О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РИТМ
Урок музыки
6 класс
Цели урока: развивать познавательные и вокально-хоровые навыки.
Оборудование: магнитофон, кассеты, портрет композитора, фортепиано.
Музыкальный материал: И. Штраус, Вальс;
Ф. Шопен, Мазурка , Полонез ;
М. Равель, Болеро;
Муз. Г. Фиртича,сл. В Крутецкого «Хороша Россия».
Ход урока.
1.Организация учащихся на урок.
учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «РИТМ» и узнаем, о чем новом он нам расскажет.
2.Повторение материала.
учитель: На прошлом уроке мы познакомились с новой темой – ритм. Давайте вспомним, что мы узнали о ритме?
(самостоятельные высказывания детей)
уч-ся: Ритм –важное средство музыкальной выразительности.
Ритм проявляет себя не только в музыке, но и в природе, в чередовании времен года, месяцев, дней и ночей. Ритмично человеческое дыхание (вдох-выдох), биение сердца. Также ритм проявляет себя и в архитектуре: симметрично расположены окна, двери, колонны.
Учитель. Все это говорит о том, что ритм является одной из первооснов жизни: он присутствует в живой и неживой природе, мы его слышим и видим – в шуме морского прибоя, в узоре на крыльях бабочки, в срезе любого дерева.
Наверное, во всеобщей ритмичности бытия и заключается ответ на вопрос, почему мы так чувствуем музыкальные ритмы, с первых дней жизни, задолго до того, как мы научились различать и понимать слова. Поэтому иногда говорят, что ритм – изначальная форма связи человека с жизнью, со своим временем. Какие основные свойства ритма мы знаем?
Уч-ся. Порядок и симметрия.
Уч-ль. В музыке метр и ритм редко выступают изолированно, чаще всего в единстве. Как называется это единство?
Уч-ся. Метроритм.
Уч-ль. Правильно. Напомню вам, что метр – это то, что определяется музыкальным размером и заключается в чередовании сильных и слабых долей. Единицей такого чередования является такт. Какие такты мы с вами рассматривали?
Уч-ся. Двухдольный.
Трехдольный.
Четырехдольный
3.Изучение нового материала.
Уч-ль. Мы уже знаем, что каждое произведение написано в каком-нибудь определенном размере.И еще знаем, что заданный размер, т.е. метр, очень редко совпадает с ритмическим рисунком музыки, который обычно намного ярче и разнообразнее. Такое ритмическое разнообразие и есть то, что делает музыку музыкой. Сегодня на уроке мы остановимся на трехдольном такте, т.е. на размере ¾. О чем нам говорит этот размер?
Уч-ся. Это вальсовый такт.
Уч-ль. Да, действительно, все вальсы мира написаны в этом размере. Равномерное чередование одной сильной и двух слабых долей сразу навевает образ плавного кружения, изящного и легкого бального танца. (просчитать с детьми: раз, два, три и т.д.)
Мы послушаем сегодня один из самых знаменитых вальсов в мире «Сказки венского леса» Иогана Штрауса. Этого австрийского композитора, скрипача и дирижера называют «королем вальсов».
слушание вальса
Но трехдольность вальса, т.е. его размер ¾ является обязательным и для других танцев. Это мазурка, полонез и болеро. Но, несмотря на общность размера, эти танцы очень трудно спутать друг с другом.
МАЗУРКА – народный польский танец. Ритмический рисунок мазурки далек от размеренной плавности, он полон острых и угловатых интонаций, резких акцентов, иногда на слабой доле.
Послушаем мазурку польского композитора и пианиста Фридерика Шопена. Мазурки занимают особое место в его творчестве. В его творческом наследии 58 мазурок. Большинство мазурок он написал вдали от доме, от Польши, но в них очень ярко выражал национальную сущность своего творчества Для него сам жанр мазурки превратился в музыкальную эмблему Польши.
Слушание фрагмента мазурки.
Ритм полонеза – еще одна разновидность трехдольного размера. Полонез представляет собой торжественный бальный танец-шествие, поэтому в его трехдольности слышится не легкое кружение вальса, а церемонная поступь придворных дам и их кавалеров –полузабытая картина давно ушедших времен. Послушаем полонез Шопена, один из самых известных в мире.
Слушание фрагмента полонеза
И, наконец, трехдольность болеро – танца, родившегося в Испании, в свой ритм заключила характерный стук кастаньет (кратко о них). Традиции музыки болеро с огромной яркостью воплотил в своем «Болеро» для оркестра Морис Равель. Тонкое, глубинное постижение национального духа этого испанского танца было столь поразительным, что имя Равеля – французского композитора первой половины ХХ века – до сих пор связывается с Испанией. Так, поэт Н. Заболоцкий, посвятивший свое стихотворение «Болеро» замечательному творению французского мастера, намеренно называет Равеля «испанцем», и это звучит как высшая награда.
ученик читает стихотворение.
«Испанец» Равель в этом стихотворении предстает как музыкант, сумевший, подобно истинному испанцу, войти в изначальную стихию испанских народных ритмов, плениться их завораживающей красотой и поднять скромный испанский танец на пьедестал общечеловеческого восхищения.
слушание «Болеро»
Обратите внимание, что начало выплывает из тишины на фоне еле слышной четкой дроби малого барабана (имитация кастаньет). Эта ритмическая фигура становится основной. Дальше вступают флейты, кларнет, английский рожок, фагот. Постепенно нарастает динамика. В заключении тема «провозглашается» всей массой оркестровых инструментов. В кульминации (на последних тактах) вступают и большой барабан, и тарелки, и другие ударные. Но все это многообразие голосов разворачивается на фоне незримо присутствующей трехдольности (просчитать).
дослушать «Болеро» до конца.
Это образ испанского народного танца в развитии.
4. Разучивание песни.
Сегодня на уроке мы разучим новую песню, написанную тоже в трехдольном размере.
Это песня композитора Г.Фиртича на слова В.Крутецкого «Хороша Россия».
Послушайте музыку и скажите, какое настроение создает эта музыка?
исполнить первый куплет.
Уч-ки. Чувство любви к России, гордость за нашу Родину.
Уч-ль. Созданию этого настроения способствует и текст песни, и интонации русской песни, которые слышны в мелодии – напевность, протяжность.
Разучивание песни. Разбор текста – разучивание мелодии – певческое дыхание – дикция – интонация – исполнительское развитие.
Исполнение песни..
5. Итог урока.
Итак, сегодня на уроке мы познакомились с разнообразием трехдольных ритмов. Мы считали, что трехдольность, размер ¾ указывает нам на вальсовый характер, значит мелодия должна быть плавной, легкой, кружащейся. Но фоне этого метра могут развернуться разные ритмические рисунки, ритмы. Какие это ритмы?
Уч-ся. Это могут быть разные танцы: мазурка, полонез, болеро.
Уч-ль. Правильно. Ритм нам рассказывает о музыкальном образе, поэтому именно он является основой музыки. Ритм говорит нам, например, какой это танец. Почему именно танцы наиболее ритмически характерны? Потому что именно в танцах ритмические рисунки наиболее яркие и разнообразные.