Конспект урока по Музыке «Музыка. Литература. Театр» 5 класс


Урок музыки в 5 классе.

Тема: «Музыка. Литература. Театр.»

Комбинированный урок с элементами театрализации.

Оборудование: фортепиано, ПК, презентации, картонные музыкальные инструменты.

I.1) Вхожу под фрагмент квартета №2 А.П.Бородина.

2)Распевание «Доброе утро»; 1 долгий вдох с задержанием дыхания, выдох.

3) «У Лукоморья»


Тема нашего урока: «Музыка. Литература. Театр».

Цель урока: подумать, как связаны между собой музыка и литература, что способствует соединению искусств (а так же расширить знания о русском искусстве. В вокальной работе помнить об артистизме, дыхании, звукообразовании и т.п. познакомиться с терминами по теме урока).


II.Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат слова Бертольда Брехта: «Все виды искусств служат главному искусству – искусству жить на Земле». Так ли это, мы ответим в конце урока.

С давних пор человечество прошло огромный путь. Вокальная музыка почти ровесница человеческой речи. Первые примитивные формы голосовой музыки были пастушьи зовы, охотничьи кличи. Позже появились песни, которыми матери баюкали детей, ещё позже – песни-игры, причитания, заклиналки. Они были очень просты и приближены к человеческой речи. Народные былины пели «говорком», речитативом. До сих пор в операх и других произведениях есть арии, мелодии, которые напоминали человеческую речь – речитативы.

Откройте тетрадь, запишите число, тему и значение слова «речитатив» — это мелодии, напоминающие интонации человеческой речи.

— Скажите, а как чаще всего сочинялись русские народные песни – вначале слова, или вначале музыка или как-то по-другому? (слова и музыка одновременно, фантазия человека сразу соединила музыку и слово)

Мы подошли к тому, что литература и музыка тесно связаны друг с другом.

В старину на Руси было много уличных потешников, которые своеобразно объединили музыку и литературу. У нас сегодня 2 творческие группы – «Поэты» и «Музыканты». Слово «Музыкантам». (небольшое сообщение о скоморохах, появление уличных театров, передвижных балаганах).

Запишите в тетрадь: скоморохи – уличные потешники.

Кукольные театры любят с давних пор, они и по сей день собирают много зрителей. Одним из главных героев был весёлый петрушка. Вот картины Тышлера и Соломаткина «Петрушка». Так выглядели кукольные передвижные театры. Но все эти театральные представления, прежде всего – литературные жанры. Почему? (в основе выступлений пьесы). Театрализовано выступали и музыканты, создавая свои образы, своё настроение, выражая свои идеи.

Музыканты на сцене.

Норвежская народная песня «Волшебный смычок». Исполнение песни с элементом театрализации.

Свежие документы:  Конспект урока по истории "70-летию Курской битвы посвящается…"

— Аплодисменты артистам!

— Ребята, какое настроение в песне? (весёлое, игривое, добродушное, жизнерадостное).

— Как вы это определили? (отрывистая, пружинистая, мажорный лад, создают весёлое, живое, музыкальное настроение, много высоких, быстрых звуков).

И в музыке, и в литературе есть тема, своя идея, своё настроение, свои средства выразительности – в литературе слова, а в музыке мелодия, звуки. И очень важно, чтобы в песне – союзе литературы и музыки – совпадало настроение, идеи, выразительные особенности.


III. – Когда вы входили в класс, звучала музыка. Послушайте её ещё раз и ответьте на вопрос: как называется это произведение и кто композитор? (Квартет №2 А.П.Бородина.)

— Ребята, Бородин был не только композитором, известны его произведения, в которых он написал и музыку и слова – романс «Спящая княжна», т.е. он обладал ещё и поэтическим даром. Известен он так же как учёный-химик.

— Что можно сказать о музыке квартета №2 А.П.Бородина? (музыка красивая, плавная, нежная, задушевная, неторопливая.)

— Ребята, встаньте и посмотрите на стенд «Музыкальные инструменты симфонического оркестра», это поможет вам ответить на следующий вопрос: какие инструменты исполняли музыку? (альт, виолончель, 2 скрипки, т.е. струнные.)

— А почему Бородин выбрал для такой мелодии, такой музыки именно струнные инструменты? (они лучше других передают идею добра, нежности, красоту, именно струнные звучат плавно, певуче, нежно.)

— А что такое квартет? (4 музыканта или 4 музыкальных инструмента)

— Посмотрите иллюстрацию – картину Франса Халса «Домашний концерт». Здесь 4 музыканта: лютнист, певец, скрипач и виолончелист.

Сейчас перед нами выступит квартет. («Поэты» объявляют: И.А.Крылов. Квартет. Театрализованное исполнение с использованием нарисованных на картоне музыкальных инструментов)

— Аплодисменты артистам!

— Ребята, произвела ли на вас впечатление музыка? Почему? (произвела, но она неприятна для слуха, не понятная, без порядка, без смысла. Мы к такой музыке не привыкли). Это хаотическая музыка. От слова ХАОС.

— А почему ещё эта музыка напоминает хаос? (нет слаженности у музыкантов, мастерства, нет главной мелодии – музыкальной идеи, вокруг которой бы выстраивалась гармония, как необходимо в любом искусстве.)

Запишите в тетради: хаотическая музыка – музыка без порядка, без главной мелодии, без смысла, неприятная для слуха.

— Ребята, а поэт-баснописец Крылов замечательно играл на альте, часто играл в квартетах с друзьями. Так что он был и поэтом и музыкантом.

Свежие документы:  Сценарий урока музыки в 5 классе Опера – былина « Садко « Н. А. Римского – Корсакова


IV. И Крылов, и Бородин, создавая произведения одного искусства, знали и другое искусство. В их сочинениях была главная тема, доступная и понятная нам, они вложили в своё творчество всю душу, всё своё мастерство, благодаря чему их произведения стали интересны и красивы

Вот так, оказывается многое, на первый взгляд очень разное, уживается рядом, как музыка и литература.

(физ. минутка)

— Что же такое театр? (здание для театральных постановок, представлений, спектаклей, опер, балетов, но главное литература плюс музыка.)

Прав ли отвечающий, что театр это литература плюс музыка мы сейчас узнаем.

— «Поэты», мог бы театр существовать без литературы? (нет, т.к. сюжет, идею, тему даёт именно литература)

— «Музыканты», мог бы театр обойтись без музыки? (нет, т.к. музыка создает настроение, эмоции, подчеркивает черты героев, усиливает выразительность всего происходящего на сцене, усиливает выразительность слов.)

— Какие же знаки мы поставим в теме урока? (1)музыка + литература = театр, 2)музыка + литература + театр = искусство)

— Подходят все варианты. Молодцы! Добавлю, что театр это ещё хореография, декорации, освещение и многое другое.


V.Все виды искусства, как в отдельности, так и в соединении с другими, учат нас думать, чувствовать, мечтать, ценить добро, красоту жизни, беречь в себе светлое и святое. Читая сказки, мы учимся противостоять злу, слушая красивую музыку, мы учимся быть чуткими и добрыми, смотря спектакли, оперы мы учимся жить на Земле по знакам правды, добра и красоты.

— Подтвердим ли мы эпиграф? (…)

— В заключение урока, исполним песню «Сказочная страна». Назовите автора и композитора (слова Майоровой, музыка Махуткиной)

Дети встают. Исполнение песни.


VI. Молодцы, ребята! Активно работали на уроке! Оценки. Комментарии.

Домашнее задание – повторить сведения, запомнить значения записанных слов.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: