МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №52
Урок музыки в 5 классе
на тему
«Можно ли превратить в романс любое стихотворение?»
из раздела «Романс».
Выполнила учитель музыки
МОУ СОШ № 52
Хасина Ирина Владимировна,
учитель 1 категории.
ВОЛГОГРАД, 2008.
Открытый урок музыки учителя Хасиной Ирины Владимировны.
5 КЛАСС 2 ЧЕТВЕРТЬ 2 УРОК (10 УРОК).
Психолого-педагогическое обоснование:
Данный урок построен на принципе художественно-образного мышления, как основы развития личности, эмоционально-ценностного отношения к явлениям окружающего мира и искусства.
В начале 2 четверти дети умеют определять характер музыки, ее настроение; отличать народную и композиторскую музыку; знают жанровые особенности русских народных песен. Умеют отличать на слух произведения композиторов – ярких представителей национальных школ – Глинка, Чайковский, Григ, Лист и другие.
Содержательно-методическое обеспечение урока направлено на решении проблемы 1 полугодия «Музыка и литература» в рамках программы Науменко, Алеева «Музыка» 5 класс.
Проблема данного урока: «Может ли любое стихотворение стать романсом?»
Тип урока: урок углубления и обобщения нового материала.
Проектируемый результат:
— через проблемный вопрос: «Может ли любое стихотворение стать романсом?» ребята приходят к выводу, что стихотворение должно быть небольшим по размеру, романтичным и музыкальным по поэтической интонации;
— через метод художественного моделирования ребята создают свой вариант романса на стихи А.Толстого «Благословляю, вас, леса…»;
— через сравнение «собственного» варианта приводят к выводу о правильном подходе к выбору стихотворения и технологии подбора музыкальных средств выразительности, адекватной поэтическому тексту.
Ведущие методы:
— метод проблемного изложения;
— метод моделирования художественно-творческого процесса;
— метод сопоставления через приемы сравнения и вычленения.
Цель урока:
Через создание ситуации творческого поиска – рождение «собственного» романса – вывести ребят к нахождению определенного образного строя музыкального произведения, определенного содержательного наполнения (музыкально-выразительные средства), а отсюда к раскрытию жанровых особенностей «РОМАНСА».
Задачи:
активизировать имеющие знания о жанре «романс» при обсуждении домашнего задания (подбор стихотворения для написания романса);
решить учебную задачу – создание музыкальной основы романса, анализируя поэтический текст стихотворения А.Толстого «Благословляю, вас, леса…»;
сравнить с романсом П.И.Чайковского, сделать вывод.
Дидактическое оборудование:
Магнитофон, фонохрестоматия 5 класс 1 часть, нотная хрестоматия 5 класс, компьютерная презентация, проектор, компьютер.
ХОД УРОКА.
На слайде №1: аспект проблемы: «Может ли любое стихотворение стать романсом?»
Учащиеся входят в класс, рассаживаются по местам.
Звучит романс «Жаворонок» (в исполнении педагога).
? Ребята, вы узнали это произведение?
Дети: Это романс М.И.Глинки «Жаворонок».
? О чем рассказывает этот романс? Какой он по характеру?
Дети: Романс рассказывает о «певце полей» — жаворонке, о его песне любви. По характеру этот романс нежный, трепетный, легкий, певучий, мягкий.
? Откуда вы узнали, что романс о песне жаворонка?
Дети: Из поэтического текста, а также фортепианное сопровождение имитировало, изображало пение этой птички.
Учитель: Тогда получается, что в романсе одинаково важно и стихотворение и музыка.
? В чем же особенность этого жанра?
Дети: Романс – это вокальное произведение, написанное для одного или двух голосов с инструментальным сопровождением (чаще всего – фортепианным). Небольшое по размеру. В нем выражается отношение человека к природе и к жизни, либо его эмоции, переживания и чувства.
Слайд №2.
Слайд №3.
тест на выявление различий между песнью и романсом.
Самостоятельная проверка.
Правильный ответ: 2, 3, 6, 8, 9 (5 правильных ответов – 5 баллов).
? Ребята, а как вы ответите на вопрос «Может ли любое стихотворение стать романсом?»
Слайд №4.
Выбрать из предложенных стихотворений, то которое подходит к написанию романса.
Правильный ответ – 1 балл.
Учитель предлагает учащимся проанализировать несколько стихотворений, которые они подготовили дома.
Домашнее задание было следующим: найти стихотворение, которое на их взгляд может стать основой для романса.
Несколько ребят читают свои стихи выразительно. Все вместе обсуждают правильность выбора.
Слайд №5.
Ребята делают вывод о том, что не всякое стихотворение может стать романсом. Оно должно отвечать следующим критериям:
быть небольшим по размеру (если фрагмент большого произведения — иметь законченную мысль);
содержание рассказывает о природе или переживаниях и чувствах человека;
поэтическая интонация стихотворения должна быть музыкальной, певучей.
Слайд № 6.
Учитель предлагает свой вариант стихотворения. Подходит или нет?
«БЛАГОСЛОВЛЯЮ, ВАС, ЛЕСА…»
( из поэмы «Иоанн Дамаскин» А.Толстого)
БЛАГОСЛОВЛЯЮ, ВАС, ЛЕСА, ДОЛИНЫ, НИВЫ, ГОРЫ, ВОДЫ,
БЛАГОСЛОВЛЯЮ Я СВОБОДУ И ГОЛУБЫЕ НЕБЕСА!
И ПОСОХ МОЙ БЛАГОСЛОВЛЯЮ, И ЭТУ БЕДНУЮ СУМУ,
И СТЕПЬ ОТ КРАЮ И ДО КРАЮ, И СОЛНЦА СВЕТ И НОЧИ ТЬМУ,
И ОДИНОКУЮ ТРОПИНКУ, — ПО КОЕЙ, НИЩИЙ, Я ИДУ,
И В ПОЛЕ КАЖДУЮ БЫЛИНКУ, И В НЕБЕ КАЖДУЮ ЗВЕЗДУ!
О, ЕСЛИ Б МОГ ВСЮ ЖИЗНЬ СМЕШАТЬ Я,
ВСЮ ДУШУ ВМЕСТЕ С ВАМИ СЛИТЬ!
О, ЕСЛИ Б МОГ В МОИ ОБЪЯТЬЯ Я ВАС,
ВРАГИ, ДРУЗЬЯ И БРАТЬЯ,
И ВСЮ ПРИРОДУ ЗАКЛЮЧИТЬ!
? Отвечает ли оно критериям к написанию романса? Что вы почувствовали в этом стихотворении? Какое оно по характеру?
Дети: восхищение, прославление, любовь ко всему живому, торжественный гимн природе.
Учитель: Герой – Иоанн Дамаскин – святой человек, странствующий по городам и весям России, несущий христианские истины терпимости, благоговения всем православным.
Слайд № 7.
написаны синонимы слова «ТОРЖЕСТВЕННО», выберите 1 – 2 подходящих для этого стихотворения.
ТОРЖЕСТВЕННО
ВЕЛИЧАВО
ПОМПЕЗНО
ШУМНО
ВЕЛИЧЕСТВЕННО
ПРАЗДНИЧНО
Обсуждение правильность выбора.
Учитель: А теперь давайте составим партитуру нашего романса, обдумаем все выразительные средства музыки, которые будем использовать.
Слайд №8.
Детям предлагается в тетрадях заполнить следующую таблицу.
РАБОТА НАД ПАРТИТУРОЙ.
ГОЛОС | ИНСТРУМЕНТ | |
ТЕМБР |
| |
ТЕМП |
| |
РИТМ |
|
|
РЕГИСТР | | |
МЕЛОДИЯ | |
|
ЗВУКОВЕДЕНИЕ | | |
ЛАД | | |
Заполнение таблицы всем классом на доске.
РАБОТА НАД ПАРТИТУРОЙ.
ГОЛОС | ИНСТРУМЕНТ | |
ТЕМБР | МУЖСКОЙ БАРИТОН | ФОРТЕПИАНО |
ТЕМП | С Д Е Р Ж А Н Н Ы Й | |
РИТМ | РОВНЫЙ | ТРИОЛИ (КОЛОКОЛЬНОСТЬ) |
РЕГИСТР | НИЗКИЙ | ВСЕ РЕГИСТРЫ |
МЕЛОДИЯ | ПОСТУПЕННАЯ
| |
ЗВУКОВЕДЕНИЕ | LEGATO | |
ЛАД | М А Ж О Р |
Роль сопровождения – изобразительная и выразительная. Помогает еще глубже выразить чувства героя: гордость, величие, христианскую любовь ко всему живому.
? А что прославляет А. Толстой в своем произведении? Чье величие?
Дети: Родную, русскую природу.
? А часто ли вы встречали в произведениях разных видов искусств прославление природы, ее величие и красоту?
Дети: Да. Почти все композиторы, художники, поэты, писатели посвящали свои произведения родной природе.
? А как вы считаете почему?
Дети: Потому что для многих природа стала музой в их творчестве, вдохновляла на создание шедевров.
? А вы можете вспомнить имена художников, писателей у которых тема природы была основной?
(Если ребята затрудняются, учитель обращает внимание на доску к репродукциям Шишкина, Левитана).
Слайды №№9,10,11.
Дети: художники-пейзажисты – Левитан, Шишкин, Куинджи; писатели – Бианки, Паустовский.
Учитель: Константин Паустовский в своем рассказе «Скрипучие половицы» описывает правдивую историю, которая произошла с П.И.Чайковским.
Слайд № 12.
«Он никогда не ждал вдохновения. Он работал, как вол, и вдохновение рождалось в работе.
Больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги – в их колеях, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, – этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты».
Так получилось, что в это время соседский лес, в котором Чайковский черпал вдохновение, был продан под сруб. Композитор хотел спасти лес, но денег у него не было, и он предложил купцу свои сочинения. Чайковскому отказали и только посмеялись над его предложением. Петр Ильич был просто взбешен, но даже его известность не помогла в решении этого вопроса. Он сильно переживал, потому что очень трепетно относился к природе и может быть поэтому его не оставили равнодушным эти стихи Алексея Толстого. Чайковский написал романс. Давайте послушаем и сравним с нашим замыслом.
Слайд №13.
Слушание романса П.И.Чайковского «Благословляю, вас, леса…».
После прослушивания дети делятся своими впечатлениями.
Слайд №14.
Сравнивают таблицу своего романса и романса Чайковского.
Слайд №15.
Делают вывод, что в романсе важно не только литературный текст и средства музыкальной выразительности, но и личные переживания композитора.
? А в какой знакомой вам песни рассказывается с любовью о Родине?
Дети: Песня о России.
Учитель:
Давайте споем «Песню о России», обращая внимание на произнесение слов и кантилену.
Исполнение в высоком регистре – внутренняя улыбка, уголки губ чуть-чуть подняты вверх. А главное – выразительность.
Слайд №16.
«Может ли любое стихотворение стать романсом?»
Завершение урока, выставление оценок.
«БЛАГОСЛОВЛЯЮ,
ВАС, ЛЕСА…»
( из поэмы А.Толстого
«Иоанн Дамаскин»)
БЛАГОСЛОВЛЯЮ, ВАС, ЛЕСА, ДОЛИНЫ, НИВЫ, ГОРЫ, ВОДЫ,
БЛАГОСЛОВЛЯЮ Я СВОБОДУ И ГОЛУБЫЕ НЕБЕСА!
И ПОСОХ МОЙ БЛАГОСЛОВЛЯЮ, И ЭТУ БЕДНУЮ СУМУ,
И СТЕПЬ ОТ КРАЮ И ДО КРАЮ, И СОЛНЦА СВЕТ И НОЧИ ТЬМУ,
И ОДИНОКУЮ ТРОПИНКУ, — ПО КОЕЙ, НИЩИЙ, Я ИДУ,
И В ПОЛЕ КАЖДУЮ БЫЛИНКУ,
И В НЕБЕ КАЖДУЮ ЗВЕЗДУ!
О, ЕСЛИ Б МОГ ВСЮ ЖИЗНЬ СМЕШАТЬ Я,
ВСЮ ДУШУ ВМЕСТЕ С ВАМИ СЛИТЬ!
О, ЕСЛИ Б МОГ В МОИ ОБЪЯТЬЯ Я ВАС,
ВРАГИ, ДРУЗЬЯ И БРАТЬЯ,
И ВСЮ ПРИРОДУ ЗАКЛЮЧИТЬ!
ТЕМП
РИТМ
РЕГИСТР
МЕЛОДИЯ
ЗВУКОВЕДЕНИЕ
ЛАД