Конспект урока «Песенность» 3 класс


Конспект урока Козыревой Инги

Учитель: Козырева Инга Олеговна

Методист: Рачина Б.С.

Дата: 06.10.2011.

Время: 10.05-10:50

Класс: 3 «в»

Программа: Д. Кабалевский.

Тема: Песенность.

Цель: продолжать закреплять характерные особенности (признаки) жанра песни.

Задачи:

  • развивать музыкальный слух в процессе игровой деятельности;

  • углублять знания об интервалах;

  • развивать музыкальный слух в процессе игровой деятельности;

  • продолжать формирование умений и навыков хорового пения.

  • развивать звуковысотный слух у детей.



Методы:

  • словесные (беседа, диалог, разъяснение, пояснение);

  • наглядные (зрительная и слуховая наглядность);

  • метод сравнения;

  • метод эмоциональной драматургии.


Тип урока: Комбинированный.


Основные понятия, изучаемые на уроке:

    • П.И. Чайковский;

    • октябрь;

    • интервал;

    • секунда;

    • кварта;

    • прима;

    • песня

    • осень.


Задания для учащихся:

  • принять участие в музыкальной и музыкально-пластической импровизациях

  • разучить песню М. Парцхаладзе «Осень»;

  • повторить первый куплет песни «Мой край» и выразительно исполнить;

  • написать самостоятельную работу «Интервалы»;

  • принимать участие в упражнения.


Оборудование

  • доска;

  • музыкальный центр;

  • компьютер;

  • проектор;

  • раздаточный материал;

  • фортепиано.


Музыкальный материал:

    • М. Парцхаладзе слова Л. Некрасовой «Осень»;

    • П.И. Чайковский «Октябрь»;

    • музыкальная игра «Эхо, отзовись»;

    • стихотворение Ивана Бунина «Осень»;

    • М. Парцхаладзе слова Ш. Акобиа, перевод с грузинского В. Семернина, «Мой край».




структурный план урока:

Вид деятельности

Музыкальный материал

Время

1.

Вход. Вводная беседа

М. Парцхаладзе, сл. Ш. Акобиа «Мой край»;

2

2.

Певческая деятельность (Распевание)

Музыкальная игра «Эхо»

3

3.

Певческая деятельность

М. Парцхаладзе, сл. Ш. Акобиа «Мой край»;

7

4.

Музыкально — пластическая деятельность

Песня «Шёл я с папой по дороге»;

3

5.

Самостоятельная работа

«Интервалы»

6

6.

Музыкально-творческая деятельность

Звуки природы;

9

7.

Слушательская деятельность

П.И. Чайковский «Октябрь»

6

8.

Музыкально-творческая деятельность

Импровизация на стихи «Осень непогодушка, тополь пожелтел»;

5

9.

Певческая деятельность

М. Парцхаладзе, слова Л. Некрасовой «Осень»

7

10.

Обобщение


2







Содержание урока.

Вход. Вводная беседа.

Задачи:

  • организовать внимание учащихся;

  • ввести в тему урока на основе актуализации знаний учащихся.


У: Здравствуйте ребята.

Д: Добрый день.

У: Ребята, кто из вас любит петь? Поднимите руки. Наш сегодняшний урок мы посвятим пению. Давайте послушаем, друг друга, кто из нас как поёт. Сыграем в «Музыкальное эхо».

Певческая деятельность (распевание).

Дети по очереди исполняют упражнение «Эхо». Затем весь класс исполняет упражнение тихим звуком.


Эхо, эхо

отзовись, отзовись,

чисто петь, чисто петь

научись, научись.


Слушай, слушай

Не зевай, не зевай

Всё за мной, всё за мной

Повторяй, повторяй.

Певческая деятельность.

Задачи:

  • повторить и выразительно исполнить первый куплет песни «Мой край»;

  • осваивать мелодию и текст песни;

  • добиваться четкого и ритмичного исполнения;

  • работать над выразительностью исполнения фраз;

  • исполнить 1 куплет песни.

У: Ребята, кому была знакома музыка, под которую вы входили в класс?

Д: Это песня «Мой край».

У: На прошлом уроке мы начали с вами разучивать эту песню. Давайте продолжим и постараемся исполнить её так, чтобы передать то настроение, которое хотел передать нам автор.

У: Ребята, а кто мне скажет, о чём в ней рассказывалось?

Д: В песне рассказывается о любви к своему краю, о его широте и красоте. У нас у каждого есть свой родной край, в котором он вырос. Давайте с вами попробуем спеть.

Слова песни:

как прекрасен край родимый –

Горы, пашни, реки,

Край отцовский, край любимый

И родной навеки!


Здесь звучанье на просторе

Колыбельной песни

Возникает в птичьем хоре

С пеньем ветра вместе.

Разучивание:

  1. Певческая посадка.

  2. Показ первой фразы.

  3. Выстраивание первого звука.

Разучивание первой фразы («Как прекрасен край родимый горы, пашни, реки»);

  1. Пропеваем четко, уверенно, ритмично.

  2. Пропеваем повторно первую фразу.

У: Ребята, какое главное слово «Как прекрасен край родимый»

Д: Родимый.

У: Правильно давайте с вами попробуем спеть.

Сама показываю как надо спеть.

У: Ребята будьте внимательны, у нас в этой фразе есть небольшой распев рЕЕки.

Показываю как надо спеть. Поют дети.

  1. Закрепляем и пропевает ещё раз первую фразу « Как прекрасен край родимый горы, пашни, реки»;

  2. Разучиваем вторую фразу «Край отцовский, край любимый и родной навеки»;

У: Ребята, как вы думаете, как надо спеть эту фразу?

Д: Подвижнее.

У: Ребята как вы думаете в этой фразе, где главное слово, послушайте меня и скажите.

Пропеваю «Край отцовский, край любимый»;

Д: Любимый.

Пропеваю с детьми.

У: Давайте с вами попробуем спеть, как будто мы на самой вершине и видим весь наш родной край. Споём ласковее и нежнее, напевнее.

Предлагаю спеть кому-нибудь из детей. (Катя Лигай). «И родной на веки»;

  1. Закрепляем и соединяем первую и вторую фразу.

Прошу детей спеть вначале первую колонку, потом вторую.

  1. показ третьей фразы «Край отцовский, край любимый и родной навеки»;

У: Кто мне скажет, а фразы похожи?

Д: Да!

У: Чем?

Д: слова одинаковые.

У: А в чём отличия, кто был внимательный?

Д: Окончания разные, в первой фразе было наверх, а во второй вниз движение.

У: Молодцы. Все были внимательные.

У: будьте внимательны, у нас есть небольшой распев в конце.

Показываю где и пропеваю.

пропеваю с детьми.

  1. Соединяем от начала до конца с рабочим аккомпанементом.

Музыкально – пластическая деятельность.

У: Молодцы. Сейчас мы с вами совершим музыкальную прогулку по нашему краю? Давайте вспомним нашу песенку про папу и сына и прогуляемся вместе с ними. Встаньте и приготовьте руки. Мы будем показывать рукой папины шаги.

Сделали отдельно за папу, а потом все вместе за сына. Потом я делю на колонки, и одни поют за папу, а другая колонка поёт за сына.

Самостоятельная работа.

У: Ребята, кто напомнит, какие мы знаем интервалы?

Пишу название интервал на доске.

Д: Кварта и секунда.

Пишу на доске кварта и секунда.

У: Правильно. Сколько ступенек от одного звука до другого в кварте?

Д: Четыре.

У: Молодцы.

Пишу рядом с квартой цифру четыре.

У: А кто был самый внимательный на прошлом уроке и скажет мне сколько ступенек от одного звука до другого в секунде?

Д: Два.

У: Молодцы.

У: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним интервалом, который называется «прима».

Пишу на доске.

Это простой интервал и звучит он как одна нота.

Играю приму.

У: А какую цифру я должна рядом написать?

Д: Один.

У: Молодцы. А теперь чтобы я поняла, кто был внимателен на уроке. У вас на столе лежат листочки с номерами, напишите, пожалуйста, на них фамилию и имя. Я вам сыграю пять интервалов, а вы будьте внимательны. Если вы услышите приму пишите напротив номера цифру один, если кварту, то четыре, а если секунду, то какую цифру?

Д: Два.

У: Молодцы. Слушаем внимательно.

Играю пять интервалов, кварта, секунда, прима.

У: Давайте теперь с вами проверим, кто бы cсамый внимательный.

Проверяю вместе с детьми.

Доска:

1.

Прима – 1

2.

Кварта – 4

3.

секунда – 2

4.

терция – 3

5.

Прима – 1

Музыкально-творческая деятельность.

У: Ребята, поднимите руку, кто был в лесу?

Дети поднимают руку.

У: Скажите мне кого вы в лесу слышали?

Д: птичек, кукушку, дятла

У: Ребята, что я сейчас изображаю.

Показываю и создаю дуновение ветра.

Д: Ветер.

У: Молодцы.

У: У вас на столе лежит бумага. Её мы будем использовать как шорох листьев.

Показываю как.

У: Только делать мы это будем тихонько, и только та колонка, на которую я покажу.

У: Кукушку я тоже буду показывать, на кого покажу тот и делает.

У: Дятел тоже на кого покажу тот и делает. Дятла мы изображаем небольшим стуком.

Показываю как.

Приготовились, начали.

Включаю запись природы.

У: Молодцы, все хорошо делали и были внимательными.

Слушательская деятельность.

Задачи:

  • Познакомить с произведением П.И. Чайковского «Октябрь».

У: Ребята, скажи мне, пожалуйста, у нас сейчас время года осень. Вы на чтении читаете стихи про осень?

Д: Да.

У: Авторы нам в разных стихотворениях, изображают нам, какая бывает осень, как вы думаете, а нарисовать осень можно?

Д: Да.

У: Молодцы. Художники тоже нам могут изобразить осень, нарисовав картину.

У: А композитор может с помощью музыки нам передать красоту осени осень?

Д: Да.

У: Давайте мы с вами сейчас послушаем произведение, а потом мне каждый скажет, какая была осень. Кто хочет может закрыть глаза.

Я выключаю свет и включаю музыку.

Слушаем «Октябрь» П.И. Чайковского.

У: Какую осень нам изобразил композитор с помощью музыки?

Дети отвечают.

У: Мы с вами послушали произведение великого русского композитора П.И. Чайковского «Октябрь».

Пишу на доске П.И. Чайковский «Октябрь».

У: Ребята, давайте мы с вами посмотрим и послушаем какую осень композитор нам передал в музыке.

Слушаем небольшой фрагмент П.И. Чайковского «Октябрь».

У: Ребята вам будет небольшое домашнее задание, нарисовать на листочках осень. Но не просто осень, а именно ту, которая прозвучала сейчас в произведении «Октябрь» П.И. Чайковского.

Певческая деятельность.

Задачи:

  • разучить первый куплет песни М. Парцхаладзе «Осень»;

  • осваивать мелодию и текст песни;

  • добиваться четкого и ритмичного исполнения;

  • работать над выразительностью исполнения фраз;

  • исполнить первый куплет песни.

Читаю стихотворение.

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.


Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.


Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит..



Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

Послушайте пожалуйста песню и скажите о чём она нам рассказывает.

Исполнение песни М. Парцхаладзе «Осень».

слова песни:

Листья в рощах облетают

И в лесах, и на склонах гор.

Улетели птичьи стаи

С наших речек и озёр.

Улетели птичьи стаи

С наших речек и озёр


И берёзоньки и клёны

Сняли летний свой наряд.

Круглый год убор зелёный

Сосны бережно хранят.


До свиданья, лес и поле,

И садов густая тень.

Мы теперь за партою в школе

Начинаем новый день.

Д: В песне рассказывается об осени, что с деревьев подают листочки, улетели птичьи стаи…

У: Давайте с вами попробуем её спеть.

Разучивание.

1.Певческая посадка.

2.Показ первой фразы.

  1. Выстраивание первого звука.

Разучивание первой фразы («Листья в рощах облетают»);

4.Пропеваем четко, уверенно, ритмично.

5.Пропеваем повторно первую фразу.

У: Ребята, какое главное слово «Листья в рощах облетают»

Д: Облетают.

У: Правильно давайте с вами попробуем спеть.

Сама показываю как надо спеть.

  1. Разучиваем вторую фразу («И в лесах, на склонах гор»);

У: Ребята, кто мне скажет, а фразы похожи?

Д: Да.

У: Чем?

Д: Начинается с того же звука.

У: Молодцы.

У: Вторая фраза идёт наверх, как будто мы поднимаемся на красивый склон и видим всю осеннюю красоту, давайте с вами попробуем исполнить так чтобы нашему гному песне понравилось. Споём нежно, ласково эту фразу.

Сама показываю, как надо спеть.

7. Соединяем первую и вторую фразу.

  1. Разучиваем второе предложение, первая фраза «Улетели птичьи стаи»;

У: Ребята, как вы думаете, как надо спеть эту фразу?

Д: Подвижнее.

У: Будьте внимательны, у нас здесь есть небольшая трудность, но я думаю, что мы с ней справимся. Послушайте какая трудность.

Пропеваю эту фразу и показываю где трудность и как надо спеть.

  1. Пропеваем вторую фразу второго предложения;

  2. Показываю третье предложение.

У: Ребята, скажите мне, пожалуйста, предложения похожи?

Д: Да. Они одинаковые.

У: Правильно. Эти два предложения повторяются.

Пропевают.

  1. Соединяем от начала до конца без сопровождения.

У: Давайте с вами споём от начала до конца.

Музыкально — Творческая деятельность.

У: Мы с вами сегодня и пели, и в лесу были, изображали шум ветра, кукушку, дятла. Давайте теперь с вами попробуем что-нибудь сочинить, побудим с вами композиторами.

Вот на такое небольшое предложение «Осень непогодушка, тополь пожелтел».

У: Кто хочет попробовать.

Дети поют.

Обобщение.

Задача:

  • обобщить знания детей по теме урока

У: Ребята, подскажите мне, где мы сегодня побывали?

Д: В лесу.

У: А какого композитора мы сегодня слушали?

Д: П.И. Чайковского.

Показать ещё раз портрет на слайде.

У: Что мы слушали, как называется произведение?

Д: Октябрь.

У: Ребята, какие интервалы мы сегодня узнали?

Д: Прима, секунда, кварта.

У: Молодцы.

У: Ребята, наш урок сегодня был посвящен самому замечательному времени года, осени. Вам домашнее задание на дом, нарисовать, что-нибудь осеннее.

У: Молодцы! Спасибо за внимание. Урок окончен.


10


Свежие документы:  Урок литературного чтения и музыки «Война в творчестве В. Высоцкого» 3 Класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: