Конспект урока на тему «Ансамбль – значит вместе»

План-конспект открытого занятия для ВИА
Место проведения: вокально–инструментальная студия МОУ «Красноярский ЦДТ».
Педагог: Моров С.А.
Участники: группа 1 года обучения.
Тема занятия: «Ансамбль – значит вместе».
Оборудование: 2 электрогитары, бас-гитара, ударная установка, синтезатор, мультимедийное оборудование.
Цель занятия: Привитие навыков работы в ансамбле, воспитание эстетического вкуса, совершенствование исполнительской техники игры на инструментах.

Задачи: дать представление о сложности понятия “живая музыка”, ВИА на примере творчества групп “Битлз”, “Песняры”;

-показать характерные черты ансамблевого исполнения;

-развивать творческую активность, музыкальную память, слух при слушании музыки, наблюдательность.

Подготовительный этап
Подготовка к занятию помещения и необходимого оборудования.
Ход занятия
Организационный момент, приветствие (5 минут):

  1. перекличка;


  2. инструктаж по технике безопасности.

Вводная часть занятия (5 мин.):

1. проверка готовности инструментов;

2. разминка.


Основная часть занятия (30 мин.):

  1. объявление темы занятия;


  2. теоретическая часть (вступительное слово педагога).


— «Петь вместе, это не говорить разом, это вместе чувствовать, думать, мечтать, одними словами и одной, положенной на музыку страстью» (мудрость мира).

— О чём это высказывание? (обучающиеся)

— Сегодня мы поговорим о западных и отечественных поп–группах, научимся разбираться в «настоящей» музыке.

Работа по теме занятия.

1. Понятие “ансамбль”.

— Перед вами текст “Что такое ансамбль?”. Задание: прочитать и подобрать ассоциации к ключевому слову “ансамбль”.


Проверка выполненного задания.


2.
Беседа о современной музыке.

— В наше время существует огромное количество вокально-инструментальных ансамблей.

— Сейчас их называют группы. Рост количества, к сожалению, сопровождается падением качества.

— Как вы считаете, почему?

(Наверное, потому что интереса к музыке у молодёжи нет).

— Если мы с вами не предъявляем высоких требований как слушатели, то исполнители и сочинители не стремятся к совершенствованию, что ведёт к снижению наших музыкальных вкусов. Замкнутый круг. В результате то хорошее, что есть на эстраде, теряется в массе низкопробных ансамблей. Обратите внимание, что многие группы подражают не самым лучшим музыкантам Запада. И мы получаем оглушительный грохот электроинструментов, пение под фонограмму безголосых певцов и механический бездушный ритм. Эти группы существуют только потому, что много слушателей, лишённых музыкального вкуса, легко попадающих в сети эффектных шоу.


  • Рассказ с показом слайдов.


Американский певец и композитор Пит Сигер в открытом письме “Всемирный потоп поп–музыки” в 1972 году размышлял: “ Конечно, в нашей жизни происходят перемены, меняются музыкальные вкусы. Но знакомство с новым не должно приводить к забвению старого.

Мне повезло: после краткого периода страстного увлечения развлекательно – популярной музыкой (я играл на теноровом банджо в школьном оркестре) мне удалось открыть для себя настоящий американский фольклор, образцы которого никогда не звучали по радио. По сравнению с этим искусством большинство популярных песенок 30–х годов с их бесконечными вариациями на тему: “милый, милый, не могу без тебя…” показались мне примитивными. Почти все они предназначались лишь для одного: уговорить людей довольствоваться своей судьбой. Существует ли в США популярная музыка, направленная против уклада “истэблишмента”? Да, существует, но до настоящего времени она не имела доступа к коммерческим каналам массового распространения: “подпольная поп–музыка”.

Молодёжь, которая обязательно хочет слушать новейшие американские шлягеры, как правило, не знает наших лучших популярных и народных песен. Она знакома только с тем, что пропагандирует американская индустрия…”

— Что хотел сказать этим Пит Сигер?

— У нас в стране происходит то же самое?

— Почему люди так “грезят” музыкой?

— Можно ли такую музыку сравнить с наркоманией? Почему?

— Чем привлекает такая музыка?

— Сегодня на занятии мы прослушаем произведения в исполнении отечественных и зарубежных ВИА.

3
. Рассказ о группе “Beatles”.


  • Прослушивание диска с песней “Beatles” “Потому что”.


— Кто узнал, что это за ансамбль?

— Какое настроение передаёт музыка?

— Что вы знаете об этом ансамбле?


  • Рассказ с показом слайдов.


“Четвёрка из Ливерпуля”, которой было суждено открыть новую страницу в истории музыки, стать ансамблем, соединившим в себе функции композитора и исполнителя, открывшим для себя и своих слушателей огромные богатства афро-американского фольклора.

БИТЛЗ – английский вокально-инструментальный квартет, самый популярный музыкальный ансамбль 1960–х годов. Возникла группа в Ливерпуле, Великобритании, распалась в 1970 году.

Участники ансамбля:


  • Джон Леннон (9 октября 1940 г. – 8 декабря 1980 г.);


  • Пол Маккартни (18 июня 1942 г.);


  • Джордж Харрисон (25 февраля 1943 г. – 29 ноября 2001 г.);


  • Ринго Старр (7 июля 1940 г.).


Пол, Джон и Джордж составили ядро коллектива, остальные музыканты часто менялись. Электрогитар у музыкантов не было. Начинали они, как и тысячи других групп, с сифорла (смесь джаза, блюза и фолка). Постепенно перешли к рок-н-роллу. Название тоже претерпело изменения – от “The Quarrymen” до “The Beatles”.

Слово “beatles” сочетает в себе два значения — “beat” (удар, бит) и “beetles” (жуки). Большинство биографов приписывают авторство названия Джону Леннону. Вполне возможно, если учесть его поэтические способности. Джон всегда был их лидером – самый оригинальный из них, самый мятежный духом. Его влияние доминировало в музыке “Битлз”. Пол был столь же музыкально одарённым, и в некоторых отношениях его чисто музыкальное дарование превосходило талант Джона, но именно Джон был вперёдсмотрящим. Лидером Джона делала сила его личности. Он был не просто старше Пола и Джорджа, которые на старых фотографиях выглядят невинными и уязвимыми, какими они были на самом деле. Джон был более зрелым, скептиком, всех видящим насквозь, никому не доверяющим, отдающим себе отчёт в окружающей фальши.

“Beatles” прогрессировали музыкально, но было понятно, что история коллектива близится к логическому завершению. Личные амбиции брали верх. Леннон начал выпускать сольные синглы и выступать со своими новыми друзьями – группой Plastik Ono Band. Его с трудом удалось уговорить не делать официальных заявлений по этому поводу.

Фактически, уже с августа 1969 года группа как единый коллектив ничего не записывала. Каждый из четверых обзавёлся собственным проектом на стороне.

Традиционно именно Пола Маккартни считают главным виновником распада “Beatles”, однако, нельзя забывать, что он сделал больше, чем кто-либо другой, чтобы сохранить группу после смерти Эпштейна. В конце 1970 года Маккартни подал в суд на Леннона, Стара и Харрисона, с тем, чтобы аннулировать все существующие между ними договорённости. Разбирательство затянулось на долгие годы, лишая фанатов всякой надежды на возрождение “Beatles”.

После убийства Джона Леннона в декабре 1980 года рухнули последние надежды на воссоединение легендарной команды, слухи о чём периодически появлялись на протяжении 70-х. В 80-е годы музыканты продолжали записываться и выпускать альбомы, правда, всё реже и всё с меньшим успехом. А вот популярность самих “Beatles”, никогда не переживали кризиса. Может быть из-за того, что они ушли со сцены чемпионами.

В 1999 году, когда началась истерия по подведению итогов уходящего века, “Beatles” лидировали во всех опросах как лучшая группа XX века.


  • Прослушивание русской версии песни “Yesterday” — “Вчера” в исполнении педагога в аранжировке синтезатора.


— О чём эта песня?

— Какие чувства вызывает у вас эта музыка?


  • Исполнение обучающимися.


4. Рассказ об отечественных ВИА.

— В нашей стране термин “бит–группа” был заменён на “вокально-инструментальный ансамбль”. ВИА возникли не на пустом месте. Существовали вокальные группы “Дружба”, “Аккорд”, “Орэра”. Некоторые ансамбли просто копировали западных исполнителей и быстро “сошли со сцены”. Другие же, напротив, искали свой стиль, своё лицо. Как показало время самыми успешными стали те, кто не порвал с народными музыкальными традициями. Секрет их творческого “долголетия” — в неисчерпаемых богатствах фольклора. Один из таких коллективов – белорусский ансамбль “Песняры”.

Валерий Яшкин в журнале “Неман” (№ 10) писал: “Были демократы, был “Биттлз” и масса разных групп. И мне всегда было удивительно, как ребята из Белоруссии вдруг резко стали на слуху. Уже в 1971 году в фильме “Песняры” зазвучал чистейший поток голосов непередаваемой грусти и добра”.


  • Прослушивание песни “Старый конь” («Песняры»).


— О каких событиях рассказывается в песне?

— Какие чувства она вызвала у вас?

— Что особенного в манере исполнения?


Итоги занятия

— Ливерпульская четвёрка «Beatles» и белорусские “Песняры” — поразмышляйте, чем они схожи и чем отличаются?

— Умение оценить творчество групп очень важно. Не забывайте о красоте и правде музыки, которые оставили нам классики жанра.

Финал открытого занятия:

подведение итогов, результативность, замечания.


Используемая литература


  1. Дмитриева Л. Г. , Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр “Академия”. 2000. – 240 с.


  2. Компьютерная программа “Шедевры музыки” / Кирилл и Мефодий/.


  3. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: “Советский композитор”, 1988. – 176 с.

  4. : Академ
    Сайт в Интернете: Beatles. ru. Автор: Corvin.


  5. Смолина Е. А. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания. – Ярославль ия развития, 2006. – 128 с.



Тема занятия: «ПЕТЬ ПРИЯТНО И УДОБНО»

ЦЕЛЬ – формирование умения правильно произносить гласные и согласные звуки в словах, умения правильно дышать при исполнении песни.



Задачи – научить четко и активно произносить и пропевать слова в песне,

— развитие коллективного творчества,

— воспитание эстетического вкуса

Оборудование и музыкальный материал:

— фортепиано

— синтезатор

— ноты песни «Доброта»

— иллюстрация картины Кустодиева «Купчиха»



Ход занятия

  1. Организационный момент. Музыкальное приветствие «Добрый день». Указание цели занятия.

  2. Актуализация опорных знаний. Беседа о голосовом аппарате. Что принимает участие в появлении голоса? Что такое голосовые связки? Что происходит с ними во время пения? Как нужно беречь свой «музыкальный инструмент»? Как нужно дышать и сидеть, чтобы петь было приятно и удобно?

Учитель читает стихотворение «Петь приятно и удобно».

3. Выполнение гимнастики на правильное произношение гласных и согласных звуков ( а.о,у.и ; м, н,п,т,к,л,р ). Дети вместе с учителем произносят звуки, при этом помогают движения рук.

Выполнение упражнений на активизацию мимики (губ, языка, щек):

— «Уточкин нос»

— «Пятачок»

— «Восьмерка»

— «Круг»

— «Футбол»

— «Улыбка»

Дети с помощью мимики изображают задания учителя, при этом руки не участвуют.

Выполнение упражнения « Динозавр» на высотное интонирование звука. Дети вместе с учителем рисуют руками и голосом динозавра, меняя высоту голоса.

  1. Работа над дыханием.

«Цветок». Обучающиеся представляют в руках цветок и спокойно через нос вдыхают его аромат, при этом учитель следит, чтобы плечи детей не поднимались вверх, а оставались на месте. Выдох через рот.

«Блюдце с чаем». Дети спокойно вдыхают через нос, а выдыхают осторожно «на блюдце с горячим чаем». При этом учитель следит за долгим выдыхом обучающихся.

5. Что такое доброта? (беседа о доброте)

Вокально-хоровая работа над песней «Доброта». Повторение текста песни и пение мелодии с правильным интонированием.

Исполнение песни «Доброта» под музыкальное сопровождение.

6. Подведение итогов занятия.













План-конспект открытого занятия

вокального ансамбля «Доминанта»



Тема: Введение в программу.

«Разноцветные голоса»

(для детей 6-7 лет)







Составила: педагог дополнительного образования

Моров С.А.





















Красный Яр

2012

Тема: Введение в программу.

«Разноцветные голоса».



Цель: познакомиться с детьми, пробудить у детей интерес к занятиям в вокальном ансамбле.

Задачи:

Воспитательные:

  • дать первые навыки общения в новом коллективе;

  • создать атмосферу праздничного настроения от первого знакомства с вокальным ансамблем;

  • Воспитывать чувство любви к прекрасному.



Образовательные:

  • дать первоначальные представления о структуре занятия;

  • познакомить детей с понятиями:инструментальный и вокальный голос, солист, ансамбль.

  • Дать первоначальные невческие навыки.



Развивающие:

  • развивать внимание, память, воображение;

  • развивать у детей творческую самостоятельность;

  • развивать чувство ритма и музыкальный слух.



Оборудование, пособия и материалы.

Учебно-практическое оборудование:

  • фортепиано;

  • «Выставка» музыкальных инструментов (скрипка, флейта, гитара);

  • музыкальный центр;

  • учебная доска;

  • элементы костюмов (шапочки петушка, кошки, ежика);

  • наглядное пособие «Нотный стан»;

  • наглядные пособия «Солист», «Дуэт», «Вокальный ансамбль»;

  • воздушные шарики по количеству детей;

  • блок-флейты по количеству детей;

  • колокольчики по количеству детей.

Музыкальный материал:

  • песенки-распевки:»Ежик», «Петушок», «Кошечка»;

  • фонограмма песни «Воздушные шарики» (сл. и муз. И. Кабировой);

  • И.С.Бах «Шутка»;

  • Д. Скарлатти — Соната «Соль мажор»;

  • Н. Паганини «Каприз».



Оформление кабинета.

На подиуме выставлены музыкальные инструменты: скрипка, гитара, флейта.





































Развернутый план – конспект занятия.

«Вокал» пед:Моров С.А.

Ход занятия:



Структура занятия.

Время проведения

1.

Организационный момент (приглашение детей на занятие, приветствие детей).

2 мин.


2.

Целеполагание.

1 мин.

3.

Вводная часть (беседа).


7 мин.

4.

Основная часть (дыхательная гимнастика распевка, разучивание припева «Воздушные шарики»).

18 мин.

5.

Подведение итога занятия (опрос,

поощрение детей).




2 мин.



План-конспект.



  1. Организационный момент.

Педагог приглашает детей в класс. Дети садятся на стулья.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть в вокальном классе!

  1. Целеполагание.

Меня зовут Ирина Рафаэльевна. Я учу детей петь. Посмотрите на эти фотографии. Эти дети уже научились петь, выступают на сцене, в концертных костюмах и поют в настоящие микрофоны. А вы хотите научиться петь?

  1. Вводная часть. Беседа.

Кто из вас знает, как называют человека, который поет? Правильно — певец. Голос человека, который поет, называется вокал или вокальный голос. Послушайте, как звучит мой голос. Я вам спою песню про музыкальный колокольчик. А вы мне поможете игрой на колокольчиках.

Педагог раздает детям колокольчики.

Педагог исполняет песню «Колокольчик». Дети звенят колокольчиками.

Голоса у всех людей звучат по-разному. Представьте, что к нам на занятие пришла Фея красок и раскрасила голоса в разные цвета. Как вы думаете, в какой цвет раскрасила Фея красок мой голос?

Дети отвечают.

Педагог прикрепляет воздушный шарик-нотку соответствующего цвета на наглядное пособие «Нотный стан».

Педагог: Этот воздушный шарик обозначает мой вокальный голос. Давайте поселим мой голос в музыкальный домик.

Голоса бывают не только у людей, певцов, но и у музыкальных инструментов.

Педагог: перед вами выставка музыкальных инструментов. Какие инструменты вам знакомы?

Ответы детей.

Отгадайте музыкальную загадку.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка.

Звучит мечтательно мотив,

Поет так нежно…. Дети: Скрипка.

У скрипки тоже есть голос. Голос инструментальный.

Послушайте, как звучит голос скрипки.

Звучит фрагмент — Н.Паганини «Каприс».

Скажите, в какой цвет Фея красок разукрасила бы голос скрипки?

Дети отвечают.

Педагог прикрепляет на наглядное пособие воздушный шарик-нотку соответствующего цвета.

Педагог: Этот воздушный шарик обозначает инструментальный голос скрипки. Отгадайте еще одну загадку.

Расскажу тебе, дружок,В древние века –

Дунул тихий ветерокВ трубку тростника.

Человек услышал вдругМелодичный нежный звук.

И родился в тот моментМузыкальный инструмент. Дети: Флейта.

А теперь послушайте и скажите, какого цвета голос флейты.

Звучит фрагмент — И.Бах «Шутка».

Педагог прикрепляет на нотный стан соответствующий воздушный шарик-нотку.

Педагог: Кто знает, как называется этот инструмент?

Дети: гитара.

Педагог: Давайте послушаем голос гитары.

Звучит фрагмент — Д .Скарлатти «Соната Соль мажор».

Дети называют цвет воздушного шарика. Педагог прикрепляет на наглядное пособие воздушный шарик-нотку соответствующего цвета.

А теперь послушаем как звучат ваши голоса.

Дети поют свое имя . Дети прикрепляют воздушные шарики — нотку соответствующего цвета на нотный стан.

Педагог: Посмотрите, голоса музыкальных инструментов и наши вокальные голоса выстроились в разноцветный музыкальный ряд.

Запомните!

Звук инструмента – инструментальный,

Голос певца и певицы – вокальный.

Давайте повторим эти слова вместе.

  1. Основная часть.

Педагог: Для того, чтобы научиться петь, необходимо научиться правильно дышать. Для этого мы будем делать на каждом занятии дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика.

Педагог просит детей встать.

Упражнение «Воздушный шарик».

Сделайте медленный глубокий вдох через нос, руки через стороны вверх («надуваем шарик»). Задерживаем дыхание, а затем «сдуваем шарик» — выдыхая воздух, говорим : «Ха-ха-ха». Руки опускаем вниз с остановками. (Выполнить 2-3 раза).

Упражнение «Кошка».

Пошипим, как разъяренная кошка. Вдох через нос, выдох на звук «ш». Кисти рук сжаты в кулак. На выдох произносим звук «Ш» и резко разжимаем пальцы ( «Когти кошки»).

Упражнение «Флейтист».

Представим, что вы музыканты, играете на флейте. Вдохните воздух и на выдохе дуйте в музыкальный инструмент (показ педагога).

По жестам педагога дети выполняют упражнение.

Педагог: Для того, чтобы наш голос развивался, необходимо делать разминку для голоса.

Сейчас мы поиграем. Представим, что некоторые из вас превратились в веселых зверюшек и птичек. Педагог приглашает ребенка. ……. будет ежиком. (одеть шапочку ежика).

Я спою песенку ежика, а ты постарайся повторить за мной.

Педагог поет: «Маленький ежик, ни головы, ни ножек».

Ребенок повторяет.

Педагог: …. спела одна свою песенку.

Вышел на сцену маленький артист.

Если он один поет, значит он – солист. (Педагог показывает наглядное пособие «Солист»).

Педагог приглашает ребенка. ……. будет петушком (одеть шапочку петушка).

Педагог: Я спою песенку петушка, а ты постарайся повторить за мной.

Педагог поет: «Петушок, петушок, золотой гребешок»

Ребенок повторяет.

Педагог: ….. спела песенку одна. Настоящая артистка наша……. солистка.

Если ежик и петушок споют вдвоем — получится дуэт.

Спойте вдвоем: Мы в дуэте поем,

Очень весело живем.

Педагог: Послушайте песенку кошечки. «Мяу, мяу, мяу, ля-ля-ля-ля-ля. Ребенок повторяет.

Педагог: Настоящая артистка – ….. солистка.

Педагог: Если вы споете все вместе, втроем — получится вокальный ансамбль. Называется такой ансамбль – трио. (Педагог показывает наглядное пособие «Трио»).

Спойте вместе:

«Наш ансамбль трио — мы поем красиво».

А теперь я попрошу спеть всех детей вместе в вокальном ансамбле.

Дети поют: «Мы в ансамбле своем

Дружно песенки поем»

Педагог: Вот какой у нас получился замечательный вокальный ансамбль!

На нашем первом занятии мы начнем учить песню про воздушные шарики. Послушайте припев песни.

Педагог поет:

«Шарик синий, шарик желтый, шарик голубой,

Шарик разноцветный вместе с нами пой!»

Давайте скажем слова припева.

Педагог: А теперь мы исполним всю песенку в сопровождении фортепиано. Я буду исполнять куплеты песни, а вы припевы.



Педагог:

  1. Шарики воздушные в небо полетят,

Голоса веселые звонко зазвучат.

Дети:

«Шарик синий, шарик желтый, шарик голубой,

Шарик разноцветный вместе с нами пой!»

Педагог:

  1. Вот на сцену вышел маленький артист,

Если он один поет, значит он солист.

Дети:

«Шарик синий, шарик желтый, шарик голубой,

Шарик разноцветный вместе с нами пой!»

Педагог:

  1. Если мы в ансамбле песенки поем,

Значит мы все дружно, весело живем.

Дети:

«Шарик синий, шарик желтый, шарик голубой,

Шарик разноцветный вместе с нами пой!»

Скажите: «Мы – молодцы», «Наши голоса звучат красиво».

Давайте представим, что мы выступаем на настоящей сцене. Нас будут слушать настоящие зрители. Споем песню под очень веселую музыку.

Дети исполняют песню под фонограмму.

Педагог приглашает детей сесть на свои места.

  1. Подведение итога занятия.

Педагог: Вам понравилась наша песенка про воздушные шарики?

На следующих занятиях мы продолжим развивать наши разноцветные голоса и разучим всю песню. А когда мы ее выучим, мы будем выступать на настоящей сцене, в настоящих концертных костюмах и петь в настоящие микрофоны.

Скажите ребята, кто запомнил. Как называют человека, который поет один? (Солист)

А если певцы поют вдвоем? (дуэт)

А если они поют втроем? (трио).

А если мы поем все вместе? (вокальный ансамбль)

На занятии сегодня нам помогала пианистка Елена Петровна.

За ваше старание я хочу подарить воздушные шарики. Вы молодцы, а ваши голоса замечательно звучали в вокальном ансамбле! До свидания, до следующей встречи.



















Красный Яр- 2014

Схема плана-конспекта учебного занятия

 

Тема занятия: «Развитие ладового слуха и чувства метроритма»

Цель занятия: развивать звуковысотный слух и чувство ритма

Задачи:

Обучающие — разностороннее развитие музыкального слуха, музыкальной памяти;

Развивающие — развивать музыкальные способности детей;

Воспитательные — формировать чувство прекрасного но основе современного музыкального материала.

Тип занятия: повторение пройденного

Методы обучения: словесный метод, наглядный метод, метод игры

Организация рабочего места педагога: песенный материал, диск с записями фонограмм, пианино, игрушка Ступенич, карточки с длительностями, рисунки

Межпредметные связи: сольфеджио, ритмика, актерское мастерство

Литература:Козырев «Система сольмизации»  ,  1999 г.

 

Структура занятия

1 Организационный момент

1.1  Приветствие

1.2  Положительный настрой на занятие

1.3  Проверка  готовности к занятию обучающихся

1.4  Сообщение темы занятия, постановка цели

2       Актуализация знаний обучающихся

2.1  Повторение пройденного материала

3       Ритмическая пауза.

4       Работа над песнями

5       Итоги занятия

Ход занятия

 

1.             Организационный момент:

Музыкальное приветствие:

Здравствуйте, ребята

Здравствуйте, учитель.

-Я рада видеть вас на этом занятии!

Проверка готовности к занятию:

— Сейчас вам предстоит петь песни, слушать музыку  и для этого мы проведем специальную настройку. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох. Теперь я буду произносить фразы, а вы их повторяйте хором, негромко, спокойно.

— Мы готовы к   работе на занятии.

— У нас хорошее настроение.

— Мы будем стараться.  

          — Откройте глаза, еще раз глубоко вздохните.  ВЫДОХНИТЕ и приготовьтесь работать на занятии.

Сообщение темы, постановка цели.

 

2. Актуализация знаний обучающихся:

— Вспомните и расскажите чем вы занимались на прошлом занятии (пели ступени, песни – попевки, разгадывали ритмические загадки) Пели песни  «Зонтики», «Эскимос».

— Сегодня мы продолжим работу над чистотой интонирования ступеневых оборотов, ритмическими загадками, пением песен для будущих концертов.

-Приготовились, настроились — поем ступеньки. Пропевание ступеневых оборотов с их показом ручными знаками.  Игра «телевизор».

Вопросы: какая самая главная ступень? — раз.

Почему? — потому что к ней тянутся остальные ступени.

Как ее называют музыканты? — тоника

-Теперь вам ступени будут загадывать загадки. Закрывайте  глазки. Ушки внимательно слушают. Кто отгадал — поднимает руку.

-Молодцы , ребята, очень хорошо справились с этим заданием.

-Послушайте внимательно  мелодию песни. Я сыграю ее 2 раза. Ваша задача определить настроение этой мелодии и лад

В начале играю – в мажорном ладу, потом в минорном ладу. Дети должны назвать, что изменилось настроение, а соответственно лад, назвать лад

-А сейчас послушайте внимательно, мелодию какой песни я играю?

Звучит песня — попевка  «Василек» .

— Кто помнит какие ступеньки живут в этой попевке.

Кто знает поднимает руку и становится на это время УЧИТЕЛЕМ и всему классу показывает ступени.

— А сейчас, какую я играю попевку.

Звучит мелодия попевки  «Листопад».

Кто отгадал поднимает руку и поет песню.

Задаваемые вопросы:

Что мы сейчас пели? — мелодию

Мелодия делится на что? – на фразы

Какие ступеньки спрятались в первой фразе? (Кто помнит – тот и показывает).

Какие ступеньки спрятались во второй фразе?

Показываем сердце мелодии — ножками.

— Что показывали наши ножки? Пульс мелодии, музыканты называют сердце мелодии — доли

— А, сейчас, покажем каждый звук мелодии. Хлопаем в ладоши и показываем ритм песни. Сочетаем движение долевой и ритмической пульсации

— К нам в гости пришли длительности – они обозначают сколько длится музыкальный звук.

Дети называют длительности по именам. Поют песни про длительности. Читают их по карточкам и отгадывают ритмические загадки

Разбор новой песни – попевки «Едет , едет паровоз».

 

 

          3. Ритмическая пауза.

 Движение под музыку. Набор элементарных движений показывающих метрическую  пульсацию.

 

4. Работа над песнями

Работа над песней «Эскимос»

Приемы пения: «эхо», «а капелла» — работа по фразам. Прохлопываем ритм  в ладошки. Показываем метрическую пульсацию ножками

— Молодцы ребята, а закончим мы занятие исполнением песни «Веселые зонтики». Постарайтесь передать веселое настроение в песне. Следите за слаженностью звучания ансамбля.

Исполнение песни «Веселые зонтики» технические задачи: добиться чистоты интонации, четкой дикции, своевременного начала и окончания музыкальных фраз.

Эмоционально-художественные задачи: постараться добиться светлого, возвышенного, одухотворенного состояния при исполнении, почувствовать радость и удовлетворение от исполнения песни.

 

5.  Итоги занятия:

Оценка каждому исполнителю, анализ достижений и неудач.

Приложение к плану

конспекту урока

«Обучение навыкам вокальной техники начинающих певцов»

Таблица 2

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

No

Название

ресурса

Тип, вид

ресурса

Форма

предъявления

информации

(иллюстрация

, презентация,

видеофрагмен

ты, тест,

модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс,

обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Аудиозапи

сь

«Джазовы

й вокал»

Упражнен

ия для

развития

голоса

А.Корягин

ой.

Медиафай

лы

аудиофрагмен

ты

https://music

corp.org/publ/vox/vox/dzhazovyj_

vokal_prakticheskoe_posobie_

dlja_nachinajushhikh_a_karjagina

/46

1

426

2

Аудиокниг

а Сет

Риггз

«Пойте

как

звёзды»

Медиафай

лы

аудиофрагмен

ты

http

://

vst

portal

.

ru

/

board

/

music

_

books

/

knig

a

_

dlja

_

vokalistov_set_riggz_pojte_kak_z

vezdy/1

1

245

3

Аудиозапи

сь

фонограм

мы песни

В.Шаинск

ий

«Взрослые

и дети









Конспект занятия

для работы с учениками старших групп МОУДОД «Красноярский ЦДТ»

по специальности «Классическая гитара».

Тема: «Развитие технических навыков

в работе над гаммами

в старших классах

специальности «Гитара»

Автор: Моров С.А.,

педагог МОУДОД «КрасноярскийЦДТ» высшей категории

Цель урока: освоение, закрепление и развитие основных технических навыков исполнения у ученика в работе над гаммами, практическое применение их в работе над этюдом.

Задачи урока:

  1. Вызвать интерес к занятиям по специальности.

  2. Развитие тактильных навыков техничного исполнения у ученика.

  3. Направленность на осмысление учеником технических задач как упражнений на развитие определенного звукового результата исполнения.

  4. Повышение техничности исполнения у учащегося.

  5. Развитие навыка распознавания, применения полученных знаний в области преодоления технических трудностей в учебном нотном материале: в гаммах, в этюдах, в пьесах.

  6. Применение навыков преодоления технических трудностей такой форме работы с музыкальным материалом как чтение с листа.

Продолжительность урока: 45 минут.

Материально-техническая база: две гитары (для ученика, у педагога – для показа), подставки для ноги, пульт.

Подробный план урока:

  1. Определение понятий «Техника», «Гамма», «Хроматическая гамма», «Тирандо».

Техника (с греч. «искусный» ) – совокупность приемов, применяемых для получения наибольших результатов при наименьшей затрате человеческого труда.

Гамма — звукоряд неопределённой протяжённости, соседние ступени которого стоят друг от друга на целый тон или полутон. Под гаммой в школьной исполнительской практике подразумевают восходящие либо нисходящие октавные звукоряды.

Хроматическая гамма — восходящее или нисходящее мелодическое движение по полутонам, построенное, как правило, на основе мажорной или минорной гаммы.

Тирандо – прием звукоизвлечения, характеризующийся прожатием струны «без опоры» на соседнюю, играется с ощущением «точки», оставляемой пальцем на струне.

  1. Определение пассажной техники исполнения как доминирующей при изучении и отработке гамм на гитаре.

  1. Определение 2-х пальцевой и 3-х пальцевой техники исполнения на гитаре. Показ каждой из них, определение ее возможностей (темповых, ритмических, динамических).

Ссылка на использование каждого вида в разных исполнительских школах страны и зарубежья:

Двухпальцевая техника: доминирует в исполнительских школах Европы. Основана на отработке мелкой техники – активной подвижности пальцев i-m.

Трёхпальцевая техника: широко используется в России. Популярность её обуславливаю исторически сложившимся чутким слышанием и реагированием российского исполнителя на произведения арпеджированной, аккордовой фактуры (идущей от народного творчества). Именно в таких условиях получила активное развитие аппликатура i-m-a в разных вариантах.

Делаю упор на изучение и освоение двухпальцевой техники как первоначальной для освоения на данном открытом уроке.

  1. Разграничение проблем движений левой руки и движений правой руки.

  1. Работа над проблемами исполнения гаммы левой рукой:

— позиционная игра гаммы, расположение пальцев левой руки на позицию, положение кисти, локтя,

— техника смены позиции на одной струне («приставление» пальцев при движении гаммы вверх, «перетекание» — при движении вниз, при переходе на разных струнах,

— ощущение наклона струны, проблема важности игры с подставкой с определенным фиксированным углом наклона инструмента,

— проблема постановки большого пальца левой руки за грифом, ощущение его как опоры кисти, как ориентира для положения пальцев в позиции, смена позиции с переносом большого пальца,

— проблема ощущения затраты силы пальца на прожатие струны, упражнения на верное распределение усилий на каждую подушечку пальца,

— проблема экономности движения при прожатии, переступании пальцев,

— проблема исполнение гаммы штрихом «легато» через «переступание» пальцев левой руки, упражнения по данной задаче.

  1. Работа над исполнением гаммы правой рукой:

— определение счета, подбор «лидирующего» пальца – I или m, ориентир его на сильную долю, счет вслух учеником, педагогом, определение физических ощущений при акцентировке ноты (через нажатие/ бросок) при игре разных ритмических рисунков. Важность схожести по динамике всех нот на сильные доли «раз»,

— исполнение ритмических рисунков : 2-ли, затем – 3-ли, затем – 4-ли, затем – пунктирный ритм. Объединение их в блок (игра в непрерывном порядке). Определение опеваний для совпадения сильной доли с тоникой,

— ознакомление  с исполнением 5-лей и 6-лей, подбор словосочетаний для удобства определения первой доли,

— передача динамических оттенков при исполнении хроматической гаммы (крещендо – при игре гаммы вверх, диминуэндо – при игре вниз).  Физические ощущения при выполнении данной задачи у ученика,

— сочетание приемов игры «тирандо» и «апояндо» при игре гаммы. Применение «апояндо» разово, для маркатированного выделения крайних нот тоники в гамме или при акценте в ритмических рисунках крупных длительностей (например, 2-лей),

— проблема игры приемом «тирандо» на басовых струнах, определение опоры большого пальца, разворот кисти правой руки перпендикулярно струнам для плотного «нешуршащего» звука,

— проблема нахождения большого пальца p  относительно играющих пальцев при игре гаммы на разных струнах. Проблема переноса его при переходе на другую струну,

— применение «контактного» способа игры при исполнении гаммы,

— проблема собранности кисти, неподвижности мостика, использования полусогнутых пальцев в качестве «рычагов» при атаке звука,

— проблема свободы пальца a при двухпальцевой аппликатуре проигрывания гаммы,

— проблема динамической ровности исполнения гаммы через слышание ее учеником как целостного развития музыкального материала, через стабильную равнозначную работу пальцев правой руки по атаке звука,

— тембровое ровное исполнение нот гаммы, особенно при переходе со струны на струну, при использовании открытых струн.

  1. Работа над координацией рук при исполнении гамм:

— отработка упражнений на пунктирный ритм, на стаккато,

— работа над артикуляцией передачи проигрываемого материала.

  1. Работа с метрономом как итоговая форма закрепления и проверки ровности игры учеником гаммы. Работа с метрономом для ускорения темпа проигрываемой гаммы.

— выработка навыка умения слушать метроном, играть вместе с ним, не опережая и не отставая от него (у Дениса: четверть в гамме = 80, четверть в хроматической гамме = 92),

— выработка умения «вкладывать» разные ритмические рисунки во временной отрезок доли, отсчитываемый метрономом. Выработка умения «предслышания» и счета у ученика,

— сочетание игры с метрономом и без него.

  1. Применение навыков пассажной техники в пьесах на примере М.Каркасси. Этюд D-dur.

— выявление пассажей в Этюде,

— определение аппликатуры обеих рук с учетом тембровой целостности и ровности каждого голоса,

— отработка разными упражнениями тяжелых мест,

— работа над темпом, упражнения,

— выбор динамических оттенков, логическое обоснование выбора, слуховой анализ, отработка,

— полностью проигрывание всего этюда, главная задача – целостность формы и содержания через верную передачу выразительных средств.

Анализ урока.

Урок должен пройти результативно.

Преподаватель выполняет план: ученик должен понять, усвоить и успешно применить полученные навыки работы над гаммами в этюде, освоить запланированный педагогом материал урока.

Ученик в процессе урока должен почувствовать импульс творчества, самореализации. Этот толчок будет побуждать его к кропотливой работе над техникой и на последующих занятиях, и в домашней работе.

Использованная литература:

  1. Гитман А.Ф. Донотный период начального обучения гитариста. М., 2003.

  2. Тэйлор Д. Звукоизвлечение на классической гитаре. Материалы с сайта https://demure.ru 2009.

  3. Дудинский К. Комплексный подход в работе над техникой профессора Райнберта Эверса. М., 2010.

  4. Кирьянов Н.Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М., 1991.

  5. Сеговия А. Моя гитарная тетрадь. М., 1995.

  6. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1988.

  7. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1989.

  8. Ларичев Е. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. М., 1988.



Свежие документы:  Урок на тему "Музыкальная викторина"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: