Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Лицей №51
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
«Весело поем»
«Развитие эмоциональности и творческой свободы
на занятиях хора учащихся младших классов»
кружок «Хоровое пение» /хор учащихся 1а класса.
«Весело поем»
Учитель: Болдырева Лариса Эдуардовна.
Дата проведения: 18.12.2012г.
Класс: 1г
Предмет: кружок хора.
Тема урока: «Развитие эмоциональности и творческой свободы на занятиях хора учащихся младших классов»
Форма проведения: коллективная.
Тип урока: урок – повторение, закрепление умений и навыков. Урок – игра.
Введение
Хоровое пение – основа музыкальной культуры русского народа. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к сердцу. Пение — природная способность человека, а человеческий голос – самый древний музыкальный инструмент. Через пение человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру. Дети, которые поют в хоровых коллективах, гораздо больше развиты, чем не поющие, так как хоровые занятия охватывают многофункциональность действий: пение, ритмические, танцевальные движения, образная эмоциональность, умственная работа. Итак, хоровое пение – одно из главных средств музыкального воспитания, которое способствует гармоничному развитию личности ребенка.
Данная работа представляет собой разработку одного учебного занятия по предмету « Хоровое пение». Занятие проходит в течение 40 минут. Занятие разработано для учащихся 2 классов.
Основная часть
Тема программы: « Подготовка к концертному выступлению».
Тема занятия: «Развитие эмоциональности и творческой свободы».
Тип занятия: комбинированный.
Вид занятия: « Урок — игра».
Цель занятия: всестороннее развитие творческих способностей учащихся и формирование у учащихся навыков хорового пения, эмоционального отклика на музыку.
Задачи:
обучающая;
— дать понятие о правильной работе певческого аппарата;
— дать понятие об использовании дыхания в пении;
— дать понятие о разнообразности музыкальных образов и настроений;
— научить эмоционально, исполнять произведения, используя различные приемы (инсценировка, мимика, сценическое движение);
развивающая:
— создать условия для развития эмоциональной сферы;
— развить творческую фантазию, воображение;
— активизировать слуховое восприятие;
— развить чувство ритма;
воспитывающая:
— воспитать эмоциональное отношение к исполняемому произведению;
— сформировать навык общения в группе детей;
— расширить музыкальный кругозор;
— воспитать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности.
Оборудование для организации занятия:
— синтезатор;
— музыкальный центр;
— микрофон;
— компьютер.
Методы обучения:
наглядный (слуховой и зрительный);
словесный ( обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
индуктивный;
дедуктивный;
проблемно – поисковый;
объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным ( вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).
Методические приёмы:
-творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
-применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;
— побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
сопоставление песен, различных по характеру;
— вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
— представление « в уме» первого звука уже на дыхании;
вокализация песен на слог и сольфеджио;
— задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона («Уж, как шла лиса по травке», «Кукушечка»), а так же выстраивание созвучий в двухголосии ( «Во поле берёза стояла»);
— образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением младших школьников;
— юмор ,одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.
Ход занятия:
Первая часть урока (работа с распевками)
Организационный момент, приветствие детей, настрой на работу на уроке.
Распевка « Здравствуйте, ребята!»
Задачи распевки: добиться четкого произношения согласной «Р», пропевания гласных. Индивидуальная работа: определить по манере исполнения попевки настроение каждого учащегося. Дать общий позитивный настрой на урок.
Разминка упражнения: «Кривляка»; «Язычок»; «Замочек»;
«Лошадка (большая);
«Лошадка (маленькая) (дети всё делают по руке)
Распевка « Уж, как шла лиса по травке», «Кукушечка», «Весёлые гласные»,
Цель: активизировать артикуляционный аппарат, собрать внимание детей.
Упражнение «Чайка»(«немой» звук);
Цель: поднять нёбо, сформировать положение «зевка», высокая позиция.
«Восьмёрки»;
Цель: активизировать артикуляционный аппарат, работа над дыханием, удлинением фраз.
Скороговорка («дуб тупогуб, тупогубенький бычок»)
Цель: работа над унисоном, округлым звуком, чёткой дикцией, длиной дыхания, работа над многоголосием в каноне.
Цель: отработка активного выдоха, активного окончания, округлого звука.
Задачи: использовать в пении приобретенные вокально-хоровые навыки, знать и уметь применять на практике динамические оттенки, уметь анализировать собственное исполнение.
Инсценирование распевки «Такси» (оборудование – 3 стула) — определение образа каждого героя предлагаемой распевки, исполнение распевки с использованием актерского мастерства.
Распевка «Едет, едет паровоз» (приложение № 1, оборудование – детская дудочка).
Задачи распевки: учащиеся исполняют песню в разных темпах, с разным эмоциональным настроением, двигаясь по кругу, положив руки на плечи друг другу.
Распевка «Во поле берёза стояла»
Задачи распевки: учащиеся исполняют песню в разных темпах, с разным эмоциональным настроением, двигаясь по кругу, положив руки на плечи друг другу. Петь не крикливо, а значит на хорошей опоре, активно; исполнение 1 куплета в характере от начала до конца; 1-4 фразы с остановками на высоких звуках, отрабатывать круглый звук ,острую дикцию в 1-ом куплете, в 5-6 фразах активное дыхание, как «пружинка», окончание фраз «подкинуть»; 7-8 фразах внимание к низким нотам: петь их высоко; Канон петь медленно по руке, выстраивая интонацию голосов. Задание детям: услышать свой и другой голос;
исполнение песни от начала и до конца
Вторая часть урока (работа с песенным материалом)
Закрепление понятий постановки корпуса во время пения
Если хочешь стоя петь –
Головою не вертет
Встань красиво, подтянись
И спокойно улыбнись
Если хочешь сидя петь-
Не садись ты как медведь,
Спину выпрями скорей,
Ноги в пол упри смелей.
Эмоциональный настой на работу с песней «Песенка о медведях» (музыка и слова Д.Тухманова, Ю.Энтина)
Исполнение учащимися песни «Песенка о медведях» — работа над вокально- хоровыми навыками.
Исполнение песни с танцевальными движениями.
Упражнение на артикуляцию.
Шепотом, выразительно произносить текст.
Тс, тише, слушайте ребята,
Жил великан один когда – то,
Во сне вздохнул он, что есть сил,
И мышь живую проглотил
Физкультминутка: речевая игра «Аты-баты»
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Исполнение песни «Дорога к солнцу» (музыка и слова Н.Ахмерова)
Задачи: исполнение песни от начала до конца (под фонограмму минус),
выразительно.
Задание детям: ярко и сочно вести свою мелодию, которая не
поддерживается аккомпанементом.
Исполнение песни «Маленькая кошечка» (музыка и слова А. Пельской)
Задачи: исполнение песни от начала до конца (под аккомпанемент учителя),
выразительно. Задание детям: внимательно прослушать вступление, настроиться на выразительное исполнение, стараться правильно интонировать мелодию, брать дыхание только после окончания фразы.
Третий раздел (активизация слухового восприятия, образного мышления)
Игра « Живые ноты»
Цель игры: активизация слухового восприятия. Проверка теоретических знаний. Формирование вокально-хоровых навыков.
Ход игры: Разложить на полу 5 веревочек в виде нотного стана. Восемь учащихся (по количеству используемых нот) с ободками на голове встают по порядку на нотный стан. Педагог указывает на несколько нот в нужном ему порядке и ритме. Ребята – ноты в соответствии со своей нотой и ритмом поют музыкальную фразу. Остальные учащиеся угадывают название песни, музыкальная фраза из которой была озвучена.
Итог игры: угаданные песни дети поют со словами и показывают рукой направление движения мелодии.
Игра « Угадай настроение»
Задачи игры: эмоционально развить учащихся и сформировать навыки слухового восприятия, активизировать творческое образное мышление, развить у детей внимание, умение различать эмоциональный настрой речи.
Ход игры: учащиеся стоят, повернувшись спиной с закрытыми глазами. Педагог поет попевку. На последней строчке он подходит к любому учащемуся и гладит его по спине. Выбранный учащийся должен определить эмоциональный настрой последней пропетой педагогом строки, настроение поющего.
Эмоциональная подготовка учащихся к работе над произведением «Песенка про хомячка».
Исполнение песни учащимися в соответствующем эмоциональном настроении (использование фонограммы «минус», оборудование – музыкальный центр, микрофон).
Исполнение песни с танцевальными движениями.
А сейчас мы исполним песню «Дружа» автор Любаша. И с таким замечательным настроением, мы завершаем наш урок.
Рефлексия: Спасибо ребята вы замечательно сегодня работали. А вам понравился урок?
Ответы учеников.
До свиданье 1в (пропевает учитель).
До свиданье Лариса Эдуардовна (пропевают ребята).
Использованная литература
«Золотая горка» Д.Тухманов, Ю.Энтин –Москва, 2004.
Агабабова Е. « Волшебная луна». Песни для детей младшего и среднего школьного возраста. – М., « КОМПОЗИТОР», 2002.
Дмитриев Л. «Основы вокальной методики» — М., «Музыка», 2004
Живов В. Л. «Трактовка хорового произведения» — М., «Советская Россия», 2010.
Меньших И. «С музыкой растем, играем и поем». – Ростов- на-Дону «Феникс», 2007
Струве Г. «Школьный хор» — М., «Просвещение», 1981
Шереметьев В.А. «Эстетические критерии и постановка певческого звука в детском хоре» — Санкт-Петербург, 2006.
7