Конспект урока по Музыке «Музыка моего народа»


«Музыка моего народа»


Цель: Знакомство с разновидностями русской народной песни, развивать интерес к музыке русских народных песен.

Задачи:

  • Научить учащихся различать виды русской народной песни. Знать особенности каждого вида;

  • Развивать вокально-певческие навыки и умения, музыкальный слух, память, мышление, умение слушать и анализировать музыкальные произведения;

  • Формировать и воспитать любовь и понимание искусства предков. Формировать музыкальный вкус учащихся.

Методы и приёмы:

  • Рассказ учителя с использованием средств визуальной (электронная презентация) и слуховой (слушание музыки) наглядности;

  • Анализ музыкальных произведений;

  • Хоровое пение.

ТСО: ноутбук, мультимедийный проектор, синтезатор.


Ход урока:


I этап:

вступл.

1 мин.





II этап:

введение в тему.

30 сек.


III этап:

лирич. песни.

4 мин.















IV этап:

частушка

10 мин.












V этап:

трудовые песни.

7.зо мин.




























VI этап:

рекрутск. песни

7 мин.
















VII этап:

плясовые песни.

4 мин






VIII этап:

итог урока.

4 мин.








IX этап:

пение

4.30 мин.


X этап:

рефлексия

1 мин.





Добрый день, ребята. Сегодня мы вновь погрузимся в увлекательный мир музыки. Но для начала давайте вспомним с вами, что мы изучаем в этом полугодии? (РНП) Другими словами мы изучаем музыку моего народа (слайд № 1).

А какие РНП вы уже слышали на наших уроках? «Во поле берёза стояла», «Солдатушки», «Частушки», «Светит месяц», «Со вьюном я хожу», «Вниз по матушке, по Волге»)

А сегодня мы с вами вместе познакомимся с разновидностями РНП. Существует очень много различных видов РНП, мы сегодня с вами обратимся к некоторым, наиболее ярким. Каждый вид песни отличается настроением, характером мелодии и принадлежностью исполнения, то есть когда и зачем её исполняют (слайд № 2).

И первый вид, с которым мы познакомимся – это лирические песни (слайд № 3). Поднимите руки те, кто знает песню «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина»? А где вы могли её слышать? (Дома пели) Эта песня-долгожитель. Мои родители, ваши родители, бабушки и дедушки очень любят эту песню. Наверное, благодаря красивой и очень нежной мелодии. Давайте теперь послушаем песню. Обратите внимание на её характер и настроение мелодии.

Прослушивание «Что стоишь, качаясь» со словами.

А теперь давайте попробуем определить характер песни. (нежная, лирическая, плавная, добрая, и т.д.)

В лирических песнях, очень разных по характеру, но одинаково распевных, раскрывается сосредоточенность и широта русского народа, красота русской природы. Обратите внимание на то, насколько лирическая песня плавная, неторопливая и душевная. Очень часто в лирической песне один слог распевается на несколько нот.

Если вы внимательно слушали песню, то обязательно услышали такие слова: «Головой склоняясь до самого тына». А кто из вас знает, что такое «тын»? (забор)

А теперь перейдём к следующему виду РНП. Ребята, скажите, знаете ли вы, как называется песня, состоящая из маленьких куплетиков, шутливого содержания, следующих друг за другом? (Частушка) (слайд № 4) Какой характер у частушек? (Весёлый, танцевальный, задорный) Частушки – весёлые, озорные куплетики, чаще сатирического содержания. Достаётся в них лодырям, лентяем, лежебокам, неряхам, обманщикам.

А кто их вас уже знает какие-нибудь частушки и сможет их сейчас пропеть? (Ребята по одному пропевают без аккомпанемента частушки) Молодцы. А сейчас давайте вспомним частушки, которые мы с вами уже учили на прошлых уроках и выучим новые. Как и в прошлый раз, я помогу вам быстрее выучить их своими незатейливыми зарисовками. Но не забудьте, что частушки надо петь весело и задорно (слайд № 5).

Разучивание частушек.

Умницы, хорошо поёте, но пора вернуться к видам РНП.

Мы с вами познакомимся с песнями, которые пели во время работы, назывались такие песни «трудовыми» (слайд № 6). Сейчас мы послушаем очень старинную песню. Её исполняет певец мирового значения, Фёдор Иванович Шаляпин. Более подробно с творчеством этого певца мы познакомимся в старших классах. Песня, которая сейчас прозвучит, стала первой, которую записали на грам. пластинку. Я очень ценю эту запись. Играли пластинки с помощью вот такого инструмента, который называется граммофон.

А песня, которую мы услышим, называется «Эй, ухнем». Пели эту песню бурлаки (слайд № 7).

Звучит «Эй, ухнем»

Прежде чем, определить характер песни, скажите мне, кто такие бурлаки? Эта профессия людей существовали более 100 лет назад. Сейчас баржи, то есть грузовые суда, тянут буксиры. Но в те далёкие времена, буксиров не было и тянуть баржи приходилось людям. Они одевали на себя специальные лямки-ремни и тянули баржи, идя по берегу. Ребята, а вы представляете, какой это тяжёлый труд.

А теперь давайте с вами определим характер песни «Эй, ухнем», какая эта песня по настроению? (Тихая, грустная) Угрюмая, тоскливая, но всё-таки гордая. В этих песнях раскрывается вся сила воли русского мужчины.

А зачем, как вы думаете, бурлаки пели такие песни? (Чтобы при ходьбе рывки делать одновременно) Песня создаёт ритм и темп, она заставляет общее движение слить воедино.

Но не только мужчины на Руси работали, женщины, конечно, тоже не оставались без дела. У нас сейчас за окном какое время года? (Осень) А что могли делать женщины в деревнях осенью? (Собирать урожай) При этом они могли петь абсолютно любые песни, и лирические, и частушки. Скажу более, помещики заставляли рабочих петь во время сбора урожая, как вы думаете, зачем? (Что бы те не ели)

Следующий вид РНП, с которым мы познакомимся, это рекрутские (слайд № 8). Кто такие рекруты? (Солдат в царской Руси) Рекруты служили ни 1 и ни 2 года, как сейчас, а 25 лет. Рядом с ними не было ни сестёр, ни братьев, ни родителей, лишь тяжёлый быт военного человека. Рекруты уходили в армию молодыми подростками, а приходили порой седовласыми мужчинами. А вы можете назвать какую-нибудь рекрутсткую песню? («Солдатушки») Правильно, давайте её послушаем, но я прошу вас обратить внимание на слова песни.

Звучит «Солдатушки»

Мы с вами уже пели песню «Солдатушки», отличаются ли слова? (Да) Как вы думаете, почему? (Многовариативность. РНП не записывались, а передавались из уст в уста, поэтому часто появлялись новые слова или мотив песни)

Ребята, какой характер песни? (мужественный, бравадный, отважный, гордый, решительный) Напоминает ли вам что-нибудь эта песня? (марш) Рекрутские песни сливают действия солдат воедино и поднимают его боевой дух. Давайте с вами споём РНП «Солдатушки» (слайд № 9). Для начала вспомним и проговорим хором слова песни.

Пение «Солдатушки»

Пришло время познакомиться с последним на сегодня видом РНП, плясовая

песня (слайд № 10). Давайте предположим, какой характер у плясовых песен? (танцевальный, весёлый, игривый, бодрый, задорный) Давайте послушаем плясовую песню, которая стала визитной карточкой России.

Звучит «Калинка»

Подтвердилось ли наше предположение о характере песни? (Да) Плясовые песни предназначены, конечно, для танцев, поэтому уже с первыми звуками хочется выпрямить спину, вскинуть гордо голову и пойти в пляс.

Итак, давайте подведём итог нашего урока. С какими видами РНП мы с вами познакомились? (Лирические, частушки, трудовые, рекрутские, плясовые) (слайд № 11). Какие виды песен предназначены больше для пения, а какие для действия? (Лирические и частушки – для пения, трудовые, рекрутские и плясовые – для действия) Лирические песни и частушки поются для души, они исходят из души, тогда как трудовые, рекрутские и плясовые песни помогают людям для воссоединения своих действий.

С некоторыми видами РНП мы с вами познакомимся более подробно на следующих уроках.

Заканчивая наш урок, давайте с вами споём песню «Королевство кошек» (слайд № 12). Откройте, пожалуйста папки и найдите текст песни.

Пение «Королевство кошек»

Сейчас, в конце нашего урока, я хочу предложить вам небольшую игру. У каждого из вас к папке со словами прикреплены по 2 листочка: красный и зелёный, а на двери класса вы видите дерево. Хоть на улице осень и деревья скидывают с себя листву, в кабинете музыки мы попытаемся задержать лето. Я попрошу вас, выходя из класса прикрепить один листочек к дереву на липучку (слайд № 13). Если урок вам понравился, вам было интересно и легко, прикрепите к дереву зелёный листочек. Если кому-то было не очень интересно или очень трудно, прикрепите красный листочек. Договорились?

А сейчас я хочу вас поблагодарить за активную работу на уроке. Вы молодцы, и до встречи через неделю.


3


Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Сложение 57+40, 40+57. Применение переместительного закона математики"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: