Конспект урока музыки «Война и мир в музыке и изобразительном искусстве» 3 класс


Урок в рамках акции «Шаги Победы»

«Война и мир в музыке и изобразительном искусстве»

Автор – Борисова Светлана Викторовна, учитель музыки и изобразительного искусства МБОУ «Лицей физики, математики, информатики №40» при УлГУ

г. Ульяновска.



Цели.

Предметные результаты:

— продолжить формировать умение различать произведения разных жанров;

— формировать умение понимать смысл и настроение музыкальных и художественных произведений;

-знакомить с творчеством великих композиторов и художников.

Метапредметные и личностные результаты:

— формировать умение выдвигать версии решения проблемы (формулировка задачи урока)

— формировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно найденные ответы

— формировать умение строить логические рассуждения, анализировать данные (музыкальные произведения, картины); выявлять причинно-следственные связи.

— формировать собственное отношение к явлениям жизни, их отображению в искусстве.

Оборудование: репродукции с презентациями картин «Венецианская ночь», Репродукции картин войны 1941-45 гг, Репродукции Атомного взрыва в Японии (Хиросима, Нагасаки)

записи произведений: Испанский танец «Хота», «Венецианская ночь» М.И. Глинка, Вариации Д.Б. Кабалевского. Блантер «Катюша».

Ход урока.

1. Постановка проблемы и актуализация знаний.

Учитель. В нашем лицее проходит акция «Шаги Победы». Ребята разных классов изучают Великую Отечественную войну, узнают, как шаг за шагом наша страна приближалась к победе в этой войне. То есть делают свои маленькие шаги к знанию. Сделаем сегодня такой шаг и мы. Я предлагаю вам очень внимательно послушать одно произведение. Это Испанский танец «Хота». А затем задам вам несколько вопросов.

Звучит музыка, дети слушают.

Вопрос. Каков жанр этого произведения? (песенный, танцевальный) Как вы думаете, когда было написано это произведение, в мирное или военное время? Какие ассоциации, образы вызывает у вас это произведение? (Дети высказывают мнения: музыка легкая, светлая, даже танцевальная). А в войну люди танцуют? (Да, но это будут уже другие танцы, их характер изменится).

Учитель подводит детей к ответу о различных выразительных средствах.

А как вы думаете, будет ли отличаться музыка мирного времени от музыки военного времени? Как это можно определить? (Используются разные выразительные средства). Сегодня мы познакомимся еще с несколькими произведениями – музыкальными и художественными (картинами). Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока, поставим её? (Поставим цель сегодняшнего урока: узнать, какими выразительными средствами пользуются художники и композиторы, чтобы изобразить мир и войну.).

2. Совместное открытие знаний.

Учитель. Обратимся к картинам (прил.1). Что здесь изображено? (Ночь). Каков жанр картины? (Жанр изобразительного искусства – пейзаж.) Учитель просит обосновать ответ. Скажите, какими средствами художник отобразил именно ночь? Каково настроение картины: тишина, покой, умиротворение или тревога, волнение, страх? (Дети выбирают подходящий ответ, обосновывают его). А теперь вновь слушаем музыку и пробуем понять, созвучна ли музыка пейзажу. Мы слушаем «Венецианскую ночь» Глинки. (После прослушивания в ходе беседы выясняем, что музыка созвучна картине; объясняем, что музыка выражает покой, тишину. По характеру музыка мягкая, теплая.)

Свежие документы:  Рабочая программа по музыке 7 класс Критская 2014-2015 год

Можно ли сказать, что эта музыка рисует нам «мир»? (Ответы детей).

В 1939 году в Европе пришло страшное слово Война. Когда война пришла в Советский Союз? (Ответы детей) В 1941 году.

Посмотрите на репродукции картин, что они изображают? (ответы: ужас, страх, скорбь, боль.). Все встали на защиту Родины: рабочие, колхозники, врачи… Кто-то сражался с оружием в руке, кто-то пером. Художники рисовали плакаты, артисты выступали на фронтах с концертами. как вы думаете, в военное время песни отличались от мирных? А в военное время люди танцевали? (Да, только танцы и песни приобретали иное звучание). Приложение 2.

Ребята получили задание к этому уроку. Сейчас мы их послушаем. (1 группа рассказывает о военных песнях.).

А сейчас мы увидим другую войну. (Фото атомного взрыва). 2 группа рассказывает о Хиросиме. Весь мир был потрясен! Приложение 3.

Эту бомбардировку осудило все человечество, и, опять же, художники не остались в стороне. Было много картин, скульптур. (Показываю изображение скульптуры в Нагасаки). Ребята, это картина или скульптура? (Прошу дать обоснованный ответ, дети отвечают).

3 группа рассказывает о Садако Сасаки. В момент детонации атомной бомбы двухлетняя Садако была дома на расстоянии приблизительно 2 километров от эпицентра. Взрывная волна вынесла её через окно, но девочка осталась жива. В ноябре 1954 у неё проявились первые признаки болезни — на шее и позади ушей проявилась опухоль.

По мнению докторов, ей оставалось жить не больше года. От своей лучшей подруги Тидзуко Хамамото она узнала о легенде, согласно которой человек, сложивший тысячу бумажных журавликов,  может загадать желание, которое обязательно исполнится. Легенда повлияла на Садако, и она, как многие пациенты госпиталя, стала складывать журавликов из любых попадавших в её руки кусочков бумаги. Между тем, здоровье Садако постоянно ухудшалось, и 25 октября 1955 года она умерла. По легенде из книги «Садако и тысяча бумажных журавликов», она успела сделать лишь 644 журавлика. Её друзья закончили работу, и Садако была похоронена вместе с тысячей бумажных журавликов.

Наш отечественный композитор Дмитрий Кабалевский, когда побывал в Японии и увидел весь этот ужас, памятники жертвам, написал на основе народной японской песни «Вишня» свое произведение. Послушаем вначале японскую народную песню, а затем произведение Кабалевского. Чем они отличаются? (Изменился характер музыки, она стала тревожной. Музыка звучит как колокол, набат, призыв!).

Но время шло, страны выздоравливали от войны, поднимались из руин. И в Японии, и в СССР. А в Японии до сих пор есть клуб любителей русской песни. Мы сейчас послушаем одну такую песню, полюбившуюся многим народам. Если вы её узнаете, можете подпевать. (Звучит «Катюша».).

Свежие документы:  Конспект урока музыки "Колокола на Руси" 5-9 класс

3.Итог урока.

Учитель. Какой вопрос мы поставили в начале урока? (О выразительных средствах). Можем ли мы теперь на него ответить? Чем отличается музыка мирного и военного времени, какие выразительные средства для этого используются? (Дети отвечают).

Спасибо всем за урок, я думаю, он надолго нам запомнится!



Приложение 1.





Приложение 2.


Приложение 3.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: