Конспект урока по Музыке «Песни народов мира» 5 класс


Урок музыки в 5 классе по программе В. В. Алеева

Тема: Песни народов мира

Цель:

Обогащение культурного и духовного мира детей, через музыкальное, литературное и художественное наследия народов мира.

Задачи:

С помощью информационных технологий раскрыть многообразие и богатство культуры народов Польши, Норвегии, Германии, показать ее связь с жизнью народа.

Развитие разносторонних интересов в различных областях искусств, воспитание любви и уважения к музыкальному, литературному и художественному наследию других народов, заложить основы эстетическому восприятию окружающей жизни.

Обогащение духовного мира детей. Воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.

Тип урока: комбинированный

Методы:

  • повторение пройденного с помощью интерактивной доски;

  • метод междисциплинарных взаимодействий;

  • объяснительно — иллюстративный;

  • наглядно-слуховой;

  • интерактивный, с использованием интерактивной доски.


Содержание урока

Организационный

Учитель: Здравствуйте ребята!

На прошлом уроке мы побывали в мире русской песни. Какой этот мир? Опишите мне его.

Ученик: В этих песнях — весь просторный русский пейзаж.

Ученик: Облик родины, с её широкими степями, реками, колокольным звоном.

Ученик: Мелодии песен неторопливы как бескрайняя широкая степь.

Ученик: Мелодии песен величавы.

Ученик: В песнях звучит душа России с её любовью к Богу, давшую миру богатую культуру колокольного звона.

Учитель: так же на прошлом уроке мы познакомились с произведениями изобразительного искусства, раскрывающие Мир русской песни. Вспомните и назовите это произведение.

Ученики: Исаак Левитан «Вечерний звон»

Романс «Вечерний звон» Слова Игоря Козловского, музыка народная.


Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала


Учитель: На этом уроке мы отправимся за границу нашей родины. Побываем в других странах и попробуем узнать

1. Какой мир песен других народов?

2. О чём эти песни?

3. Есть ли общее между ними и русской народной песней?


Свои песни есть у каждого народа.

Песня отличается простым строением, небольшой протяжённостью. Нужно уметь отличать народную песню и авторскую (профессиональную).


Учитель: Почему надо учиться уважительно относиться к народной музыке?

Ученики: Родная песня выражает характер и обычаи народа.

-Слушая весёлые и задумчивые мелодии, родившиеся в разных уголках земли, мы становимся ближе к другим народам, учимся любить и уважать их песни, искусство, природу.



А теперь, давайте запишем в тетрадях тему нашего урока

«Песни народов мира»

Учитель: На нашей земле проживают много людей разных национальностей, у которых свой язык, культура, обычаи и конечно песни. И сегодня мы отправимся в Польшу.

Учитель: И так, мы с вами в Польше. Встречает нас своими неторопливыми водами и живописными берегами река Висла.


Слушание «Висла» польская народная песня.


Учитель: о чём эта песня?

Ученики: о природе…

Учитель: только ли про описание природы поётся в песне или есть что-то большее?

Ученики: о любви к своей родине…

Учитель: А какая мелодия у песни?

Ученики: Плавная, неторопливая

Учитель: Как воды задумчивой Вислы. Мелодия течет плавно, неторопливо, как воды задумчивой Вислы. На её зелёных берегах пасутся стада, и пейзаж окружён бескрайними лесами.

В песне слышится нечто большее, чем просто описание природы. Музыка песни согрета любовью неведомого нам пастушка, бродящего со свирелью по прибрежным лугам.

Учитель: Запись в тетрадь: В песне пастушка – любовь к своей родине.

Учитель: Но нам к сожалению нужно прощаться с Польшей и ее прекрасной рекой Вислой, так как за урок нам нужно побывать и в других странах.


Учитель: Народная песня привлекала композиторов разных стран. Поэтому в великой музыке по-своему «звучат», природа, обычаи, характеры родного края. Всё подчеркивает национальную самобытность.

Сейчас мы отправимся в Норвегию.

Это северная страна прекрасна и загадочна. В ней есть и горы и цветущие долины. Ну как не передать эту красоту в музыке.

Эдвард Григ очень любил свою родину, наверное поэтому он написал такую прекрасную музыку.

Слушание «Утро»

Учитель: это произведение вы слушали в начальной школе, а о чём оно?

(Сюита «Пер Гюнт»)

Чтобы найти ту самобытность народа, композиторы и поэты разных стран ездили по деревням и сёлам, собирая по крупицам народные песни, народную поэзию. Такие собрания нередко становились основой музыкальных произведений.

Один из таких сборников «Волшебный рог мальчика» созданный в начале 19 века немецким писателем Генрихом Гейне. И так мы отправляемся в Германию, чтобы узнать поподробнее об этом.

Вот что писал Генрих Гейне о своём сборнике.

Среди немецких мастеров музыки, которого вдохновил этот сборник, был Густав Малер. Давайте послушаем одну из песен цикла «Волшебный рог мальчика».

Слушание «Похвала знатока»


Неожидано, но мы же в германии.

А может все-таки кто-нибудь услышал знакомые интонации?

Ученики: кукушка, осёл…

Учитель: Давайте прочитаем перевод этой песни.

Давайте почитаем по ролям русский перевод этого произведения: В лесу кукушка с соловьём
Ясным весенним днём
Спорили меж собою:
Чей голос лучше и нежней,
Для слуха голос чей милей
Весеннею порою?

Кукушка молвит:
«Пусть сейчас кто-то рассудит нас», –
Осла предлагает судьёю.
«Его ушам ведь равных нет,
Он, значит, может дать совет,
Рассудит нас с тобою?»

Летят они к ослу вдвоём,
Рассказывают обо всём,
Он спеть им предлагает.
Спел дивно соловей ему!
Осёл ворчит: «Я что-то песню не пойму?
Иа! Иа! Твой голос раздражает!»

Кукушка песнь свою бубнит,
И в песне столь кварт и квинт…
Осёл доволен страшно:
«Стой! Стой! Стой!»
И приговор выносит преважно:

«Прилично соловей звучал…
Но кукушка пропела так свой хорал!
Так ритм держала строго!
Могу уверенно сказать,
Такой певицы не сыскать,
Не может быть тут мнения иного!»


Учитель: совершенно верно, в основу этой песни положено шуточное стихотворение о состязании двух лесных певцов соловья и кукушки. Их спор о том кто лучше поёт, было предложено разрешить ослу.

-А кто из русских писателей писал такие шуточные стихотворения?

Ученики: Крылов.

Учитель: В музыке часто встречаются такие песенки-сценки, где развёртывается целый сюжет.

Закрепление новых знаний


Учитель: И так за это урок мы смогли побывать в Польше, Норвегии, Германии. А теперь давайте ответим на те вопросы, которые мы определили в начале урока.

1. Какой мир песен других народов?

2. О чём эти песни?

3. Есть ли общее между ними и русской песней?

Ученики: Да, все они о любви к своей родине.


Подведение итогов


Мы не зря совершили такой перелет. Мы узнали много интересного о других странах и народах через их песни.

Но в гостях хорошо, а дома лучше.

Давайте в завершении этого урока споём песню о нашей родине «С чего начинается Родина?».

Выставление оценок

Домашнее задание

Свежие документы:  Игра «Музыкант-эрудит» 6-7 Класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: