Конспект урока на тему «Виват, Россия!»


Музыка

«Виват, Россия!»

Цель: возбудить интерес учащихся к истории и культуре эпохи Петра I, познакомить с историей возникновения музыкального жанра — кант.

Задачи:

обучающие:

— дать представление об отличительных особенностях хвалебных кантов;

— дать представление о трехчастной форме канта;

— научить находить сходства и различия между походной солдатской песней и кантом.

развивающие:

— развивать наблюдательность и умение анализировать;

— развивать умение работать со словарем.

воспитательные:

формировать гендерные представления;

— воспитывать уважение к историческому и духовному наследию России



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Музыкальное приветствие


— Какого характера прозвучала музыка?

— Почему вы так решили?

Учащиеся входят в класс под музыку

Героическая

Ответы детей

Введение в тему урока

— Рассмотрите картину, кто изображён на ней? /СЛАЙД/

— Что изображено на картине?








— Это картина Василия Нестеренко «Отец Отечества». Она висит в данное время в приёмной президента России

— Как вы думаете, почему эта картина находится не в художественном музее, а в приёмной Президента?





Пётр I

Гренадёрская шапка со страусовыми перьями красного и белого цветов, российский флаг, шпага, военный горн, мундир, на заднем плане картина с изображением батальной сцены



На ней изображены государственные и военные символы, что говорит о мощи государства и воинской доблести его защитников

Работа по теме урока

— Прочитайте, как звучит тема урока

— Что значит «Виват, Россия!»





— Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?




— Ребята, как вы думаете, какая роль в жизни всех людей отводится женщинам, а какая мужчинам?


— Какие качества больше всего ценятся в женском характере?)

— А в мужском?

— Мужчины испокон веков были защитниками своего Отечества, своей семьи

— Скажите, мальчики сразу рождаются сильными, смелыми, выносливыми или эти качества нужно в себе воспитывать?

— А вы знаете, как нужно воспитывать в себе настоящие мужские качества?

— Ребята, кто из вас может назвать великих русских полководцев?

Александр Невский – жил тысячу лет тому назад. Был самым молодым полководцем, в 20 лет вел полки против шведских, немецких захватчиков. Его воска не потерпели ни одного поражения. За подвиги Александра Невского причислили к лику русских Святых. /СЛАЙД/


Дмитрий Донской родился через сто лет после А.Невского. Прославился тем, что освободил Русь от татаро-монгольского нашествия. /СЛАЙД/


А.В.Суворов – национальный герой России, великий русский полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере (более 60 сражений). Орден им. Суворова самая высокая награда за боевые подвиги.


Михаил Илларионович Кутузов – русский полководец, одержавший победу над французами 200 лет назад.


— Ребята, откуда мы узнаем о былых сражениях, подвигах героев?




— Знаете ли вы, кто изображен на этой картине?


Это великий русский царь Петр I, живший 300 лет назад. Петр I очень хотел, чтобы Россия стала могучим и сильным государством и много для этого сделал. Именно Петр I создал Российский флот, сам строил корабли, открыл морские торговые пути, при нем на Российском флаге появился триколор, он ввел новое название нашей страны — Россия, открыл первый в России музей и первую библиотеку, установил в России традицию праздновать новый год, ввез картошку в Россию из Южной Америки. По указу Петра I в некоторых городах стали возводить триумфальные ворота или арки.

Вот так выглядела первая деревянная триумфальная арка, возведенная в Москве 300 лет назад, называлась она Красные ворота.

— Как вы думаете, по какому случаю могли быть построены эти ворота?




— Триумфальные ворота или арки возводились в честь победы в сражениях. Их устанавливали при входе в столицы и предназначались они для въезда полководцев и войск, возвращавшихся домой с победой.

После победы над шведами под Полтавой по указу Петра I возвели в Москве семь триумфальных арок, под которыми прошли воины-победители. Такого длинного и массового шествия Москва никогда не видела.

— Ребята, что нужно было сделать, чтобы шествие воинов–победителей было особенно торжественным и радостным.

— Верно. Во время шествия войск, наверху триумфальных ворот, размещались музыканты-инструменталисты и певцы, которые исполняли специально сочиненные по этому случаю хвалебные или виватные канты.

— Давайте прочитаем, что такое кант по учебникам стр. 12

— Что же такое кант?

— Давайте произнесем хором слово «Виват!» так, чтобы передать его эмоциональный настрой – четко, восторженно, приподнято.

— Теперь послушаем кант «Радуйся, Росско земле». Во время звучания этого сочинения будем подпевать повторения слов «Радуйся, Росско земле!» и «Виват!», а затем объясним, какими музыкальными средствами неизвестный композитор XVIII века создал праздничное настроение.


Звучание Канта «Райдуйся, Росско земле!»

Объясните, какими музыкальными средствами композитор создал праздничное настроение.







— Сейчас мы послушаем с вами ещё один хвалебный кант, сочиненный по случаю победы русского войска над шведами в одном из крупнейших сражений под Полтавой.

— Послушайте кант и определите, из скольких частей он состоит.


Звучание Канта «Орле Российский»

Кто сумел определить форму канта – сколько в ней частей?

— Одинаковые ли части по характеру, все время ли звучал кант торжественно?






— Как вы думаете, почему строение канта трехчастное? Почему автор не ограничился двумя частями?




— Как вы думаете, а воспевалась ли храбрость и удаль солдатская в русских народных песнях?



— Одну из песен, которая родилась во времена правления Петра I мы сегодня разучим. Жизнь солдатская никогда не была лёгкой, а в те давние времена и подавно. Ведь в армию забирали солдата на 25 лет. Уходил он совсем молодым, в 20-25 лет, а возвращался домой уже пожилым человеком. Иногда служба в армии длилась пожизненно. И поэтому армия для солдата была и домом родным и семьей. Но солдаты не унывали, ведь они защищали свою землю, своих родных и близких, и песни помогали им преодолевать все трудности.


Разучивание «Солдатушки, бравы ребятушки»


— Ребята, чем различаются и чем похожи между собой солдатская песня и хвалебный кант?












Заздравное приветствие во времена Петра I — «Да здравствует!», «Пусть живет!», радостный возглас наподобие «Ура!»

Мы будем говорить о героической музыке, о подвигах русских героев


Женщина-мать, хранительница домашнего очага, мужчина – защитник, добытчик

Доброта, нежность, красота

Отвага, сила, выносливость


Нужно воспитывать


Ответы детей

Ответы детей















Из древних летописей, былин, народных песен, живописных изображений


Пётр I











Работа со словарём в парах («Триумф» — победа)









Сопровождать шествие музыкой




Дети читают

Дети отвечают









Учащиеся анализируют прозвучавший кант, отмечая энергичные, призывные интонации, чёткие ритмы, звучание мужского многоголосного хора без сопровождения






Три

Нет, средняя часть контрастная – это молитва по погибшим, звучит печально, очень тихо. Крайние части звучат ярко, торжественно, победно

Третья часть звучит как торжество жизни над смертью, как утверждение того, что кровь солдат была пролита не напрасно

Воспевалась, ведь песни помогали солдатам воевать, они поднимала им настроение











Сходство – четкий ритм, маршевый характер, исполняется мужским хором. Отличия – солдатская песня задорная, энергичная, под нее легко шагать. Кант имеет ликующий, торжественный характер, присутствуют речевые призывные, виватные интонации

Рефлексия:
— Подведем итоги сегодняшнего урока

— Что такое кант?

— Когда возник жанр канта?

— Как называется кант, сочиненный по случаю победы?

— Кем исполняется виватный кант?


— Во что со временем превратился виватный кант?



Песня

300 лет назад

хвалебным или виватным

мужским хором без сопровождения

в государственный гимн

Свежие документы:  Конспект урока по истории "Япония на пути модернизации: «восточная мораль — западная техника»" 8 класс









скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: