Конспект урока по Музыке «Героические образы в музыке русских композиторов»


Тема: Героические образы в музыке русских композиторов.

Учитель музыки МБОУ «ООШ» г. Котовска, Тамбовской области Комбарова Ольга Викторовна.

Цель урока: способствовать духовно-нравственному воспитанию обучающихся через взаимосвязь героических образов, музыки, изо и истории.

Задачи:

  • Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за великих защитников нашей Родины через слушание произведений героико-патриотического характера.

  • Формирование гражданской позиции, любви к истории Отечества через произведения искусства путём высказывания своего мнения о значимости этих произведений.

  • раскрыть понятие нравственного идеала на примере образов русских богатырей, героев прошлого времени и современных защитников Отечества.
    сформировать знания об особенностях характера героической музыки, способах передачи героических образов в классических и современных музыкальных произведениях, показать значение данной музыки в жизни людей.




Добрый день, дорогие ребята, гости. Я РАДА ПРИВЕТСТВОВАТЬ Вас на своем уроке. И начать урок я хочу такими словами:

«Нет счастья выше, нет чести выше,

Чем любимой Родине служить».

Слайд№1.

Сейчас прозвучит музыкальный фрагмент известного русского композитора А. П. Бородина. Название я пока не скажу. Ребята, я прошу Вас внимательно послушать и проанализировать характер музыкального фрагмента.

Вопрос: Какие Ваши впечатления, и что за характер у этого музыкального фрагмента. Как мы его охарактеризуем. (героическая, решительная, грозная, мужественная, суровая ,отважная).

Я согласна, с Вами. Это фрагмент симфонии №2 или по-другому ее называют Богатырская. Давайте, вспомним, а что это за жанр – симфония? (большое произведение для симфонического оркестра).

Слайд №2. Ребята, Вы узнали людей, изображенных на слайде, назовите их? Что их объединяет?

Они защитники Родины, патриоты, герои. Итак, у нас есть слова: музыка, герои и русский композитор. Как нам все это объединить, чтобы получилась тема урока?

Слайд №3. Правильно, давайте вместе озвучим тему урока: Героические образы (герои) в музыке русских композиторов.

Слайд №4. Ребята, посмотрите на картину известного русского художника Василия Васнецова и назовите еще раз имена богатырей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Давайте послушаем небольшие сообщения о богатырях.

(сообщения детей). Илья Муромец – самый любимый герой в народе. Он почитает своих родителей, просит у них «благословеньица « на добрые дела. Нравится людям его «вежество», уважительное отношение к людям, степенность и достоинство. Илья один побеждает полчища татар, осадивших Чернигов. Побеждает он и Соловья разбойника, от которого стонала русская земля.

Добрыня Никитич – это верный товарищ Ильи Муромца . Он наделен необычайной силой. Народ чтил в Добрыне ум и находчивость. Добрыня –меткий стрелок , он вежлив, добр, ненавидит притворство и хамство, хитрость, ложь.

Алеша Попович — статен, красив, умен, сподвижник Ильи и Добрыни Никитича в защите Отечества, он беспощаден к своим врагам, добр к своим друзьям, внимателен и уважителен к людям.

Вопрос: А кто такой богатырь? Какими качествами он должен обладать? Защищать свою Родину, беречь её.

— Защищать слабых, бедных, стариков и детей.

— Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.

— Любить свою родную землю, свой народ, свою Родину.

А наши мальчики могут быть богатырями? Да, совершать хорошие поступки, защищать слабых.

Звучит песня « Богатырская наша сила» в исполнении мальчиков.

Слайд №5 . Многие композиторы создавали героические образы в своей музыке, посвящали ее подвигу прославленных полководцев и простых людей.
  Например: русский композитор М. И. Глинка посвятил свою оперу «Иван Сусанин», простому крестьянину, выходцу из народа. Чем же прославился Иван Сусанин? (сообщение детей). Какие черты характера?

Слайд №6. В финале оперы (а что такое опера?) звучит хор. Подвигу Ивана Сусанина и героическим подвигам русского народа посвящается хор «Славься».

Исполнение. Хор «Славься». Исполняют дети.

Слайд №7. Как Вы думаете, для чего героическая музыка нужна? (чтобы люди помнили о героях, равнялись на них, воспитывали качества такие у своих детей). Русский композиторов С. Прокофьев, также посвятил свою музыку одному из наиболее почитаемых и любимых в народе героев — защитников земли Русской Князю Александру Невскому. Посмотрите на портрет и скажите, каким был Александр Невский? Какими качествами на ваш взгляд он обладал? (сильным, мужественным, волевым, решительным. ) Чем прославился Александр Невский?

(Он со своей дружиной, одержал победу над шведскими войсками на реке Неве, за что и получил имя – Александр Невский. (А ведь ему было всего 20 лет). А ещё, он разбил немецких рыцарей на льду Чудского озера, освободив Новгородские земли.) Битва эта вошла в историю под названием «Ледовое побоище».

Слайд №8. В1938 году был создан художественный фильм «Александр Невский». К этому фильму С.С. Прокофьевым была написана музыка. Давайте посмотрим небольшой фрагмент. (видеофрагмент из фильма). Вопрос: Каким здесь предстал перед нами А. Невский? Как Вы можете объяснить слова А. Невского?

Слайд №9. Позднее, в 1939 году — композитор создал кантату «Александр Невский». Давайте вспомним, что же такое кантата? (крупное музыкальное произведение, из нескольких частей, которое исполняют хор, солисты и оркестр).

Слайд №10. Сейчас мы с вами посмотрим еще один фрагмент из фильма в котором прозвучит одна из частей кантаты «Вставайте, люди русские!» Просмотр и слушание. Послушайте и проанализируйте события фильма и характер музыки.

Что происходило в фрагменте фильма (народ собирался на битву).
— В начале хора, что вы услышали? (звон колокола)
— Как этот звон называется?  (набат), когда звучит набат?
— Какая песня по характеру?  (мужественная, сильная и т.д.)
— Везде ли одинаково звучит музыка?  (нет, в средней части музыка напевная, спокойная)
— От лица кого поется средняя часть? (женщин, матерей)
— Какие интонации мы слышим в этой музыке? (призыв на битву).

Слайд №11. 1941 году Германия напала на нашу страну. В годы войны все также становятся на защиту Родины наши богатыри. И из всех радиоприемников звучала песня «Вставай, страна огромная!» музыка А.В. Александрова и  «Вставайте, люди русские» музыка С.С. Прокофьева.

Слушание фрагмента песни: «Вставай, страна огромная!»

Вопрос: Что общего у этих песен? ( призыв, патриотизм, призыв защитить Родину). Песни вызывали у  людей патриотические чувства, вели на битвы, помогали совершать подвиги.

Слайд№12. А имя Александра Невского навсегда осталось в истории как символ героизма и командирской доблести. Во время войны в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры Красной армии за проявленную личную отвагу.
                                            
    За великие дела во славу земли русской Александр Невский был причислен к лику святых.

Слайд №13. Ребята, образы каких героев- защитников Родины мы сегодня с вами рассматривали? (Сусанин, Невский и богатыри). С музыкой каких композиторов мы сегодня познакомились? (Бородин, Прокофьев, Глинка).

Ребята, что же объединяет всех композиторов ? Сочиняли героическую музыку, прославляли подвиг русского народа, защитников Родины.

Слайд №14. Какими качествами должен обладать защитник Родины: ум, смелость, отвага, доброта, любовь к Родине, мужество. А у Вас есть такие качества? Да. А что же объединяет и композиторов и героев-патриотов и нас с вами? (Любовь к Родине).

Слайд №15. На этот вопрос ответ мы найдем с помощью кроссворда.

Любовь к Родине.

Слайд №16. Исполнение песни «Моя Россия».

Ребята, я надеюсь, что вы будете достойными потомками наших великих предков и храбрыми защитниками Отечества.

Слайд №17. Наш урок окончен, спасибо за внимание.


















Свежие документы:  Классный час урока музыки «В поисках идеала»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: