Конспект урока по Музыке «Преобразующая сила музыки» 6 класс



6 класс. 1 четверть. Шестой урок.

Тема четверти: «Преобразующая сила музыки»

Цель: учить слышать в музыке небольшую частичку жизни и понимать, что жизнь рождает музыку, а музыка воздействует на жизнь через человека.

Задачи:
Обучающие задачи:
1. Закрепить знания музыкальных понятий (вспомнить термины и их определения).
2. Учить слушать – воспринимать – познавать музыкальное произведение, определять важнейшие средства музыкальной выразительности.
3. Дать понятие – фуга.
Развивающие задачи:
4. Продолжать работу по пополнению терминологии в музыкальном словаре.
5. На примере выполнения кроссворда вспомнить жанры, старинные музыкальные инструменты, фамилии известных композиторов.
6. Продолжить знакомство с лучшими образцами органной музыки.
Воспитывающие задачи:
7. Поощрять желание ребенка отстаивать свою точку зрения, иметь свое право на личное эмоциональное восприятие.
8. Воспитывать уважение к европейским музыкальным традициям, уважительно относиться к музыкальному искусству, учиться понимать и принимать его.
9. Учить слушать музыку, размышлять об услышанном музыкальном произведении, уметь высказаться и поделиться впечатлением.

Оборудование: Портрет И.С.Баха, слайд-шоу по жизни и творчеству композитора, плакат с кроссвордом, карточки с музыкальными терминами, опросные листы для учащихся.

Ход урока.
Организационный момент.
Вход в класс. Приветствие. Вступительное слово учителя.
— Ребята, несколько следующих уроков мы проведем с вами в увлекательном путешествии. Много интересного нам с вами встретится. Начнем мы путешествие с кроссворда. Именно он поможет нам с вами выяснить, что же мы с вами уже знаем? Что с вами изучали? Могут ли нам наши знания помочь открыть новое, интересное, познакомиться с новыми музыкальными произведениями.

— Подсказкой нашего путешествия послужит вписанное в кроссворд по вертикали слово «Германия». Сегодня наш урок посвящен стране, которая дала миру талантливых композиторов. Внимательно прочитайте задания и впишите в горизонтальные линии музыкальные понятия.
1. — — г —
2. — е — — — — — —
3. — р — — —
4. — — м — — — — —
5. — а —
6. — — — — — н — —
7. — — — — — — и —
8. — — — — я
1. Это слово в переводе с немецкого означает «бег».
2. Автор «Лунной» сонаты.
3. Инструмент — оркестр.
4. Крупное музыкально произведение для симфонического оркестра.
5. Это имя известно каждому истинному любителю музыки — немецкий композитор.
6. Аккорды, сопровождающие мелодию.
7. Старинный струнный щипковый клавишный инструмент.
8. Старинный струнно-щипковый музыкальный инструмент.
— Ребята, а кто может теперь воспользоваться этими словами и вспомнить то, что мы с вами уже изучали, слушали, пели.

(учащиеся комментируют термины и понятия)

2. Развитие темы урока.
— Действительно, все эти слова нам уже встречались на уроках с начальной школы, с некоторыми из них мы встречались в прошлом учебном году. Вы молодцы, вспомнили величайших немецких композиторов – И.С. Баха и Л. Бетховена, вспомнили старинные музыкальные инструменты, звучание которых мы слушали в начальной школе, ну, а самым сложным, почти для всех, оказалось понятие – фуга. Именно с этим словом нам и предстоит сегодня познакомиться.
— Мы с вами говорили, что достоинством немецкой музыки стало творчество двух немецких композиторов – Иоганна Себастьяна Баха и Людвига ван Бетховена. Именно Бетховен сказал о Бахе такие известные слова « Не ручей – морем он должен называться». Прошло уже более 250 лет, а интерес к музыке Баха не ослабевает.
(На доске вывешен портрет И.С.Баха)

— При жизни И.С.Бах не получил заслуженного признания. Только в прошлом веке в Германии была издана биография композитора, опубликовано полное собрание его произведений, стала исполняться музыка в концертных залах по всему миру. Бах никогда не уезжал за пределы своей страны, несколько раз переезжал из города в город, меняя место работы из-за плохих условий. Последние 27 лет он работал в Лейпциге. Здесь И.С.Бах занял должность кантора – руководителя хора при церкви Святого Фомы. (рассказ учителя проходит на фоне слайд-шоу)

— Кто из вас помнит, чем прославился еще Бах, кроме сочинительства музыки?
— Кто из вас помнит название произведения для органа, которое мы с вами слушали?
— Прелюдия – это музыкальный жанр, в котором композитор может выразить одно настроение, одну мысль, прелюдии у Баха многоголосны.
 
— Чем привлекает нас музыка Баха?

Свежие документы:  Конспект внеклассного мероприятия по Музыке "ЗИМНИЕ ПОСИДЕЛКИ"

— Ребята откройте в тетради свои музыкальные словарики и запишите определение.
— А кто нам объяснит, что это за понятие – музыкальный жанр?
— Чем музыка Баха отличается от музыки многих композиторов?
— Почему вы не спутаете музыку Баха?
— Что в ней особенного?
— Какая музыка называется многоголосной?
— Сейчас прозвучат три фрагмента прелюдий, вы должны будете в тетради, в таблице записать те буквы, которые будут соответствовать складу – многоголосному — полифония, аккордовому, гомофонно-гармоническому. Есть те, кому не совсем понятно задание?
П – полифония
А – аккордовая
Г – гомофонно-гармоническая

Музыкальный тест.

Музыкальные фрагменты даются в фортепианном исполнении.
Прелюдия № 7 Шопена
Прелюдия (ре минор) Баха
Прелюдия № 20 Шопена
— Сегодня на уроке прозвучит одна из красивейших фуг И.С. Баха. Давайте послушаем, а потом попробуем поделиться впечатлениями, что мы услышали.
Органная фуга (соль минор) И.С.Баха

— Какое настроение? Как вы думаете, какие мысли передает композитор?
— Какой прием развития использует композитор?
— Можно ли услышать в музыке динамические и ладовые контрасты?
     Главное, это обратить внимание учащихся на то, как музыка фуги от скромного звучания одного голоса непрерывно развивается до громогласной, величественной звучности в заключительных тактах.

3. Вокально-хоровая работа.
— Сегодня у нас с вами встреча со знакомым по четвертому классу вокальным произведением И.С.Баха. Кто из вас узнает его по мелодии? (учитель наигрывает мелодию).

— О чем эта песня? Как ее нужно исполнять? Вначале мы распоемся.
Певческие упражнения:
 
1. Да, дэ, ди, до, ду.
 
2. Ми-а; Ма-ми – уметь использовать слоги для распевания трезвучия и отрезков звукоряда.
3. Пение каноном «Пойду ль я, выйду ль я» — р.н.п.
— Песня — «За рекою старый дом» — старинная. Это немецкая песня в русском переводе. Работа с песней по плакату.

«За рекою старый дом» И.С.Бах

Обобщение темы урока.
— Скажите, о чем сегодня шла речь на уроке?
— Какие музыкальные фрагменты произведений мы услышали?
— Понравились вам эти произведения?
— Какие произведения и чем?
— С каким новым музыкальным жанром познакомились?
— Музыка какого композитора была представлена на уроке?

 4. Итоги урока.
Выставление оценок.
Выход под музыку из класса.
6 класс. 1 четверть. Седьмой урок.

Тема: «Преобразующая сила музыки»

Цель: учить слышать в музыке небольшую частичку жизни и понимать, что жизнь рождает музыку, а музыка воздействует на жизнь через человека.

Задачи:
Обучающие задачи:
1. Закрепить понятие полифония на примере музыкального произведения.
2. Учить слышать главную мелодию и аккомпанемент.
3. На примере фрагментов музыки Баха и Бетховена учить разбираться и слышать полифонию и гомофонию.
Развивающие задачи:
4. На основе ранее полученного музыкального опыта учить рассуждать о музыке.
5. Продолжать работу по пополнению терминологии музыкального словаря.
6. На примере фрагментов музыкального диктанта учить сравнивать, анализировать и обобщать накопленный опыт по слушанию музыки.
7. Продолжить знакомство с лучшими образцами европейской классической музыки.
Воспитывающие задачи:
8. Поощрять желание ребенка отстаивать свою точку зрения, иметь свое право на личное эмоциональное восприятие.
9. Воспитывать уважение к европейским музыкальным традициям уважительно относиться к музыкальному искусству, учиться понимать и принимать его.
10. Учить высказываться о музыкальных произведениях на основе знаний специальной терминологии.
Оборудование: Портреты И.С.Баха и Л.Бетховена, слайд-шоу «Художественные образы композиторов в искусстве», карточки с музыкальными терминами.

Ход урока.

Организационный момент.
Вход в класс. Приветствие. Вступительное слово учителя.
— Ребята, кто из вас вспомнит, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке, какую музыку слушали?
— С какими понятиями встречались, что нового узнали?
Музыкальная викторина. 
— Ребята приготовьте два вертикальных столбца. Вам нужно не только определить композитора, но и разобраться в складе произведения. Ну а если вы отметите и исполнение, то заработаете еще дополнительные очки.

Свежие документы:  Конспект урока музыки во 2 классе "Колокола - звучащая душа России"

1. фрагмент Прелюдии (ми минор)
2. фрагмент Менуэта (соль мажор) Бетховена

— Назовите еще одного известного всему миру композитора?
— Мы с вами в начальной школе говорили о том, что вершиной немецкой музыки 19 века стало симфоническое творчество Людвига ван Бетховена, представителя Венской классической школы.
— Кого называли венскими классиками?
— Кто помнит, что обозначает слова «классический», т.е «образцовый»? (на доске появляются знакомые таблички с понятиями)

Сонатная форма

Экспозиция Разработка Реприза

— Кто из вас начал вспоминать эти термины?
— Что такое «сонатная форма»? (такая форма, в которой есть два музыкальных образа (две контрастные темы) и развитие музыкального сюжета).
— Что могут означать слова «экспозиция» и «разработка»? — — -«Экспозиция» означает – показ, описание двух разных музыкальных героев, а «разработка»- означает – развитие или обработку двух тем экспозиции.
— Кто из вас вспомнит, с каким литературным произведением мы с вами сравнивали музыкальное произведение – симфонию?
— Чем «Сказка о золотой рыбке» А.С.Пушкина похожа с симфонией?

-В сказке Пушкин показывает двух героев – старика и старуху. В течение всей сказки развиваются события и показываются различные взаимоотношения героев (в музыке это развитие событий и отношений между темами, образами). И в конце сказки нам опять показывают героев (в музыке композитор обязательно будет повторять главные музыкальнее темы, образы).

-Сегодня мы с вами послушаем фрагмент 1 части Пятой симфонии Бетховена. Вам нужно прослушать и ответить на следующие вопросы:

1. Какой склад представлен у Бетховена, докажите.
2. Сколько музыкальных образов представлено?
3. Дайте характеристику зерну-интонации.

Фрагмент 1 части Симфонии № 5 Л.Бетховена (ответы учащихся).
Вокально-хоровая работа.

Помимо музыки для органа, для оркестра, для отдельных инструментов, Бах создал огромное количество вокальных сочинений, в том числе много песен. Сегодня мы начнем учить одну из его песен, по характеру близкой немецкой народной песне.

Певческие упражнения: 
1. Да, дэ, ди, до, ду.
 
2. Ми-а; Ма-ми – уметь использовать слоги для распевания трезвучия и отрезков звукоряда (квинта).
3. Пение каноном «Во дворе мы строим дом» — р.н.п.
4. «Весенняя песня» И. С. Бах
1. Слушание песни.
— Прослушайте и определите ее содержание и характер, отметьте особенности. Какой склад у этой песни? Полифонический или гомофония?
2. Разбор по плакату мелодии построчно в медленном темпе.
3. Разучивание мелодии и художественной отработки первого куплета.

Обобщение темы урока.
— Скажите, о чем сегодня шла речь на уроке?
— Музыку каких композиторов мы сегодня слушали?
— Понравились вам эти произведения? Чем?
— Для чего нам на уроках нужны музыкальные викторины?
— Чем произведения Бетховена отличаются от произведений Баха (говорим только про те, которые слушались).
— Можно ли говорить о том, что произведения искусств, к примеру, музыки и литературы имеют схожие принципы построения? О чем это говорит?

 4. Итоги урока.
Выставление оценок.
Выход под музыку из класса.

6 класс. 1 четверть. Восьмой урок.

Тема четверти: «Преобразующая сила музыки»

Цель: учить слышать в музыке небольшую частичку жизни и понимать, что жизнь рождает музыку, а музыка воздействует на жизнь через человека.

Задачи:
Обучающие задачи:
1. Закрепить понятие склада на примерах ранее звучавших музыкальных произведениях.
2. Учить слышать главную мелодию и аккомпанемент.
Развивающие задачи:
4. На основе ранее полученного музыкального опыта учить рассуждать о музыке, ее выразительности, фактуре, контраста, определять средства музыкальной выразительности.
5. Продолжать работу по пополнению терминологии музыкального словаря.
6. На примере муз. фрагментов учить сравнивать, анализировать и обобщать накопленный опыт по слушанию музыки.
7. На лучших примерах европейской классики доказывать, что между музыкой разных народов нет непреходящих границ.
Воспитывающие задачи:
8. Поощрять учащихся на высказывание собственного мнения, рассуждение о личном эмоциональном восприятии.
9. На примерах истории родного города доказывать значимость искусства.
10. Учить высказываться о музыкальных произведениях на основе знаний специальной терминологии.
Оборудование: плакат с «Гимном России», портреты композиторов, карточки с терминами.
Ход урока.

Свежие документы:  Производная. Геометрический смысл производной. Применение производной к исследованию функции. Задачи В-8

Организационный момент.
Вход в класс. Приветствие. Вступительное слово учителя.

Вокально-хоровая работа. Певческие упражнения: 
1. Да, дэ, ди, до, ду.
 
2. Ми-а; Ма-ми – уметь использовать слоги для распевания трезвучия и отрезков звукоряда (квинта).
3. На слоги- та, на, па – пение дуолями и триолями- кварта, квинта, октава.
 
4. Пение каноном «Во дворе мы строим дом» — р.н.п.
5. Попевка — «Птичка над моим окошком…» — работа над динамическим контрастами фраз.

«Гимн России» А. Александрова

6. Слушание песни в записи.
— Прослушайте и определите ее содержание и характер, отметьте особенности. Какой склад у этой песни? Полифонический или гомофония?
7. Разбор по плакату мелодии построчно в медленном темпе.
Работа в темпе над выразительностью куплетов.

2. Развитие темы урока.

— Ребята, кто из вас вспомнит, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке, какую музыку слушали?
— Кто сможет напомнить, объяснить понятие «склад музыки»?
Есть еще такое понятие как «фактура», т.е «обработка».
— Давайте вспомним, какие бывают фактуры.
— Что означает слово «полифония»?
— С чем можно сравнить полифоническую музыку? (с разговором – беседой, нескольких человек на одну тему)
— Как не ошибиться в определении гомофонно-гармонической фактуры? (явно слышна мелодия с аккомпанементом).

— А кто может исполнять роль аккомпанемента? (и фортепиано, в фортепианном произведении и оркестр в оркестровом).
— Сейчас мы с вами проверим, легко ли определить на слух тот или иной склад в музыке – фактуру. Для этого приготовьте в тетради четыре кружочка. В каждый кружочек вы будите ставить значок – букву, обозначающую фактуру. Обсуждать ваши ответы будем после каждого прослушанного фрагмента. Надеюсь, что все примут активное участие в обсуждении.
Учащимся предлагаются такие обозначения.
• Г.г. – гомофонно-гармоническая
• А. – аккордовая
• О. – одноголосная
• П. – полифоническая
Музыкальные фрагменты:
1. О. – народная немецкая песня
2. П. – «Менуэт» И.С.Баха
3. Г.г. – «Утро» Грига
4. А. – Прелюдия № 20 Ф. Шопена

— Для того чтобы понимать и принимать музыку нужно ее слышать, слышать те изменения, которые в ней происходят. А эти изменения называются «развитием».
— Как вы это понимаете?
— Чем отличается композиторское развитие от исполнительского?
— Назови контраст в каждом элементе музыкальной речи: мелодия, лад, ритм, темп, регистр, динамика, фактура, звуковедение.

— Сегодня мы снова встречаемся с музыкой немецких композиторов. Именно музыка Баха и Бетховена оказала огромное влияние на развитие русской музыки прошлого и настоящего. Русские композиторы – Глинка, Римский – Корсаков, Чайковский, Стравинский; композиторы других стран – Лист, Шопен, Григ, Дворжак, Равель – учились на опыте этих композиторов. Их музыка до сих пор оказывает могучее воздействие на людей, стремящихся к миру, добру и культуре. 
Интересно, но факт. Именно в годы Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде не смолкала из радиоэфира музыка немецкого композитора Бетховена, а в фашисткой Германии музыка Бетховена была запрещена.

— Как вы думаете почему?
(Рассказ учителя о герое антифашисте Юлиусе Фучике, о том, какое значение для него имела Пятая симфония Бетховена).

Сейчас в классе прозвучит первая часть этой симфонии. Послушайте мотив – интонацию из четырех нот, про который сам Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь».

Первая часть Пятой симфонии Л.Бетховена.

— Какое название вы могли бы дать этой симфонии? И почему?
— Дайте характеристику музыкальным образам экспозиции? Какие инструменты ведущие?
— Почем эта музыка звучала часто в блокадном Ленинграде? Чем она сильна?
— Можно ли сказать о том, что нам с вами эта музыка понятна, несмотря на то, что она немецкого композитора?

Обобщение темы урока. Итоги урока.
— Скажите, о чем сегодня шла речь на уроке?
— Музыку каких композиторов мы сегодня слушали?

Выставление оценок.
Выход под музыку из класса.

Автор: Шибанова Вероника Владимировна


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: