Конспект урока по Музыке «Музыка и изобразительное искусство» 5 класс


План – конспект конкурсного урока

5 класс.

Тема полугодия: «Музыка и изобразительное искусство»

тема 3 четверти: «Можем ли мы увидеть музыку».

Тема: «Картинки с выставки» М.П.Мусоргский

Цель: Сравнить выразительные средства музыкальных и живописных картинок и эскизов.

Задачи: 1.Воспитательная: Вызвать эмоциональный отклик на музыку.

Воспитывать чувство уважения и любви к

творчеству М. П. Мусоргского и В.А.Гартмана.

2.Образовательная: Познакомить с пьесами из фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Определить средства музыкальной выразительности.

3.Развивающая. Развивать умение анализировать музыкальные произведения, сопоставлять средства выразительности с содержанием произведений.

Оборудование урока: аудиозапись -СД, презентация, словарь эстетических эмоций, нотные таблицы по В.А.Шереметьеву, карты настроений.

Синтезатор, музыкальный центр, мультимедийная установка

Тип урока: комбинированный.


Методы и методические приёмы: беседа, нагляднозвуковые и нагляднозрительные методы, частично поисковые и игровые.


План урока

  1. Организационный момент

  2. Распевка.

  3. Работа по таблицам В.А.Шереметьева. (Нотная грамота)

  4. Блиц-опрос и игра «Картинки». (Проверка пройденного материала).

  5. Сюита «Картинки с выставки», М.П.Мусоргский, В.А.Гартман. (Ознакомление с новым материалом).

  6. Физминутка.

  7. Пьесы из сюиты: «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота» — слушание и анализ.

  8. Работа по картам настроений.

  9. Осмысление и закрепление пройденной темы. (Ответы на вопросы).

  10. Рефлексия.

  11. Вместе весело шагать. В. Шаинский. (Подарок от учителя).

  12. Домашнее задание.

  13. Подведение итогов. Оценки.


Ход урока

  1. Организационный момент:

    • музыкальное приветствие;

    • знакомство с ребятами;

  2. Распевка. «Я пою, хорошо пою», «Мы перебегали берега».

  3. Нотная грамота. Разбор и исполнение упражнений из таблиц В.А.Шереметьева.

  4. Проверка пройденного материала.

    • Сегодня я предлагаю вам посетить картинную галерею. Но для того чтобы туда попасть, нам нужно найти ключ. Готовы? Тогда начинаем.

(Учитель делит класс на несколько групп. Вопросы задаёт по очереди каждой группе. За правильный ответ можно начислять очки, давать карточки – всё, что угодно на усмотрение педагога.)

Блиц-опрос

  1. Что такое «программное произведение»?

  2. Вступление бывает в начале или в конце произведения?

  3. Сколько нот в музыке?

  4. Что такое «темп»?

  5. Как называется ансамбль, состоящий из трёх исполнителей?

  6. Что такое «опера»?

  7. Как называется большое количество людей, поющих вместе?

  8. Что такое «динамика»?

  9. Как называется ансамбль, состоящий из двух человек?

  10. Какую форму имеет песня?

— Молодцы. Нам осталось пройти совсем немножко до заветного ключа. Теперь задание для всего класса.

Игра «Картинки»

(На слайдах 2-6 изображены предметы-ассоциации. По ним нужно вспомнить песню и исполнить один куплет)

    • Поздравляю вас, пройдя нелёгкий путь, вы получаете ключ. Давайте откроем дверь и посмотрим, что же интересного на выставке. (Слайд 7).

  1. — Посмотрите на эти рисунки, они разные. Но что-то их объединяет. Как вы думаете, что? (Они находятся на одной выставке.)

    • Правильно. И ещё одна общая черта: на каждую из этих картинок русский композитор ХIХ века М.П.Мусоргский сочинил пьесу. (Слайд 8). Составил из этих пьес цикл и назвал его «Картинки с выставки». (Слайд 9). В музыке такое явление носит название сюита – от французского «последовательность», «ряд».

    • А сейчас откроем тетради и запишем, что такое сюита. Это цикл пьес разных по характеру, но объединённых одним художественным замыслом.

    • М.П.Мусоргский был очень необычным человеком. Музыку, которую он писал, современники не понимали, его друзья-композиторы часто жестоко критиковали написанное им. А между тем, в произведениях этого композитора очень много изобразительных, красочных моментов, юмора и музыкальных шалостей.

    • Фортепианная сюита «Картинки с выставки» была написана на работы художника и архитектора В.А.Гартмана. (Слайд 10) Он был одним из немногих друзей Мусоргского. К сожалению он умер, когда ему было всего 39 лет. Через год после смерти была организованна выставка работ талантливого художника. Мусоргский был потрясён и взволнован. Буквально за три недели он создал эту сюиту для фортепиано. За основу «выставки» Мусоргский взял «заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику. Выставленные работы продавались, поэтому на сегодня местонахождение большинства из них неизвестно. Из упомянутых в цикле рисунков ныне можно восстановить шесть. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора.

    • Давайте поподробнее познакомимся с этим циклом и попробуем доказать, что Мусоргский написал не просто музыкальное оформление к каждому рисунку, но создал свои «музыкальные картинки», порой совсем не похожие на зарисовки Гартмана, предложил своё видение. (Слайд 11) Каждая из 10 пьес – это небольшая сценка. Скрепляет цикл-сюиту пьеса-связка «Прогулка», где композитор изобразил себя, переходящего от картины к картине.

  2. Но прежде мы немного отдохнём. Физминутка.

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два.

Развернули руки шире, повернулись – три, четыре,

Крепко их к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

  1. Всего картинок — десять, но мы остановимся на трёх. (Слайд 12.) «Балет невылупившихся птенцов»

    • Виктор Гартман нарисовал 17 эскизов к балету, в котором выступала, как писал Стасов, «группа маленьких воспитанников и воспитанниц театрального училища, наряжённых канареечками и живо бегавших по сцене. Иные были вставлены в яйца, словно в латы». Давайте послушаем, как Мусоргский сумел изобразить эту сценку и подумаем — какой характер этой музыки? Используем словарь эстетических эмоций.

(Звучит пьеса «Балет невылупившихся птенцов»)

    • Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор? (Слайд 13) (Высокий регистр, быстрый темп, причудливый острый ритм, много украшений)

    • Верно. А теперь взгляните на эту картину (сказочная избушка.) (Слайд 14) (Название не говорим). Что вы здесь видите? (Красивый, яркий домик. Он как будто сделан из чего-то вкусного.)

    • Молодцы. Действительно, праздничная избушка. Мусоргский изобразил хозяйку этого домика, и получилась совсем другая история, абсолютно не похожая на рисунок Гартмана. Послушайте и подумайте, как зовут хозяйку избушки.

(Звучит пьеса «Избушка на курьих ножках»)

    • Как зовут хозяйку? (Баба-яга)

    • Почему вы так решили? Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор в этой музыке? (Пьеса начинается тихо, а потом доходит до очень громкого звучания с завываниями и прыжками)

    • Правильно. Так и кажется, что летит она на своей метле со свистом и шумом. Скажите, в этой пьесе похожи рисунок и музыка? (Нет, здесь композитор придумал свою историю, не похожую на рисунок.)

    • Как вы думаете, могла ли музыка стать продолжением картины? (Можно предложить сочинить мини-сказки и оформить их дома.)

    • Завершает сюиту картинка «Богатырские ворота» по эскизу художника Гартмана «Городские ворота в Киеве». (Слайд 15.) Интонациями эта пьеса близка русским народным песням. Давайте послушаем и определим характер этой музыки

(Звучит фрагмент пьесы «Богатырские ворота»)

    • Какую же характеристику вы нашли в словаре эстетических

эмоций для этого фрагмента? (Характер величавый, торжественный.)

    • Эта музыка символизирует мощь русского народа.

    • Скажите, какая пьеса вам запомнилась больше всего? И почему?

    • Что по вашему мнению, сделало её такой яркой и запоминающейся?

    • Скажите, все ли «музыкальные картинки» совпали по содержанию с рисунками художника? Какие отличались?

    • Смогли ли мы доказать, что Мусоргский предложил своё видение, иногда отличающееся от эскизов своего друга?

  1. На доске вы видите разные лица, которые передают разные настроения. У вас на листочках тоже они есть. Среди этих карт настроений выберите те, которые соответствуют нашим пьесам.

    • «Радость».

    • «Гнев».

    • «Внимание». Оказывается, вот какие настроения вызвала у нас эта музыка. Да, ребята, разная музыка может влиять на нас по-разному. И лучше всё-таки слушать добрую, красивую музыку.

  2. Закрепление пройденной темы.

— Что нового вы сегодня узнали? (Слайд 16.)

  1. Как называется сюита по эскизам и картинкам художника Гартмана? («Картинки с выставки»)

  2. Какой русский композитор сочинил эту сюиту? (М.П.Мусоргский.)

  3. Вспомните название прослушанных пьес. («Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота».)

  4. Сколько всего пьес в цикле-сюите? (10 пьес.) (Слайд 17.)

  5. Для какого инструмента был написан цикл «Картинки с выставки»? (Для фортепиано.)

  1. Рефлексия.

    • У вас осталось на парте солнышко. Изобразите условно на нём ваше настроение от урока. Дорисуйте у солнышка очертание рта. (Слайд 18.)

  2. Подарок – песня.

    • Ребята, вы любите подарки? В подарок от меня – песня композитора-песенника ХХ века Владимира Шаинского (Слайд 19.) «Вместе весело шагать по просторам». Песня о дружбе. Ведь дружба помогает людям быть добрыми и отзывчивыми.

— А вы мне поможете подпевать. (Слайд 20.) (Слайд 21.)

12.Дом. задание: Открыли дневники записали — придумать мини-сказку и попробовать её оформить как книжку-малышку. Оценки.

Свежие документы:  Конспект урока Строение и функции скелетных мышц

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: