Урок музыки в 4 классе (по программе Д.Кабалевского)
Тема урока: Музыка народов Закавказья.
Цели урока: выявить характерные особенности закавказской музыки,
определить контраст между славянской и кавказской музыкой, воспитывать любовь к музыкальному творчеству народов Закавказья, развивать вокально-хоровые навыки, разучить новую песню.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: наглядность: картины с изображением национальных костюмов, музыкальных инструментов, природы; проигрыватель, пластинки, портрет А. Хачатуряна, фортепиано.
Музыкальный материал:
«Марш» на тему «Оды радости», А. Хачатурян,
«Лезгинка», грузинский народный танец,
«Цыплята», Г. Гусейнли,
«Колыбельная» из балета «Гаяне».
ХОД УРОКА.
1). Организационный момент.
Вход детей в класс под «Марш» (на тему «Оды радости») А. Хачатуряна.
2). Актуализация опорных знаний.
Учитель: Какой тип музыки, какой кит звучал? Что под неё можно делать: танцевать, петь, шагать?
Ученики: Звучал марш, потому что музыка четкая, ритмичная. Под неё можно маршировать.
Учитель: А похожа ли эта музыка на русскую, украинскую, белорусскую?
Ученики: Нет, не похожа.
Учитель: А почему? Что в ней особенного?
Ученики: Ритм, необычные инструменты.
Учитель: Верно, её не назовешь русской. А чтобы определить национальную принадлежность этого марша, рассмотрите, пожалуйста, иллюстрации. Что вы видите ?
Ученики: Национальные костюмы, картины природы.
Учитель: как вы думаете, каким народам принадлежат эти костюмы, инструменты, где может быть такая природа?
Ученики: это Кавказ, национальные костюмы грузинские, армянские, азербайджанские.
Учитель: верно. Этот марш написал композитор Арам Ильич Хачатурян, армянин по национальности.
3). Постановка учебной задачи.
Учитель: Сегодня мы поговорим о музыке народов Закавказья и определим её основные характерные особенности.
Музыкальное искусство закавказских народов отличается ярким тембровым колоритом. Характерные особенности музыки: острый ритм, яркие акценты, большая роль отводится ударным инструментам. Давайте послушаем грузинский народный танец «Лезгинка».
(слушание)
это живой пример кавказской музыки, в нем отчетливо слышны характерные особенности национальной музыки. Обратите внимание, какя большая роль отводится ударным инструментам, их звучит «много», и они поддерживают острый ритм и придают мелодии зажигательный характер.
Давайте сравним славянскую и закавказскую музыку, вспомним русскую народную песню «Во поле береза стояла».
(исполняем первый куплет).
Какие элементы музыкальной речи используются в этой песне?
Ученики: Плавная, неторопливая мелодия, ровный ритм, мажорный лад. Очень контрастна по сравнению с «Лезгинкой».
4).Разучивание песни.
Учитель: Сегодня мы разучим новую песню азербайджанского композитора Г. Гусейнли «Цыплята». Послушайте её и скажите, можно ли её сравнить с русской песней, похожа ли она на русскую?
(слушание)
Ученики: Можно сравнить с русской, так как в первой фразе поступенное движение и распевы, характерные для русских песен.
Учитель: А в чем отличие?
Ученики: В том, что в песне есть необычные интонации, поступенное движение не обычное, а вьющееся, «как змейка», в мелодии много украшений.в том отличие, что в русских песнях распевы усиливают ощущение песенности, а здесь распевы подчеркивают танцевальность.
Учитель: Правильно. Давайте разучим слова.
(выучить 1 куплет)
первые слова «Цып, цып…» должны произносится легко, коротко.
(показать, спеть).
А во второй части куплета постарайтесь исполнить более напевно, с украшениями, и эти украшения – шестнадцатые – спеть надо как можно легче .
(показать, потом исполняют дети)
Если не получается, спеть вторую часть куплета медленнее, распевая все украшения. А потом в нужном темпе, побыстрее.
(далее разучить второй куплет, исполнить всю песню).
5). Закрепление темы.
Учитель: Молодцы, ребята.
А сейчас послушайте, пожалуйста, еще одно произведение и подумайте, что это за музыка и какой у нее характер. Кто и кому может петь так?
(слушание)
Ученики: это песня, колыбельная; нежная, плавная, извилистая мелодия, но у неё необычные интонации, много украшений у мелодии.
Учитель: да, верно. Как бы необычно не звучала музыка, какому бы народу не принадлежала, мы все равно услышим, что это колыбельная.
Это «Колыбельная» из балета «Гаяне» А.Хачатуряна.
(кратко рассказать о балете).
6). Итог урока.
Учитель: Итак, повторим, что узнали на уроке и еще раз назовем характерные особенности музыки народов Закавказья.
Ученики: В закавказской народной музыке преобладает острый ритм, яркие акценты, необычные интонации, вьющаяся мелодия, обилие украшений, большая роль ударных инструментов.
Учитель: Все правильно. Мы еще раз послушаем «Марш» Хачатуряна, но не просто послушаем, а будем участвовать в его исполнении. Сначала простое задание –подчеркнуть пульс марша движением рук сверху вниз.
(исполнили)
теперь выделим сильные доли и отметим фразировку и «пошагаем» руками.
При выходе из класса показать, как выбрать выразительное движение шага, шагать не спеша, горделиво, оттягивая носочек ноги.
(под «Марш» дети выходят из класса).