Конспект урока по Музыке «Наш вечный спутник» 6 класс


Тема: «Наш вечный спутник»

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: формирование понятия того, что жизнь – источник музыки, музыка – отражение человеческих чувств, настроения

Задачи:

Образовательные:

  • Показать на примере двух разнохарактерных произведений влияние музыки на настроение людей.

  • Создать атмосферу сотрудничества и поиска, побуждающую к диалогу, коммуникации.

Развивающие:

  • Развивать эмоционально-образное видение мира, художественное мышление на материале урока.

  • Развивать наглядно-образное, логическое мышление, умение анализировать и синтезировать, аргументировать, музыкальную память, ладогармонический слух, певческие навыки.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к музыкальной деятельности, уверенность в себе, эстетическое отношение к жизни и искусству.

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание.

Ход урока:

  1. Организационный момент.



  1. Введение в тему урока.

(слайд № 1)

— Музыка – искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека. Мы об этом уже говорили. Привязанность к серьёзной музыке никогда не помешает продолжить любить лёгкую музыку, требовательнее относиться к ней и лучше отличать в ней хорошее от плохого.

III. Работа по теме урока.

1. Слушание музыкальных произведений.

— Сегодня я предлагаю вам послушать два произведения. Первое будет исполнено народной артисткой Советского Союза Людмилой Зыкиной.

(слайд №2)

— После прослушивания надо ответить на следующий вопрос: О чём эта песня?

(слайд №3)

Слушание песни М. Матвеева «Матушка, матушка, что во поле пыльно»

(Ответы детей).

Отзыв о песне: Эта песня о тяжёлой судьбе женщины в старой дореволюционной русской деревне, когда девушку выдавали замуж насильно не за того, кого она любила. Без её согласия отдавали в тот дом, где нужна была работница, или когда было выгодно родителям. Песня рассказывает не только о переживаниях дочери – невесты, но и горе матери. Эта песня раскрывает глубочайшую трагедию многих поколений русских женщин дореволюционной деревни.

— Какие средства музыкальной выразительности используются в песне «Матушка…»?

— Сколько действующих лиц? (2) А исполнителей? (1)

— Почему композитор построил песню в форме диалога (разговора) матери с дочерью? (это придаёт ей особо драматический характер)

— Сколько музыкальных интонаций в песне? (2) ( 1) Встревоженная, порывистая, вопросительная, взволнованная – дочь. 2) Успокаивающая интонация слышна в ответе матери.)

— Что происходит с темпом? (быстрый темп – дочь, медленный, «степенный» — мать)

— Каковы лад и звуковедение, форма построения? (Переменный лад: минор, мажор; легато, куплетная форма) Очень похожа на русскую народную песню.

— Почему композитор использует эти средства выразительности? (Чтобы глубже передать содержание и своё отношение к происходящему).

— Изменилось ли ваше настроение, ваши чувства? (Да, очень жалко и девушку и её мать).

2. Работа по картине.

— К теме неравных браков обращались многие художники, писатели.

(слайд №4)

— Перед вами репродукция Павла Андреевича Федотова «Сватовство майора». Рассмотрите героев. Охарактеризуйте их. (Жених – беспечный франт. Лицо жестокое. Губы поджаты. Во взгляде читаются злобная ревность, жестокость, бессердечие. Невеста – мягкая женственность, изящество, очарование юности. Горничная – сочувствует барышне, волнуется за её судьбу. Отец – угодлив, с готовностью отдаёт дочь за старого майора – дворянина).

— Почему отец с радостью выдаёт дочь замуж?

— Почему дворянин женится на купеческой дочери?

— Как художник подчёркивает богатство и роскошь купеческого дома? Рассмотрите мелкие детали на картине.

— Как художник относится к происходящему? (Художник иронизирует, подшучивает над героями).

(слайд №5)

— Обратите внимание ещё на одну репродукцию В. В. Пукирева «Неравный брак». Какое на ваш взгляд произведение изобразительного искусства созвучно с песней М. Матвеева «Матушка, матушка, что во поле пыльно»

(ответы детей)

3.Слушание « Вальса» Жака Бреля

— А сейчас прозвучит ещё одно произведение, но в исполнении одного из талантливейших шансонье Франции Жака Бреля.

(слайд №6)

— Шансон – французская песня – народная, профессиональная, полифоническая песня XV – XVI вв., а также современная эстрадная.

— Шансонье – французский эстрадный певец, исполнитель жанровых песен, сам сочиняющий и слова и музыку исполняемых им песен.

— Послушайте и определите жанр этого произведения.

Слушание Вальса Жака Бреля.

(Дети: вальс).

(слайд №7)

— Как появился вальс? (это бальный танец. Вобрал черты народного танца лендлера. Крестьяне на праздниках весело кружились парами. Постепенно движения становились плавными, кругообразными – рождался вальс).

— Какой мотив напоминает это произведение? ( Старинного вальса в исполнении на шарманке).

— Какова особенность произношения текста? (Скороговорка).

— Что повлияло на характер музыки? (Средства музыкальной выразительности. Вальс французский. Национальные черты: изящество, особая танцевальная форма, лёгкость. Быстрое произношение слов – влияние французской разговорной речи).

Вальс Жака Бреля может закружить.

(слайд№8)

Повторное слушание.

— Какое настроение у вас вызвал вальс? В чём секрет Ж. Бреля? (Великолепное мастерство Бреля – певца. Музыкальный образ вальса, полного неукротимой жизненной энергии).

4. Вокально – хоровая работа.

Разучивание песни Г. Струве «Школьный корабль».

— Послушайте произведение и попробуйте дать ему название.

(слайд №9)

Слушание песни Г. Струве «Школьный корабль».

(Ответы детей)

— Эта песня называется «Школьный корабль», а написал её замечательный композитор Г. Струве.

(слайд №10)

— О чём говорится в этой песне?

— Почему она называется «Школьный корабль»?

— Возможно ли движение исполнителей под эту музыку?

— Что характерно для вальсовой мелодии?

— Что больше всего привлекает в этой песне?

(Ответы детей)

(слайд №11)

Разучивание песни «Школьный корабль».

5. Слушание фрагмента Симфонии №3 И. Брамса.

И в заключении мы послушаем небольшой фрагмент Симфонии №3 III части немецкого композитора Иоганнеса Брамса.

(слайд №12)

— Какое настроение преобладает в этой музыке?

(ответы детей: пробуждает в душе светлые и возвышенные чувства).

  1. Итог урока.

С каким настроением вы уйдёте с урока?

Почему нам понятна музыка, музыкальное содержание песни, написанной на иностранном языке?

Нужен ли перевод настоящей музыке?

(ответы детей)

(слайд №13)

«Без музыки земля – пустой, недостроенный дом, в котором никто не живёт» сказал немецкий поэт Л. Тик.

И в самом деле, музыка образует целый мир человеческой жизни, который рождается вместе с человеком, растёт, становится богаче, содержательнее, оказывает влияние на его характер, поступки, облик. Конечно, у каждого из нас есть своя музыка. Но красивая, добрая музыка, созданная талантливейшим мастером – композитором и искусно исполненная профессионалом – музыкантом, одинаково близка, понятна и любима всем без исключения.

  1. Домашнее задание.

Прочитать параграф 2 «Наш вечный спутник». Выполнить задание №3 в рабочей тетради.

— Урок окончен.

Свежие документы:  Конспект урока во 2-м классе "Путешествие по разным музыкальным странам"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: