Конспект урока по Музыке «Музыка народов Закавказья» 4 класс


Урок музыки в 4 классе (по программе Д.Кабалевского)

Тема урока: Музыка народов Закавказья.

Цели урока: выявить характерные особенности закавказской музыки,

определить контраст между славянской и кавказской музыкой, воспитывать любовь к музыкальному творчеству народов Закавказья, развивать вокально-хоровые навыки, разучить новую песню.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: наглядность: картины с изображением национальных костюмов, музыкальных инструментов, природы; проигрыватель, пластинки, портрет А. Хачатуряна, фортепиано.

Музыкальный материал:

«Марш» на тему «Оды радости», А. Хачатурян,

«Лезгинка», грузинский народный танец,

«Цыплята», Г. Гусейнли,

«Колыбельная» из балета «Гаяне».


ХОД УРОКА.

1). Организационный момент.

Вход детей в класс под «Марш» (на тему «Оды радости») А. Хачатуряна.


2). Актуализация опорных знаний.

Учитель: Какой тип музыки, какой кит звучал? Что под неё можно делать: танцевать, петь, шагать?

Ученики: Звучал марш, потому что музыка четкая, ритмичная. Под неё можно маршировать.

Учитель: А похожа ли эта музыка на русскую, украинскую, белорусскую?

Ученики: Нет, не похожа.

Учитель: А почему? Что в ней особенного?

Ученики: Ритм, необычные инструменты.

Учитель: Верно, её не назовешь русской. А чтобы определить национальную принадлежность этого марша, рассмотрите, пожалуйста, иллюстрации. Что вы видите ?

Ученики: Национальные костюмы, картины природы.

Учитель: как вы думаете, каким народам принадлежат эти костюмы, инструменты, где может быть такая природа?

Ученики: это Кавказ, национальные костюмы грузинские, армянские, азербайджанские.

Учитель: верно. Этот марш написал композитор Арам Ильич Хачатурян, армянин по национальности.



3). Постановка учебной задачи.

Учитель: Сегодня мы поговорим о музыке народов Закавказья и определим её основные характерные особенности.

Музыкальное искусство закавказских народов отличается ярким тембровым колоритом. Характерные особенности музыки: острый ритм, яркие акценты, большая роль отводится ударным инструментам. Давайте послушаем грузинский народный танец «Лезгинка».

(слушание)

это живой пример кавказской музыки, в нем отчетливо слышны характерные особенности национальной музыки. Обратите внимание, какя большая роль отводится ударным инструментам, их звучит «много», и они поддерживают острый ритм и придают мелодии зажигательный характер.

Давайте сравним славянскую и закавказскую музыку, вспомним русскую народную песню «Во поле береза стояла».

(исполняем первый куплет).

Какие элементы музыкальной речи используются в этой песне?

Ученики: Плавная, неторопливая мелодия, ровный ритм, мажорный лад. Очень контрастна по сравнению с «Лезгинкой».

4).Разучивание песни.

Учитель: Сегодня мы разучим новую песню азербайджанского композитора Г. Гусейнли «Цыплята». Послушайте её и скажите, можно ли её сравнить с русской песней, похожа ли она на русскую?

Свежие документы:  Урок литературы по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина "Он обнажал порок от павлиньих перьев..." 10 класс

(слушание)

Ученики: Можно сравнить с русской, так как в первой фразе поступенное движение и распевы, характерные для русских песен.

Учитель: А в чем отличие?

Ученики: В том, что в песне есть необычные интонации, поступенное движение не обычное, а вьющееся, «как змейка», в мелодии много украшений.в том отличие, что в русских песнях распевы усиливают ощущение песенности, а здесь распевы подчеркивают танцевальность.

Учитель: Правильно. Давайте разучим слова.

(выучить 1 куплет)

первые слова «Цып, цып…» должны произносится легко, коротко.

(показать, спеть).

А во второй части куплета постарайтесь исполнить более напевно, с украшениями, и эти украшения – шестнадцатые – спеть надо как можно легче .

(показать, потом исполняют дети)

Если не получается, спеть вторую часть куплета медленнее, распевая все украшения. А потом в нужном темпе, побыстрее.

(далее разучить второй куплет, исполнить всю песню).



5). Закрепление темы.

Учитель: Молодцы, ребята.

А сейчас послушайте, пожалуйста, еще одно произведение и подумайте, что это за музыка и какой у нее характер. Кто и кому может петь так?

(слушание)

Ученики: это песня, колыбельная; нежная, плавная, извилистая мелодия, но у неё необычные интонации, много украшений у мелодии.

Учитель: да, верно. Как бы необычно не звучала музыка, какому бы народу не принадлежала, мы все равно услышим, что это колыбельная.

Это «Колыбельная» из балета «Гаяне» А.Хачатуряна.

(кратко рассказать о балете).


6). Итог урока.

Учитель: Итак, повторим, что узнали на уроке и еще раз назовем характерные особенности музыки народов Закавказья.

Ученики: В закавказской народной музыке преобладает острый ритм, яркие акценты, необычные интонации, вьющаяся мелодия, обилие украшений, большая роль ударных инструментов.

Учитель: Все правильно. Мы еще раз послушаем «Марш» Хачатуряна, но не просто послушаем, а будем участвовать в его исполнении. Сначала простое задание –подчеркнуть пульс марша движением рук сверху вниз.

(исполнили)

теперь выделим сильные доли и отметим фразировку и «пошагаем» руками.

При выходе из класса показать, как выбрать выразительное движение шага, шагать не спеша, горделиво, оттягивая носочек ноги.

(под «Марш» дети выходят из класса).



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: