Конспект урока по Музыке «Музыка утра» 1 класс


Конспект урока по музыке для 1 класса с использованием ИКТ и здоровьесберегающей технологии

Тема: «Музыка утра»

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Цель урока: раскрыть перед учащимися выразительные и изобразительные возможности разных видов искусств в передаче чувств, мыслей, настроения человека от утренней природы.

Задачи урока:

  • Познакомить детей с выразительными средствами музыки, изобразительного искусства и поэзии (тембры инструментов, динамика, мелодические линии, краски в живописи, слова-настроения в поэзии);

  • Раскрыть изобразительные возможности музыки, поэзии и живописи в передаче картин природы;

  • Уметь сравнивать произведения разных видов искусств по выразительным средствам;

  • Воспитывать слушательскую культуру детей, их эмоциональную отзывчивость на музыку;

  • Развитие вокально-хоровых навыков;

  • Развитие музыкальных способностей (чувство ритма, метра, вокального слуха) через ритмо-пластические движения.

Материалы к уроку: П.Чайковский «Зимнее утро», Э.Григ «Утро», песня А.Варламова «Петухи запели».

Учебник «Музыка» для 1-го класса (Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина), иллюстрации картин И.Левитана «Солнечный день», К.Крыжицкого «Озеро», портреты П.И.Чайковского, Э.Грига.

Оборудование:

  • Учебники для 1-го класса;

  • компьютер;

  • мультимедийное оборудование;

  • музыкальный центр;

  • фортепиано.

Ход урока.

C:UsersКатяDesktopCкриншотымузыка утра.jpg

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с музыкой утра. Когда вы утром просыпаетесь, то, наверное, подбегаете к окошку и смотрите, какая погода на улице, светит ли солнышко, идёт ли снег или дождь. И, конечно, вы сразу хотите как-то передать свои чувства, эмоции, настроения от утренней природы, рассказать об этом, правда?

А вот художники, музыканты, поэты, чтобы выразить свои чувства используют особые средства. Как вы думаете, что нужно композитору, художнику, поэту, чтобы нарисовать картину природы, передать своё настроение? ( Детям предлагается открыть учебник на стр.44 и воспользоваться словами-подсказками).

Дети отвечают, что композитору нужны звуки, художнику — краски, а поэту — слова.

Учитель: — На стр.46 и 47 вы видите иллюстрации картин. Какое утро изобразили художники? Какое настроение хотел передать художник на первой картине, солнечное или унылое? Жизнерадостное или печальное?

C:UsersКатяDesktopCкриншотылес.jpg



Дети: — Солнечное, жизнерадостное!

Учитель: — Как вы догадались?

Дети: — Краски тёплые, солнечный свет, лучики солнца.

Учитель: — А какое утро на другой картине? Тихое или ветреное?



C:UsersКатяDesktopCкриншотыозеро.jpg

Дети: — Тихое, на озере нет волн.

Учитель: — А теперь послушайте, как поэт передаёт своё настроение словами (стихотворение И.Никитина):

Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.

Учитель: — Так какое настроение вы услышали в стихотворении?

Дети: — Восторженное, радостное!

Учитель: — По настроению к какой картине созвучно, ближе это стихотворение к первой или второй?

Дети: — Ближе к первой.

Учитель: — Теперь мы послушаем, как наступление нового дня нарисовали музыкальными красками русский композитор П.И.Чайковский и норвежский композитор Э.Григ. Какое время года изобразил звуками П.И.Чайковский? (слушаем «Зимнее утро»)



C:UsersКатяDesktopCкриншотычайковский.jpg

Учитель: — Так какое время года? Солнце светило в музыке? Или было ненастье? Дождь или вьюга?

Дети: — Мелодия как-бы закручивалась, вьюжила, это зимнее утро.

Учитель: — А на каком инструменте исполняется это произведение?

Дети отвечают, что произведение исполнялось на фортепиано.

А теперь следующая музыкальная картина композитора из Норвегии Э.Грига.



C:UsersКатяDesktopCкриншотыгриг.jpg

Что вы услышите в музыке, какое время года?

(слушаем «Утро» Э.Грига.)

Так какое время года? Зима или лето, а может быть весна?

Дети: — Похоже и на лето, и на весну.
Учитель: — Почему вы так решили?

Дети: — В музыке как- будто выглянуло солнце.

Учитель: — А кто исполнял это произведение, один инструмент или много?

Дети: — Много, это оркестр.

Учитель: — Скажите, а солнышко сразу появилось или оно появлялось постепенно?

Дети: — Солнце не сразу появилось, оно появлялось в музыке постепенно.

Учитель: — А как композитор это изобразил? Голоса (тембры) каких инструментов рисуют нам постепенное пробуждение природы?

(Дети слушают ещё раз, называют флейту, гобой, скрипки и др. Вместе с учителем дети выясняют, что звучность усиливалась, добавлялись другие инструменты, создавая эффект восхода солнца.)
Учитель
: — Скажите, стихотворение И.Никитина, больше созвучно какому музыкальному произведению, первому или второму?

Дети: — Второму, его написал Э.Григ)

Учитель: — А теперь мы с вами тоже будем исполнителями и разучим музыку утра.
Какой инструмент всегда находится с нами?

Дети: — Голос.

Учитель: — И как любой инструмент его надо настроить.

Дети вместе с учителем выполняют некоторые упражнения из дыхательной гимнастики А.Стрельниковой: «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Обними плечи», «Маятник», «Повороты головы», «Китайский болванчик», «Малый маятник» и др.
Далее следуют упражнения из артикуляционной гимнастики.
Распевание
: «мычание» на одном звуке, песенки-попевки на двух и трёх звуках.

Прослушивание в аудиозаписи песни «Петухи запели».

C:UsersКатяDesktopCкриншотыпетухи.jpg

Работа над песней. Разучивание ритмопластических и танцевальных элементов в песне.

Заключение: — Ребята, вы сегодня познакомились с разными произведениями искусств, вы увидели и услышали, как поэты, художники, композиторы по-разному выражают свои мысли, чувства, настроения от картины природы, и конкретно, об утренней природе. С произведениями каких композиторов вы сегодня познакомились? (Дети вспоминают П.Чайковского, Э.Грига).
А по желанию, дома нарисуйте своё утро. До новых встреч!



Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по теме: "Вечная память героям"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: