Конспект урока на тему «Музыка»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад 147 «Улыбка» комбинированного вида»

города Чебоксары Чувашской Республики








Конспект урока на тему

«Музыка»









подготовила

Баташева Вера Вячеславовна,

музыкальный руководитель




г. Чебоксары, 2013 год


Программное содержание:

Образовательные задачи:

  1. Учить различать средства музыкальной выразительности, сравнивая схожие по названию произведения.

  2. Учить передавать характер музыкального образа в рисунке.

  3. Закреплять умение давать эстетические оценки, соотносить по настроению образы музыки и живописи.

  4. Формировать способность к осознанному и эмоциональному восприятию образного содержания музыкального произведения.

Развивающие задачи:

  1. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, побуждать детей высказываться о характере музыкальных произведений.

  2. Развивать умение различать средства музыкальной выразительности:

регистр, динамика, тембр.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать любовь к произведениям классической музыки.

Музыкальный репертуар:

  • А. Лядов «Баба Яга»

  • П.И. Чайковский. «Детский альбом» — пьеса «Баба Яга»

  • М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» — пьеса «Избушка на курьях ножках»


Ход занятия:

Педагог. Вы уже знаете, что музыка может рассказывать разные сказки — грустные, таинственные, добрые. Сегодня вы услышите ещё одну сказку, рассказанную музыкой: «Баба Яга» П.И. Чайковского. Послушайте эту музыку и определите ее характер. (слушание) Какую музыку вы услышали?

Дети. Музыка фантастическая, быстрая, громкая, колючая, недобрая. (Звучат фрагменты.)

Педагог. Как рассказывает музыка о Бабе-яге? (Исполняет пьесу.)

Дети. Музыка злая, страшная, быстрая, отрывистая, тревожная. Баба-яга ковыляет, опираясь на клюку, а потом летит в ступе, погоняя ее помелом. В конце исчезает, проваливается сквозь землю, пропадает.

Педагог. Молодцы! В начале пьесы музыка зловещая. В ней слышны остановки, пугающие аккорды с жёсткими акцентами, будто Баба-яга ковыляет, прихрамывая, затевает что-то недоброе. (Исполняет 1-8-й такты.) Потом появляется непрерывное, суетливое движение. Отрывистые интонации чередуются с плавными парами звуков, появляются то вверху, то внизу, будто Баба-яга мечется, суетится, что-то ищет. (Играет 9~12-й такты.)

В средней части пьесы равномерные повторяющиеся звуки изображают безостановочное движение, как будто Баба-яга помчалась, понеслась в своей ступе. Отрывистые аккорды звучат ритмично, коротко, чётко, остро, как удары помела, которым Баба-яга погоняет ступу. (Играет 13-25-й такты.)

Третья часть пьесы повторяет первую, но теперь мелодия звучит высоко, будто Яга в полёте поднялась под самые небеса, грозит, машет, злится. (Играет 26-32-й такты.)

Но вот мелодия начинает звучать все ниже и ниже, как будто Яга спускается вниз, на землю. (Играет 33-40-й такты.) Закружилась, колдует, вертится и вдруг пропала… (Исполняет последние шесть тактов, потом всю пьесу целиком.)

Педагог. Не только П. Чайковский, но и другие композиторы изображали Бабу-ягу в своих музыкальных сказках.

Русский композитор Анатолий Константинович Лядов написал небольшую пьесу для оркестра.

А. Лядов написал свою сказку на сюжет «Народных русских сказок» А. Афанасьева: «Баба-яга вышла во двор, свистнула — перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Баба-яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает… Скоро послышался в лесу шум: деревья трещали, сухие листья хрустели…» (Звучит запись.) Во вступлении композитор изобразил свист Бабы-яги и подъезжающую ступу.

Музыка звучит низко, зловеще, страшно. Слушая ее, можно представить себе тёмный дремучий лес, в котором живёт Баба-яга. Слышатся таинственные шорохи, лесные шумы, потрескивание сломанных сучьев. И вот Баба-яга понеслась, погоняет свою ступу. Звуки ксилофона напоминают стук костей, которыми Яга грозит, размахивает. Злые акценты, отрывистые возгласы, короткие мелодические интонации изображают полет Яги, которая гремит костями, свистит, злится. (Звучит фрагмент.)

Музыка похожа на зловещую пляску, потом начинает звучать высоко, летка, танцевально, будто Яга взвилась высоко в небо и унеслась. И все-таки Яга не кажется по-настоящему страшной, скорее — смешной. Отдельные отрывистые звуки флейты, волшебные, колючие и посвист в конце выразительно и с юмором изображают исчезновение Яги. (Запись звучит повторно.)

А у М. Мусоргского, в его «Картинках с выставки», есть пьеса, которая называется «Избушка на курьих ножках» или «Баба-яга.

В пьесе М. Мусоргского образ Бабы-Яги полон жизни и движения.

А как изображается Баба-яга у М. Мусоргского? (Звучит запись.)

Дети. Она злющая, свирепая.

Педагог. Да, с первых звуков музыка рисует портрет свирепой, разъярённой, беснующейся, лютой ведьмы. Музыка звучит очень громко, с резкими, внезапными, жёсткими акцентами.

Сначала она прерывается устрашающими, зловещими паузами, потом движется с непрерывным ускорением, мчится — грозная, чёткая, ритмичная, похожая на дикий лихой пляс или стремительный полет, властная, мощная, страшная, даже с оттенком злобного торжества! (Звучит фрагмент.)

В пьесе М. Мусоргского три части. В середине все внезапно затихает, слышатся странные, дрожащие, волшебные звуки. Мелодия звучит тихо, в низком регистре, таинственно, словно Баба-яга затеяла что-то недоброе, бурчит, колдует, шепчет, возится… (Звучит фрагмент средней части.)

И опять музыка становится жёсткой, свирепой, грозной, как в начале. (Звучит запись.)

Педагог. В какой из трёх пьес (П. Чайковского, А. Лядова или М. Мусоргского) Баба-яга вам показалась самой злой? (Звучат фрагменты.)

Дети. В последней, М. Мусоргского.

Да, в пьесах П. Чайковского и А. Лядова можно найти и черты юмора, а у М. Мусоргского Баба-яга очень страшная. (Можно попросить детей передать в движениях характер этих пьес.)

Нарисуйте дома Бабу-ягу такой, какой она вам представляется в одной из пьес, которые вы слушали, или в разных пьесах.




























Использованная литература.

1. Программа воспитания и обучения в детском саду « От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса. М. « Мозаика- Синтез», 2010г.

2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Утверждены Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 года

655.

3. И.В. Груздева, Е.К. Лютова, Е.В. Никитина. Навстречу музыке: музыкальные игры и занятия для детей.-Ростов н/Д: Феникс, 2010.

4. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Мир праздников для дошкольников:

Сценарии мероприятий. – М.: 5 за знания, 2006.

5. Кошмина И.В., Ильина Ю. В., Сергеева М.П. Музыкальные сказки и игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.:Линка-пресс,2006.

6. Радынова О.П. музыкальные шедевры: Сказка в музыке. — М.: ТЦ

Сфера, 2009.



Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  • http://blog.i.ua/user/4681767

  • http://www.webpups.ru/detskie

  • http://artru.info/picture.php

  • http://vasilysergeev.livejour

  • http://otvet.mail.ru/question/

  • http://gov.cap.ru/home/12/1/20

  • http://gov.cap.ru/home/12/1/20


Свежие документы:  Конспект урока музыки "Инструменты симфонического оркестра" 2 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: