Конспект урока по Музыке «Можем ли мы увидеть музыку?» 5 класс


Урок музыки в 5 классе.

Урок разработала и провела учитель МОБУ СОШ №21 Г.Белорецка Республики Башкортостан.

Потапова Светлана Борисовна.

Тема: «Можем ли мы увидеть музыку?»

Цель: Развитие внутреннего слуха и зрения.

Задачи: Научить детей мысленно, внутри себя, увидеть то, что в действительности мы не видим и услышать то, что на самом деле не звучит; развивать знания о музыке и живописи, воспитывать уважение к классическому и современному искусству.

Оборудование:

Звуковоспроизводитель, видеопроектор, компьютер.







Ход урока.

Дети входят под музыку из к/ф «Там на неведомых дорожках»

Учитель: Здравствуйте ребята! На прошлых занятиях мы говорили ор том, что музыка не единственный вид искусства, и что она тесно связана с другими видами искусства, например с литературой.

Вопрос: Что было бы с музыкой, если бы не было литературы?

Ответ: (дети) – исчезли бы многие музыкальные жанры: песни, оперы, кантаты, балеты.

Вопрос: Нужна ли музыка литературе?

Ответ: Да, так как это, прежде всего разнообразие литературных жанров. Во многих литературных произведениях музыка является главным действующим лицом (сказки, рассказы о музыкантах, о силе музыки и таланте…)

Учитель: Но оказывается, музыка тесно связана ещё и с живописью. Сегодня мы попробуем выяснить, можем ли мы увидеть музыку?

А поможет нам в этом очень изве6стный и интересный сказочный персонаж. Кто это попробуйте угадать

«В облаках — не по земле,

Летит баба на метле,

Страшная и злая.

Кто она такая? (Баба Яга)

Учитель: Правильно, это Баба Яга. Так она описана в литературе, в загадке. А как вы её представляете?

Ответ: Угрюмая, зловещая,страшная, вредная

Учитель: К образу этого известного на Руси персонажа обращались и многие художники. А вот так она выглядит у разных художников иллюстраторов: (показываются несколько слайдов с изображением Бабы-Яги)

Композиторы тоже очень ярко изображают образ нашей героини. Как вы думаете, какая по характеру музыка должна звучать изображая её?

Ответы детей.

Учитель: А теперь представьте, что к нам в школу явилась Баба Яга.

(учитель исполняет песню) Слышен грохот, слышен вой,

Не боимся мы с тобой!

Кто шумит там, кто грохочет?

Кто попасть к нам в школу хочет?

То не снег и не пурга

Бабка страшная Яга.

Вопрос: Какая музыка по характеру в этой песне?

Чувствуется ли, что образ недоброго героя?

А теперь давайте вместе споём эту песню и постараемся исполнить так, чтобы и мы сами поверили, что злая колдунья хочет попасть к нам в школу.

Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Растровое кодирование графической информации" 6 класс

Разучивание песни (обращаем внимание на выразительность)

Учитель: Это современная песенка, а вот как изобразил Бабу Ягу знаменитый русский композитор Пётр Ильич Чайковский (портрет Чайковского) в своей пьесе. Прислушайтесь и подумайте, какими приёмами пользовался композитор, чтобы создать образ Бабы Яги.

Слушание фортепианной пьесы Чайковского Баба Яга.

Ответы детей: Музыка рисует её короткими звуками, отрывистыми, острыми и зловещими.

Учитель: Такой она изображается и в известных народных сказках. Но давайте мы споём про нашу героиню ещё одну песню, чтобы немного её подразнить.

Разучивание песни – дразнилки «Баба Яга»

Учитель: Создание образа Бабы Яги в сказках, музыке и иллюстрациях очень похожи. Вы заметили, что мы называем одни и те же слова, характеризуя её, когда смотрим картины, слушаем музыку и читаем книги? И хотя образы эти созданы в разных областях искусства и в разное время, обычно Баба Яга – это страшная колдунья, живущая в тёмном заколдованном лесу. Этот образ продолжает свою жизнь и в кино.

( на слайде: «Литература» «Музыка» «Изобразительное искусство» «Кино»)

Давайте вспомним, в каких фильмах и мультфильмах мы можем встретить нашу героиню? (ответы детей)

Оказывается Баба Яга может быть смешной. В давние времена люди, в силу своей безграмотности, многого боялись. Вот и появлялась в их сказках разная страшная нечисть. Сейчас человек многое знает и поэтому эти сказки сейчас кажутся добрыми и смешными. Но забавные прибаутки складывали и в давние времена. Вот послушайте:

Баба Яга, костяная нога

С печки упала, ногу поломала,

Напугала весь народ

Побежала в баньку

Испугала зайку.

Такие прибаутки кричали нечасто, и с большой осторожностью боясь, что Баба Яга действительно может услышать и появиться из леса, а уж тут несдобровать.

А вот в мультфильме «Летучий корабль» живет в лесу не одна, а целая многоэтажная избушка весёлых лесных старушек. Они даже называются смешно Бабки Ёжки. И поют они забавные частушки. Давайте посмотрим и послушаем, как музыка современного композитора Максима Дунаевского и мастерство мультипликаторов создали необычный образ Бабы Яги.

( просмотр фрагмента мультфильма.)

Учитель: А вот последняя наша Баба Яга – самая волшебная. Воплотил этот образ в музыке Модест Петрович Мусоргский в своём произведении «Избушка на курьих ножках»

Состоит эта пьеса из 3 разделов. Вы услышите, как в начале злая и хромая Баба Яга опираясь на свою клюку, гремит своими костями. Как начинает колдовать, прыгая возле кипящего котла, в котором варится зловещее зелье. А потом вдруг взвивается вверх в своей ступе. Музыка меняет свой характер и уже рисует картину заколдованного леса, над которым пролетает ступа с Бабой Ягой.

Свежие документы:  Урок по теме: "Рисование осеннего дерева (пятно)"

Слушание «Избушка на курьих ножках»

Вопрос: С помощью, каких музыкальных средств композитор показывает нам всё это?

Дети: темп энергичный, музыка настойчивая, характер исполнения колючий. Мелодия как ломаная линия: то поднимается вверх, то опускается вниз. «скачет» по нотам отрывисто. А в середине музыка звучит тихо, зловеще и таинственно.

Учитель: Вот мы с вами и увидели музыку. Наша Баба Яга такая разная на картинах, в музыке и в мультфильме т- всё же сохраняет единый образ: сказочный и коварный.



Вывод: Вот мы с вами и увидели картину которой нет, её нам показала музыка.



Домашнее задание: Попробуйте нарисовать свою Бабу Ягу.

Спасибо, до свидания.

Выход под музыку «Там, на неведомых дорожках»



Используемая литература:

  1. Давыдова, Агапова «Музыкальные вечера в школе» 2011 год

  2. Музыка 4-7 класс: Методическое пособие для учителя Д.Кабалевский (под редакцией Абдуллина) 1986 год



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: