Конспект урока по Музыке «Родной обычай старины. Светлый праздник» 4 класс


4 класс

«Родной обычай старины. Светлый праздник».

Цель урока:
стратегическая раскрывать высокий духовный смысл русского искусства, несущего в себе неисчерпаемый заряд нравственности, добра и любви;
тактическая— бережное введение учащихся в художественные образы духовной музыки.

ЗАДАЧИ:

  1. Воспитание духовно-эстетических чувств учащихся.

  2. Развитие эмоционального отклика на музыку.

Формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части его жизни


Ход урока

  1. Приветствие «Звонкий звонок, опять на урок»

  2. Ритмический диктант

  3. Скороговорка слайд №1

  4. Психологический настрой

Сядьте удобно, закройте глаза. (педагог произносит фразы, которые школьники повторяют хором.)

-Мы готовы к занятию музыкой.

-У нас хорошее настроение

-Мы будем слушать музыку внимательно.

Откройте глаза, посмотрите на меня. А теперь я задам вам два вопроса, а вы кивните головой, отвечая на них.

-Вы готовы к работе на занятии по музыке?

-У вас хорошее настроение?

Глубоко вдохните и приготовьтесь хорошо работать на уроке.

Сейчас я вам сыграю в инструмент, который на Руси имел большое значение. А вы по звуку определите этот инструмент, закрыли глаза. (Ответ — звон колокола).

Слайд №2 Зачитать текст.

— О чём мы будем говорить? (Ответ)

Определяем тему урока.

Ставим цель.

Тема: «Родной обычай старины. Светлый праздник».

Сегодня мы продолжим знакомство с интересной стороной русского народного музыкального творчества — колокольными звонами.

Колокол в древней Руси имел большое значение. Удары колокола отсчитывали время, люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник, а в какой беда на Русь нагрянула. На огромных российских просторах, где селения находились далеко друг от друга, именно колокольный звон был слышен на большом расстоянии, оповещая людей о каких-либо важных событиях.

— О каком празднике мы с вами говорили на прошлом уроке? ( Ответ- О Пасхе)

— Скажите, а на Пасху звонят колокола? (Ответ)

— А какие звонят колокола? (Ответ — большие и маленькие)

— Первая неделя после Пасхи называлась – СВЕТЛОЙ

Все семь дней в храмах открыты колокольни, и каждый может подняться туда и звонить в колокола. Когда бьют во множество колоколов, звон получается особенный – его называют трезвоном. Слайд № 3

-А давайте мы с вами ещё и посмотрим (видео) № 4

Музыка звонов так красива и необычайна, что композиторам очень хотелось передать в своих произведениях подлинное её звучание.

  1. Слушание «Рассвет на Москве-реке» М.П.Мусоргский.

  • Послушайте увертюру композитора М.П.Мусоргского. Представьте, летним утром над рекой поднимается густой туман и обволакивает всё вокруг. Но среди тумана слышны удивительные звуки, которые передаются инструментами оркестра: петушиное пение, пастуший рожок. А самое главное — перезвон колоколов. Богата была на монастыри и храмы русская столица


«Рассвет на Москве-реке»

Слайд № 5

Какая картина предстала в вашем воображении, пока звучала

увертюра? (Ответ — услышали могучее тревожное звучание большого колокола и звонкие, перекликающиеся голоса малых колоколов)


  1. Слушание Рахманинов « Сюита для фортепиано»

(Слайд № 6)

— Что напоминает тебе звучание фортепиано? (Ответ)

— В симфоническом оркестре тоже есть колокола. (Слайд № 7)

— Каждый храм и монастырь имел свои колокола. (Слайд № 8) Даже домашним животным весили звенящие предметы «ботала». Зачем? (Ответ — отпугивать хищных зверей).

— В народе с любовью и нежностью относились к колоколам. О них создано много легенд и сказаний.

Рассказывает ученик:

  • Существует такая легенда: Один человек очень болел и однажды гулял по лугу, устал, прилёг на траву и уснул. На протяжении всего сна он слышал красивый, прозрачный звон, а когда проснулся, то почувствовал себя очень хорошо. Рядом увидел цветы-КОЛОКОЛЬЧИКИ, их звон и решил, что он от этого выздоровел. Придя домой, отлил цветок из металла. Вот так появился первый колокол.

— Для колоколов стали строить специальные помещения – звонницы.

— А ещё люди начали возводить колокольни, которые поднимались выше остальных домов, и поэтому звон с них был особенно хорошо слышен.

— Давайте вспомним, что такое звонница и что такое колокольня?

(Слайд № 9, № 10)

— Чем отличается звонница от колокольни? (Ответ)

— Где находится самая известная колокольня в России? ( Ответ — На территории Московского Кремля)

— Она называется колокольней Ивана Великого. И самый большой в мире колокол, который правда никогда не звонил, тоже находится в Московском Кремле. Его так и называют – Царь-колокол (слайд № 11)

Рассказывают ученики:

На Руси вылили первый колокол в 15 веке и превзошли западных

мастеров и по красоте и по качеству звона!

После всех согласований колокол был отлит русскими мастерами Иваном Моториным и его сыном Михаилом Моториным в 1733—1735 годах на Пушечном дворе. Для отливки колокола, помимо нового металла, был использован металл старого разбитого колокола времен Бориса Годунова и Алексея Михайловича.

Формовка колокола производилась на Ивановской площади. Для этого была вырыта яма 10 м глубиной. Чтобы кожух выдержал давление расплавленного металла, всё пространство между формой колокола и стенами литейной ямы засыпали землёй, тщательно её утрамбовав.

Колокол был отлит 25 ноября 1735 года, после полутора лет подготовительных работ. При литье постоянно возникали непредвиденные ситуации. Иван Моторин умер, не успев закончить отливку, и его дело завершил его сын Михаил.

Последняя плавка металла продолжалась 36 часов в четырёх плавильных печах, а отливка прошла всего за 1 час 12 минут.

После остывания колокола начались чеканные работы. Колокол находился в яме, стоял на железной решетке, которая опиралась на 12 дубовых свай, вбитых в землю. Над ямой было сделано деревянное перекрытие.

20 мая 1737 года во время Троицкого пожара в Москве загорелась деревянная постройка над ямой, в которой стоял колокол. В яму стали падать горящие брёвна. Чтобы колокол не расплавился, сбежавшийся народ стал заливать водой раскалённый металл. В результате быстрого и неравномерного охлаждения колокол дал 11 трещин и от него откололся значительный кусок весом около 700 пудов (11,5 тонн). Поэтому колокол был оставлен в литейной яме, где и находился около 100 лет. По другой старой версии он упал и разбился.

— Всех, кто приходит на экскурсию в Московский Кремль, колокол удивляет своими размерами. (Слайд № 12)

— Музыканты, звонари, большие мастера своего дела. А вот для того чтобы играть на колоколах, надо учиться. Давайте посмотрим, как это происходит.

(Слайд № 13)

Звонари для каждого события придумывали свой звон. Звон, который торжественно рассказывал о доброй, благой вести, назывался «благовест», по праздникам плыл в небе «красный звон», т.е. красивый, а ежедневный звон – будничный перезвон.

— Но как можно запомнить звоны, как их записать? Нотной записи тогда ещё не существовало. Чтобы запомнить, звонари придумывали разные попевки, которые подходят под тот или иной звон. (Слайд № 14)

Играю на колокольчике.

— «Пеки блин, дров нет»

— «А мы знаем, да не скажем»

— «Окола кола, бьют в колокола»

— «А мы вас обокрали»

Ритмическая игра «Позвоним в колокола». (Работа с ритмом).

— Чтобы звонарям было легче запомнить, в какой колокол звонить, колоколам давали названия. Например, один из колоколов на колокольне Ивана Великого назывался «Медведь», а другой «Ревун».

— Как вы думаете, какими голосами звонили «Медведь» и «Ревун»? (Ответ — низкими, громкими, тяжёлыми)

— При какой либо угрозе на Руси били в большой колокол? (Ответ — голос колокола возвещал об опасности.)

— Всем нам хорошо известна народная песенка о том, как загорелся дом. Кто помнит её начало? (Ответ — Бом-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом)

— Начальные слова Бом-бом, что имитируют? (Ответ — звучание колокола, который сообщает о пожаре)

Работа над песней «Загорелся кошкин дом» в терции.


Давайте вспомним, с какими новыми словами вы познакомились.

Рефлексия: О чём говорили?

Что слушали?

С чем познакомились?

(Класс разбивается на три группы и работают над созданием кластера).


Обсуждение кластера по группам.

Выставление оценок.

Окончание урока: «Звонкий звонок, окончен урок».


Свежие документы:  Конспект урока на тему «ДЕРЕВО ДЛЯ БЕЛОЧКИ»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: