Конспект урока по Музыке «Гений ХХ века — Д.Д.Шостакович. Седьмая симфония и блокада Ленинграда» 7 класс

МОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа № 3 Высокогорского муниципального района РТ»








Республиканский семинар по теме:

«Традиции и инновации музыкального

образования школьников»





Урок музыки в 7 классе по теме:


«Гений ХХ века — Д.Д.Шостакович.

Седьмая симфония и блокада Ленинграда»






учитель музыки

I квалификационной категории

Минеева Ирина Валентиновна


Участие: учитель истории

II квалификационной категории

Галлямова Нурия Амировна







с. Высокая Гора 2007

Открытый урок по музыке в 7 классе,

«Гений ХХ века. Д.Д.Шостакович.

Седьмая симфония и Блокада Ленинграда».


Цель урока:

Развитие интереса учащихся к музыке ХХ века и её создателям, к истории ХХ века.

Осуществление комплексного подхода к уроку через межпредметные связи.

Задачи урока:

Познавательные:

  1. Факты из жизни и творчества композитора Д.Д.Шостаковича

  2. Факты истории Великой Отечественной войны – Блокада Ленинграда

  3. Закрепить понятия: контраст, симфония, вариации, сонатный цикл

Развивающие:

  1. Развитие навыков анализа музыкального произведения

  2. Развитие вокально-хоровых навыков

Воспитательные:

Воспитание патриотизма и чувства любви к Родине, глубокого его осознания на примере произведений мирового искусства.

Оборудование урока:

  1. Мультимедийная установка

  2. Презентация «Гений ХХ века. Д.Д.Шостакович. 7-ая симфония и Блокада Ленинграда.»

  3. Музыкальный центр

  4. Фортепиано

  5. Записи музыкальных произведений Д.Д.Шостаковича

  6. Таблицы, тесты на столах.


Ход урока

  1. Музыкальное приветствие

  2. Распевка:

    • формирование гласных;

    • дикция, динамика, приём исполнения;

    • элементы многоголосия (канон);

  1. Нотная грамота (работа над интонацией по таблицам)

  2. Проверка домашнего задания – исполнение песни «Проснись и пой»

Позитивный настрой на восприятие новой темы

  1. Объяснение нового материала. ( На экране, по ходу рассказа, меняются слайды).

Учитель музыки: Наша сегодняшняя встреча с музыкой посвящена творчеству одного из величайших композиторов ХХ века – Д.Д.Шостаковича. Многие из вас, наверное, слышали выражение «талантлив, как Моцарт». Так говорят, когда хотят сказать о человеке необычайно одарённом и выдающемся. Эти слова неоднократно произносили в адрес Дмитрия Шостаковича. Ещё в юности, когда ему было только 17 лет, в печати его уже общенародно называли гением.


Ученик 1: Д.Д.Шостакович родился 25 сентября 1906 года в Петербурге.

Музыкальные способности проявились очень рано, а с 11 лет начал сочинять музыку. В 1919 году Шостакович был принят в Петроградскую консерваторию. В 18 лет когда обычно начинают учёбу в вузе, он завершил 1-ую симфонию, представив её в качестве дипломной работы на окончание Ленинградской консерватории.

Шостакович написал более 120 произведений, в том числе 15 симфоний, 24 прелюдии и фуги, 10 поэм для хора, ораторию «Песнь о лесах»

Творческая деятельность Шостаковича посвящена почти всем жанрам музыкального искусства. Он сочинял оперы и балеты, симфонии, концерты и сонаты, писал музыку к драматическим спектаклям. С момента зарождения советского звукового кино Шостакович – неутомимый, активнейший участник в создании звуковых кинофильмов. Он написал музыку к кинофильмам «Встречный», «Человек с ружьём», «Молодая гвардия», «Овод», «Гамлет» и т.д.


Учитель музыки: А сейчас мы познакомимся с музыкой из кинофильма «Встречный».

Анализ музыки.

Учитель музыки: С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор создал данный музыкальный образ?


Сегодня мы вспомним историю создания самой знаменитой симфонии Шостаковича – Седьмой. Той самой, что началась создаваться во время Великой Отечественной войны в осаждённом фашистами городе Ленинграде. Это произведение на столько широко известно, что его узнают по началу главной темы, которую композитор назвал «тема нашествия».

(Звучат начальные такты «темы нашествия» Седьмой симфонии. Выходят чтецы. Музыка замолкает.)


Ученик 1: В тот воскресный день 22 июня 1941 года, когда фашисты напали на нашу страну, Д. Шостакович, тогда ещё преподаватель ленинградской консерватории, пошёл принимать экзамен у студентов. У него было хорошее настроение, но страшная весть о начале войны потрясла сразу всех людей нашей страны.


Ученик 2: С первых дней войны Дмитрий Дмитриевич начал добиваться отправки на фронт, но везде получал отказ: во-первых, он был очень близорук, а во-вторых, военные считали, что его жизнь, жизнь талантливого композитора – особое богатство народа, и её нельзя подвергать опасности. Тогда композитор записался в народное ополчение.


Ученик 3: Но Шостакович стремился приносить посильную пользу и в своём основном виде деятельности. Например, когда другие команды музыкантов отправлялись выступать в частях Красной Армии, он сочинял для них фронтовые песни, делал переложения музыки с фортепиано на другие инструменты: ведь рояль в воинские части привезти было невозможно.


Ученик 4: В первые дни войны композитор сочинял песни, так как считал, что для армии они сейчас нужнее всего.


Ученик 5: Читает стихотворение «А песня ходит на войну» С. Островой.


Ученик 6: Но положение на фронте становилось всё хуже и хуже, кольцо врагов неуклонно сжималось вокруг родного города Ленинграда. Дмитрий Шостакович понял, что он должен сделать что-то более серьёзное, сказать своим слушателям самое важное и главное.


Учитель истории: Рассказывает о блокаде Ленинграда. (На экране меняются слайды.)

В августе 1941 года Ленинград (так назывался Санкт-Петербург с 1924 по 1991 год) оказался в кольце фашистских войск. Связь города со страной прервалась. Началась 900-дневная блокада Ленинграда, унёсшая около миллиона человеческих жизней.

На жителей города обрушился голод. Единственным продуктом питания был хлеб, но его не хватало. Суточная норма в декабре 1941 года рабочим составляла 250 граммов, всем остальным – 125 граммов.

Ученица: Люди умирали, но не сдавались. Они гибли от бомбёжек и обстрелов, от холода и голода. Вот страничка из дневника, который вела школьница Таня Савичева: (На фоне музыки Баха «Ария»)

«Женя умерла 28 декабря в 12.30 часов утра. 1941 год».

Женя – это сестра Тани.

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа. 1942 год»

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 год»

Лека – это брат Тани.

«Дядя Ваня умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год»

«Дядя Лёша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год»

«Мама, 13 мая в 7.30 часов утра 1942 года»

«Умерли все»

«Осталась одна Таня».

После смерти родных Таня попала в детский дом, откуда её вывезли на Большую землю. За жизнь Тани боролись два года, спасти так и не смогли.

Учитель истории: Все 900 дней блокады Ленинграда учёные Всесоюзного института растениеводства оберегали уникальную коллекцию семян, собранную со всего света академиком Н. И. Вавиловым. Бомбёжки и обстрелы, голод и холод, казалось, испытывали людей на прочность. Особенно мучителен был голод. А рядом стояли коробки с пшеницей, рисом, фасолью, гречихой. Протяни руку – возьми, брось в котелок, вари и ешь… Но измученная голодом, доведённая до дистрофии горстка учёных не съела ни единого зёрнышка. Бесценная коллекция была сохранена.

Лишь одна дорога связывала блокадный Ленинград с Большой землёй. Шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому, неокрепшему льду ладожского озера.

Машины могли взять не больше 20-30 мешков муки. Но даже столько мешков поначалу грузить было опасно: лёд мог не выдержать и проломиться. Поэтому грузили только по 12 мешков. Много трудностей и опасностей подстерегало водителей. Днём и ночью колонны с грузом ожидали фашистские самолёты, вела прицельный огонь вражеская артиллерия. Часто лёд трескался, и машины тонули. Бывало, что моторы застывали в пути, приходилось их разогревать. Но колонны шли и шли. Эта дорога сохраняла людям жизнь, поэтому и назвали её Дорогой жизни. По ней вывозили из осаждённого города слабых, обессиленных людей.

900 дней и ночей был оторван город на Неве от Большой земли. Легче его жителям стало после наступления в январе 1943 года советских войск, когда в фашистской обороне был пробит коридор шириной 8-11 километров. По нему пошли поезда и машины с продуктами.

Всем стало ясно: Ленинград выстоит и победит. Вражеский замысел задушить защитников города не удался. Полностью от блокады Ленинград был освобождён только в январе 1944 года.

Ученик 1: Шостакович решил сочинить симфонию, которая расскажет о несокрушимой стойкости ленинградцев, всех людей нашей страны, об их стремлении к победе над врагом. Композитор стал делать наброски, и работа пошла очень быстро. Музыка словно постоянно звучала у него в ушах.

Ученик 2: Шостакович не мог ни на минуту расстаться со своей симфонией. Часто бывало так, что, отправляясь дежурить на крышу во время фашистских бомбёжек, он захватывал с собой нотные листы с записями. Сохранились даже фотографии, где композитор Дмитрий Шостакович, одетый в пожарную каску, дежурит на крыше консерватории. Даже во время воздушной тревоги, когда вся семья отправлялась в бомбоубежище, Шостакович не замечая рёва самолётов и взрыва снарядов, продолжал сочинять свою гениальную музыку.

Ученик 3: Симфония – музыкальное произведение, которое обычно состоит из четырёх частей. Благодаря тому, что работа шла так быстро, уже в сентябре композитор сумел завершить сочинение трёх частей и расписал их в партитуре, то есть – в переложении для всех инструментов оркестра. Но осенью композитора заставили отправиться, и он был вынужден уехать на Волгу, в город Куйбышев. Здесь, в нелёгких условиях эвакуации, он продолжал неотрывно писать свою симфонию.

Ученик 4: Композитор старался сочинять как можно быстрее. Он создавал музыку, всё время ощущая боль за свой родной город, за сражавшихся там людей. Ему казалось, что своей музыкой он может помочь ленинградцам выстоять. Он завершил работу 21 декабря 1941 года. Поставив последнюю точку в нотной партитуре, композитор написал на титульном листе симфонии: «Моему родному городу Ленинграду, нашей грядущей победе над фашизмом посвящается.»

Ученик 1: Первое исполнение седьмой симфонии, или, как её сразу стали называть, «Ленинградской», состоялось в марте 1942 года в Куйбышеве. Зрительный зал был переполнен. Дирижировал строгий и требовательный Самосуд. Люди считали, что соприкоснулись с чудом: музыкой, которая была сочинена в осаждённом городе Ленинграде. Партитура симфонии тогда состояла всего из одного экземпляра, и вскоре после оглушительного успеха в Куйбышеве текст симфонии повезли для исполнения в Москву. Но главное её исполнение состоялось немного позднее – в самом Ленинграде.

Ученик 2: Многие считали, что исполнение этой музыки в суровом, измученном блокадой городе осуществить невозможно, но всё же решено было это сделать. Оригинал партитуры перевозили на боевом самолёте вместе с медикаментами. Но выяснилось, что оркестр ленинградской филармонии распался: многие музыканты были на фронте, кто-то погиб от истощения. Но, собирая оркестр заново, все понимали, что вскоре суждено состояться не просто концерту, а подлинному историческому событию. Потому что эта музыка говорила: город не только сражался в кольце блокады, он жил и высокой духовной жизнью. Поэтому так важно было услышать эту симфонию самим ленинградцам.

Ученик 3: Осуществить исполнение симфонии в голодном полуразрушенном городе, это было уже само по себе подвигом. К премьере готовились не только в городе. Чтобы фашисты не смогли помешать исполнению музыки, военные на линии фронта провели мощную артиллерийскую атаку, чтобы враги не смогли своими обстрелами сорвать долгожданную премьеру.

Ученик 4: Зал слушал новую симфонию в полной тишине. Одна за другой проходили перед воображением слушателей картины современности: мирная довоенная жизнь, нападение на страну фашистских завоевателей, поступь которых композитор передал в своей «теме нашествия», героическое сопротивление нашей страны и оплакивание погибших героев. Шёл 1942 год, до конца войны оставалось ещё три тяжёлых года, но композитор своей гениальной музыкой словно провозглашал: «Мы выстоим, и победа будет за нами!»



Учитель музыки: Сейчас наступило время послушать музыку Дмитрия Шостаковича. Вы услышите отрывок из первой, самой яркой, части «Ленинградской» симфонии. В этой части и звучит «тема нашествия». И так, слушаем и думаем о характере этой музыки.

Что рисует эта музыкальная тема?

Анализ музыки. (Ответы детей)


Учитель музыки: Тема нашествия рисует нападение на нашу страну, тупую силу, из которой выбили всё гуманное, живое. Она повторяется 280 тактов, создавая впечатление, что это идут марионетки, которых дёргают за нитки, они идут, не рассуждая, топчут, грабят и убивают. Но вот в тот момент, когда кажется, что нет силы, способной остановить их, возникает тема сопротивления, как её называют музыковеды – «русская тема», она сталкивается с темой нашествия и побеждает её.


— А теперь давайте вспомним, что такое симфония?

— Какую имеет форму?

— Что входит в сонатную форму?

И мы остановимся на этом подробнее:

Сонатная форма имеет части – экспозиция, разработка, реприза, кода.

Экспозиция состоит из 2-ух тем: гл.п. и п.п. Обратите на них внимание. (Смотрим на экран)

— Главная партия – героическая и величественная; побочная партия – лирическая;

Они обе рисуют мирное время. Анализ тем. (Разбор средств музыкальной выразительности)

— Затем вдруг появляется тема нашествия. Какую она имеет форму? Вариации. Звучание темы меняется 11 раз.

— Как они изменяются? Меняется тембр и динамика.

Теперь уже слушаем первую часть Седьмой симфонии сначала, вспоминая темы, которые разобрали.

Учитель музыки: Мы, сегодня, получили очень большой объём информации. И чтобы её закрепить, нужно немного отдохнуть. Давайте окунёмся в мир природы и посмотрим видеофрагмент «Звуки природы» (Релаксационный момент)

Закрепление пройденного материала. ( Ученики отвечают на вопросы теста)


1.В каком городе родился Дмитрий Шостакович?
Москва; Рязань; Петербург;

2.Во сколько лет окончил Ленинградскую консерваторию?
13 лет; 18 лет; 24 года;

3.Сколько симфоний сочинил?
7; 11; 15;

4.Первое исполнение Седьмой симфонии
в 1942 г.; в 1941 г.; в 1943 г.;

5.Симфония имеет форму:
Куплетную; сонатного цикла; вариации;

6.Сколько вариаций в «теме нашествия»?
9; 14; 11;

7.Какой штрих музыкального исполнения использует Шостакович в первом проведении «темы нашествия»?
Легато; нон легато; стаккато;

8.Когда началась блокада Ленинграда?
В августе 1941 г.; в августе 1942 г.; в декабре 1942 г.;

9.Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда?
500; 900; 700;


Учитель музыки: Исполнение Седьмой симфонии в блокадном Ленинграде стало символом мужества и грядущей победы. Когда начали исполнять финал симфонии, все в зале встали, а у многих на глазах выступали слёзы. Всем в то время так нужна была вера в торжество разума и справедливости, надежда на то, что мы победим. Тогда эта музыка часто исполнялась по радио.

И дирижёры всего мира стремились достать её партитуру для исполнения. Когда симфония впервые была исполнена в Америке, то один из американских критиков заявил: «Народ, который сочиняет такие произведения, непобедим».

Дмитрий Шостакович писал в одной из своих статей, обращённых к молодёжи: «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище и совершеннее. Благодаря музыке, вы найдёте в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».


— А сейчас мы с вами разучим и споём светлую, жизнерадостную песню из кинофильма «Встречный» «Песня о встречном». Музыка Д. Шостаковича, слова Б. Корнилова.

( Слова показаны на слайде.)


-Подведение итогов. Оценки.

-Информация о домашнем задании (составит кроссворд по теме урока из 6-10 слов).










Свежие документы:  Урок музыки "Между музыкой народов мира нет непереходимых границ" 3 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: