Конспект урока по Музыке «Добрый праздник среди зимы» 1 класс


МОУ Озерская средняя общеобразовательная школа

Княгининского района Нижегородской области











Урок по музыке в 1 классе





Тема урока:




Добрый праздник среди зимы






Выполнила

учитель музыки

Озёрской средней школы

Смирнова Т.В.






2008 год

Тема четверти. Музыка вокруг нас.


Тема урока. Добрый праздник среди зимы.


Тип урока. Изучение нового материала.


Жанр урока. Тематический.


Вид урока. Урок-путешествие.


Учебная задача. Выявить степень понимания детьми музыки в жизни человека.


Цели урока.

  1. Цель обучения: познакомить с видом музыкально-сценического искусства – балетом.

  2. Цель развития: на основе чувственных ощущений научить различать музыку маршевого и танцевального характера.

  3. Цель воспитания: пробудить интерес к балету, желание слушать музыку, находить различные пластические и ритмические импровизации к музыке.


Музыкальный материал:

Балет «Щелкунчик» П.Чайковского;

«Марш»;

«Вальс снежных хлопьев»;

«Па-де-де»;

«Елочка любимая» Г.Вихарева;

«Всё отлично!» Б.Савельева.

Дополнительный материал:

разворот учебника-тетради «Добрый праздник среди зимы»;

портрет П.И.Чайковского;

фотографии с фрагментами сцен из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского;

таблички со словами «Балет», «П.И.Чайковский», «Щелкунчик», «Марш», «Танец», «Оркестр», «Дирижёр»;

ноты с песнями.

Технические средства обучения:

магнитофон;

фонохрестоматия к учебнику 1 класса;

аккордеон;

барабан.

Ход урока.

Вход под «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

Учитель: Доброе утро, ребята. Сегодня несколько необычный урок – у нас гости. А каким словом мы можем их поприветствовать и поздороваться друг с другом?

Дети: Доброе утро, здравствуйте!

Музыкальное приветствие «Здравствуйте!»


У: Скажите, ребята, какой праздник мы будем праздновать через несколько дней?

Д: Новый год!

У: Правильно. Новый год празднуют все люди земли. В новогоднюю ночь и происходят чудеса.

С миром чудес мы встретимся в балете П.И.Чайковского «Щелкунчик», написанным по сказке немецкого писателя Т.Гофмана. Посмотрите на развороте учебника: Муза знакомит детей с музыкой балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского (показ портрета на стенде, названия балета, имени композитора). А что же такое балет? Это музыкальный спектакль, в котором все герои…

Д: Танцуют.

У: Верно. Посмотрите на стенд: здесь изображены фрагменты из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» (представление фотографий, смотри приложение).

Итак, сказка начинается… На новогоднем празднике девочке Мари подарили куклу-Щелкунчика, с помощью которой раскалывают орехи. Ночью оживший Щел­кунчик во главе кукольного войска вступает в битву с Мышиным Королем и его армией.

В трудную минуту Мари спасает Щелкунчика. Любовь девочки превращает его в прекрасного принца, и они вместе отправляются в страну сказок.

Вспомните, на первом уроке звучала музыка П.И.Чайковского «Па-де-де» балета «Щелкунчик».

Сегодня Муза приглашает нас в театр, в атмосферу чудес, волшебства, приятных неожиданностей. Готовы посетить театр?

Д: Да.

Звучит «Марш» детей у новогодней елки.

У: Какая по настроению, характеру была музыка, которая сейчас прозвучала?

Д: Бодрая, весёлая, энергичная.

У: Как вы думаете, что можно делать под эту музыку?

Д: Маршировать.

У: Правильно. Кто может маршировать на новогоднем празднике?

Д: Дети.

У: Верно. Это маршируют дети вокруг праздничной ёлки. Но это не простой марш, так как этот марш звучит в балете. А балет – это спектакль, в котором все герои…

Д: Танцуют. (Учитель прикрепляет на стенд табличку «Балет»).

У: Значит и марш будет…

Д: Танцевальный.

У: Как мы с вами будем его танцевать?

Д: На носочках.

У: Давайте все вместе попробуем.

Пластическое интонирование под музыку «Марша» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

У: Скажите, пожалуйста, а какой инструмент чаще всего сопровождает марши?

Д: Барабан.

У: Сейчас мы вместе придумаем ритмическое сопровождение к музыке П.И.Чайковского и исполним его на барабане.

Пригласить желающего исполнить ритмический аккомпанемент к маршу. Исполнить индивидуально, а потом вместе с пластическим интонированием всего класса.

У: Молодцы. А теперь мы все с вами возьмём в руки бубны – это наши с вами ладошки – и будем аккомпанировать вот так (исполняет учитель):





У: Теперь попробуем вместе со мной под музыку.

Исполнение ритмического аккомпанемента под музыку «Марша» вместе с учителем.

У: Хорошо. Итак, какой же «кит» нам встретился в балете?

Д: Марш.

У: Правильно. (Учитель прикрепляет табличку со словом «Марш» на стенд).

В балете может быть не только маршевая музыка, а какая ещё — мы сейчас с вами послушаем.

Слушание «Вальса снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

У: Ребята, музыка, которая сейчас прозвучала, была такая же бодрая и веселая?

Д: Нет.

У: А какая?

Д: Плавная, спокойная, певучая, как будто кто-то кружится.

У: А кто или что может зимой кружиться?

Д: Снег, снежинки.

У: Конечно. А когда снежинки кружатся – это они маршируют?

Д: Нет, танцуют.

У: Какой же нам ещё «кит» повстречался в балете?

Д: Танец.

У: Правильно. (Учитель прикрепляет табличку со словом «Танец» на стенд). Этот танец называется вальс, «Вальс снежных хлопьев».

Сейчас представьте себя участниками сказки и действующими лицами балета. Все вы будете…

Д: Снежинками.

Пластическое интонирование под «Вальс снежных хлопьев» (покачивание корпуса, плавные движения рук, кружение).

У: Молодцы. В нашей сказке, как и во всех, побеждает…

Д: Добро.

У: Как гимн добру, радости, любви, свету звучит музыка танца «Па-де-де». Представьте себя в роли дирижеров симфонического оркестра. Продирижируйте, как на настоящем балетном спектакле, музыкой «Па-де-де». Фрагмент этого танца вы можете видеть на стенде (показ фотографии).

Звучит «Па-де-де» П.И. Чайковского. (Свободное дирижирование).

У: Красивая прозвучала музыка?

Д: Да.

У: Какая она была по настроению, характеру?

Д: Светлая, яркая, торжествующая, красивая, добрая.

У: Конечно, ведь любовь, красота и добро всегда побеждают в сказке.

А как одним словом называют музыкантов, которые все вместе на разных инструментах исполнили эту красивую музыку?

Д: Оркестр.

У: Правильно. (Учитель прикрепляет табличку со словом «Оркестр» на стенд). Именно он и изображён на этой фотографии (показ фотографии на стенде). А кто управляет оркестром, кто помогает ему исполнять музыку?

Д: Дирижёр. (Учитель прикрепляет табличку со словом «Дирижёр» на стенд).

У: Молодцы. Здесь вы тоже можете его видеть (показ фотографии на стенде). Вот мы с вами и побывали на спектакле. Посмотрели новогоднюю сказку. Вам понравилось?

Д: Да.

У: А теперь будем готовиться к новогоднему празднику.

Разучивание песни Г.Вихарева «Ёлочка любимая»: работа над словами 2 и 3 куплета, исполнение песни целиком на местах, а затем в хороводе.

У: Ребята, а кого мы с вами пригласим на новогодний праздник?

Д: Кота Леопольда.

У: А какие у него любимые слова?

Д: Всё нормально, всё в порядке, всё отлично!

У: Приглашаем!

Исполнение песни Б.Савельева «Всё отлично!»

У: Вот мы с вами и приготовились встречать Новый год. Понравился вам урок?

Д: Да.

У: На каком музыкальном спектакле мы сегодня с вами побывали?

Д: На балете «Щелкунчик».

У: А кто его написал?

Д: П.И.Чайковский.

У: А исполнил нам его…

Д: Оркестр!

У: Управлял им…

Д: Дирижёр!

У: Молодцы. Все вы работали очень хорошо. Урок наш был посвящён подготовке к одному из самых любимых праздников – Новому году.

Дома нарисуйте открытки, напишите поздравления близким людям, друзьям. Поздравляем всех с Новым годом!

Спасибо за урок. До свидания!




























Приложение


























Свежие документы:  Урок музыки на тему Живописная музыка и музыкальная живопись

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: