимнастики.

Ребята, встаньте, выдете из-за парт и распрямите плечи.

16 слайд

Слайд Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. Дыхательная гимнастика – надёжное средство борьбы с усталостью напряжением и раздражительностью!

1.Разминаем губы : крестик, чистим языком.

2. «Жаба Квака»

(комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)
Сладко-сладко позевала.
 (дети зевают)
Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают)
Да водички поглатала.
На кувшинку села,
Песенку запела:
«Ква-а-а-а!
 (произносят звуки отрывисто и громко)
Квэ-э-э-!
Ква-а-а-а!
Жизнь у Кваки хороша!

3.Упражнение «Понюхай цветок», выдох на букву о или у, они делают наши губки округлыми.

а) Глубокий вдох. Руки медленно поднимаются через стороны вверх. Задержка дыхания. Выдох со звуком а-а-а…, руки при этом медленно опустить.

б) Глубокий вдох. Руки медленно поднимаются до уровня плеч. Задержка дыхания. Выдох со звуком о-о-о…, обнять себя за плечи, опустив голову на грудь.

У.Вот мы немного подготовились к пению, но мне хотелось бы спросить у вас, звучание каких музыкальных инструментов по звучанию напоминает колокольный звон.?

Д. Колокольчики, треугольники, металлщфоны.

17 слайд

Возьмите пожалуйста музыкальные инструменты.

Исполнение песни «Моя Россия» с музыкальными инструментами.

IV Рефлексия учебных действий на уроке.

У. Над какой темой мы работали на уроке?

На ваших столах лежат нотки двух цветов.

Если вы считаете, что полученные знания вам пригодятс, наклейте на колокол красную нотку, если вы считаете, что эти знания вам не пригодятся, наклейте черну.ю?

Поздравляю вас, вы поднялись еще на одну ступеньку знаний вверх.

Домашнее задание изобразить любой из видов колокольного звона в ритмическом рисунке.

Выход из класса по мелодию песни «Моя Россия»



18 слайд

«Смело иди вперед,

Не стой на месте.

Что не сделаешь один-

Сделаешм вместе»









Свежие документы:  Конспект урока геометрии для 8 класса «Вводный урок. Повторение программы 7 класса»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: