Конспект урока по Музыке «Начальный этап разучивания хорового произведения на примере украинской народной песни «Журавель», обработка В. Соколова» 3-7 класс


1001 идея интересного занятия с детьми


ОТКРЫТЫЙ УРОК СТАРШЕГО ХОРА «КАМЕРТОН» ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Данилова Юлия Анатольевна,МОУ ДОД «Федоровская ДШИ» г.п. Федоровский Сургутского района ХМАО-Югры, преподаватель


Предмет (направленность): коллективное музицирование — хор.

Возраст детей: 9-14 лет, 3-7 классы.

Место проведения: концертный зал школы.


Тема урока: Начальный этап разучивания хорового произведения на примере украинской народной песни «Журавель», обработка В. Соколова.


Цель: Разучить I часть украинской народной песни «Журавель», обработка В. Соколова.


Задачи:

Обучающие:

-закрепить с учащимися ЗУН о соблюдениях правил пения в хоре, охране здоровья, охране голоса;

-овладеть вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания

Развивающие:

-развивать интерес учащихся к хоровому пению;

-развивать гармонический слух, чувство ритма, строя, ансамбля;

Воспитывающие:

-воспитывать любовь к хоровому искусству;

-воспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у учащихся;

-воспитывать толерантное отношение друг к другу.


Оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал, партитуры хоровых произведений.


Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.


Форма урока: практическая работа.


Формы работы с учащимися: коллективная, работа в парах, индивидуальная.


Характеристика класса: Хор «Камертон» — это коллектив учащихся 3-7 классов фортепианного отделения. Дети разные по возрасту (9-14 лет), своим физическим и психическим возможностям, обладающие разными знаниями, умениями и навыками хорового пения, разных национальностей, что создает определенные проблемы. Так, например, третьеклассники в нашем хоре занимаются первый год (до этого они занимались в младшей группе хора). Они не имеют навыков многоголосного пения, многие неточно интонируют. Другая проблема – дети часто болеют, много пропусков занятий по болезни. Однако большинство хористов имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. Многие ощущают психологический комфорт именно при занятиях в хоровом коллективе, они понимают, что результат их труда зависит от вклада каждого, радуются каждому удачному выступлению.


Ход урока.


I. Организационный момент

Приветствие учителя.

-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Давайте поздороваемся с гостями, присутствующими на нашем уроке.

-Итак, вы готовы к работе?

-Тогда улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в работе на уроке.


II. Разминка

-В начале нашего урока я предлагаю вам заняться своим здоровьем. И в этом нам поможет разминка (разминка начинается с оздоровительного массажа, включающего в себя вращательные движения и энергичное постукивание зон гайморовых пазух, расположенных над бровями и по бокам от переносицы, где наблюдается скопление слизи во время насморка).

-А теперь «подпитаем» мозг кислородом.

Свежие документы:  Авторская разработка внеклассного мероприятия в летнем лагере «Шляпный концерт – конкурс» для 1-5 классов

(выполнение дыхательных упражнений лечебной гимнастики А. Стрельниковой) (Приложение 1).


III. Распевание (Приложение 2)

Задача упражнений — подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально-хоровые навыки.

Повторение правил пения сидя и стоя:

· при пении поза должна быть неподвижной;

· правую ногу лучше слегка выдвинуть вперед (третья позиция);

· тяжесть тела можно время от времени переносить попеременно слева направо и справа налево;

· вредным является совершенно излишнее поднимание плеч;

· нужно представить себе, что все мускулы шеи вплоть до мускулов спины полностью расслаблены;

· нижняя челюсть должна быть освобождена от какого-то ни было напряжения.

( учащиеся распеваются, педагог аккомпанирует)

-Вот теперь вы в порядке, живые глаза, красивые лица. Все готовы к работе!

IV. Повторение ранее изученного материала и проверка домашнего задания

-А сейчас я предлагаю вам обратиться к новому произведению, с которым мы познакомились на прошлом уроке. Украинская народная песня «Журавель» в обработке Владислава Соколова (Приложение 3). Мы подробно проанализировали это произведение. Давайте повторим основные этапы анализа.

-Песня относится к категории шуточных, игровых песен. Какой характер данного произведения?

(веселый, живой, легкий, подвижный, яркий, образный)

-Размер (2/4)

-Тональность (си бемоль мажор (B-dur) с отклонениями в доминантовую тональность фа мажор (F-dur))

-Темп (быстрый)

-Динамика (от пиано (p) до форте (f), в соответствии с фразировкой)

-Штрихи (нон легато (non legato))

-Форма (сложная трехчастная со вступлением)

-Строение I части ( период из 4-х четырехтактовых фраз с окончанием)

-Фактура (во вступлении и I части – гомофонно-гармоническая (главная мелодия находится в партии 1 сопрано (S I), остальные голоса ее гармонически поддерживают), во II части – канон)

-Ваше домашнее задание заключалось в проставлении цезур во вступлении и в I части.

-В каких тактах вы проставили цезуры? (в 6, 14, 22 и 26 тактах)

-А теперь я предлагаю вам разделиться по парам, обменяться партитурами и проверить друг у друга, правильно ли вы выполнили домашнее задание.

(Работа в парах, оценивание товарища)


V. Сообщение темы урока

-Ребята, теперь я предлагаю вам продолжить разбор песни «Журавель» и перейти к его разучиванию. Хотите продолжить эту работу? (да)

-Итак, тема нашего сегодняшнего урока – начальный этап разучивания хорового произведения на примере украинской народной песни «Журавель»

-Но для этого нам придется потрудиться и активно поработать на уроке. Готовы? (да)



VI. Разучивание I части песни «Журавель»

Свежие документы:  Статья "Изучение процентов в 5 классе"

-Разбор этого произведения мы начнем с I части.

Задачи этого этапа работы: достижение точной интонации, взятие дыхания только в отмеченных цезурами местах, развитие гармонического слуха, чувства ритма, строя, ансамбля. (сольфеджирование)

  • Разучивание всем хором партии альтов (A)

  • Разучивание всем хором партии вторых сопрано (S II)

  • Разучивание всем хором партии первых сопрано (S I)

-А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «Дирижер». Правила игры: певцы должны внимательно следить за жестами дирижера, исполнять все его требования. Дирижер дает задание, какую партию хор должен исполнить. (Ролевая игра «Дирижер». Ученик дирижирует, хор исполняет одну из разученных партий)

  • Соединение партий альтов и вторых сопрано (при этом партию вторых сопрано исполняют все сопрано вместе)

  • Каждая партия исполняет свою строчку

-Как вы считаете, с какими задачами мы справились, а с какими нет?

(Анализ выполненной работы)


VII. Итог

-Ну что же, пора подвести итог нашей сегодняшней работы. За время урока мы повторили основные этапы анализа нового произведения и разучили первую его часть. Цель нашего занятия успешно достигнута, со всеми задачами, поставленными на уроке, мы достойно справились. На следующем уроке мы продолжим работу над I частью песни «Журавель» и перейдем к вокализации своих партий. А также начнем разбор II части.


VIII. Рефлексия.

-Вам понравился сегодняшний урок? Какое настроение у вас после урока? Покажите цветные квадраты, которые соответствуют вашему настроению (красный – настроение хорошее, синий – безразличное, черный – негативное).

-Как вы физически чувствуете себя?

· Я бодр(а), чувствую себя хорошо (красный квадрат)

· Я не чувствую никаких изменений в своем самочувствии (синий квадрат)

· Я устал(а), мне плохо (черный квадрат)

-Что можете сказать об уроке:

· Мне было легко и интересно (красный квадрат)

· Мне было трудно, но интересно (синий квадрат)

· Мне было трудно, поэтому неинтересно (черный квадрат)

-Как вы оцениваете свою работу на уроке?

· 5 (красный квадрат)

· 4 (синий квадрат)

· 3 (черный квадрат)

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.


IХ. Домашнее задание

Выучить наизусть свою партию в I части (сольфеджио). Проставить цезуры во II части. Уточнить форму произведения.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буланов В. Метод музыкального и вокального развития учащихся в условиях интенсивной работы детского хора. Екатеринбург, 2007.

2. Козлова М.Б. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста: https://festival.1september.ru/articles/574865/, 2009.

3. Чуйкина С.В. Здоровьесберегающие технологии на уроках хорового пения. https://festival.1september.ru/articles/419396/, 2011.




























5

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: