Конспект урока по Музыке «СМЕЁТСЯ ВАЛЬС НАД ВСЕМИ МОДАМИ ВЕКА…» 5 класс


1001 идея интересного занятия с детьми


УРОК МУЗЫКИ

«СМЕЁТСЯ ВАЛЬС НАД ВСЕМИ

МОДАМИ ВЕКА…»

Трушина Светлана Юрьевна, учитель музыки, МБОУ СОККШ

с. Знаменка Нерчинский район Забайкальский край


Предмет (направленность): Музыка

Возраст детей: 5 класс.

Место проведения: кабинет музыки


Цель урока: Помочь учащимся осознать силу вальсовой музыки, современность вальса, превосходство над другими танцами.

Задачи урока:

Обучающая:

Сформировать представление о вальсе, развивать умения учащихся работать с техническими средствами при знакомстве с музыкой; расширить представление о многообразии жанра вальса.

Развивающая:

Развивать умение анализировать и обобщать, применять усвоенные знания в новой ситуации.

Воспитательная.

Средствами музыкального искусства воспитывать эстетический вкус, способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, любви к музыке, интереса к жизни и творчеству известных композиторов.

Тип урока: получение новых знаний

Музыкальный материал:

«Вальс» П. Чайковского, вальсы И. Штрауса «На Прекрасном голубом Дунае» и «Сказки венского леса», «Вальс о вальсе» Е. Долматовского, «Школьный вальс» И. Дунаевский, «Школьный корабль» Г. Струве.

Видео: вальсы на выпускных вечерах и кадетских корпусах , казачий вальс.

Форма урока:

Методы и приёмы.

Метод звуковой и зрительной наглядности, взаимосвязи с жизнью, метод диалога и полилога, проблемно-поисковый, метод эмоционального воздействия , групповая работа.

Основные термины: лендлер.

Этапы урока:

Организационный момент. Ввод в тему 3 мин

Работа по теме урока. 3 мин

Слушание вальсов И. Штрауса 15 мин

Слушание «Вальс о вальсе», «Школьный вальс» 10 мин

Исполнение «Школьный корабль» 3 мин

Просмотр видео-ряда разных вариантов

исполнения вальса 5 мин

Заключительный этап урока. (синквейн, обобщение) 5 мин


Ход урока:

Обоснование цели урока.

Учитель:

Мы уже не раз убеждались, что музыка тесно связана со всеми видами искусства. Но все эти виды искусства могут существовать и без музыки . А вот есть такая область искусства, которая без музыки не существует , просто не может жить без музыки! Какое же это искусство?

Ученики: (танец, хореография).

Сегодня на уроке мы будем говорить только об одном удивительном танце, который постепенно стал танцем почти всех народов мира. Существует этот танец уже больше трёх веков и не подаёт никаких признаков старения. Что же это за танец?

(слайд 1) (ответы учащихся)

Тема нашего урока « Смеётся вальс над всеми модами века…» (слайд 2)

(запись темы в тетради)

Актуализация знаний.

Показывается на доске эпиграф урока.

«Вальс устарел, говорит кое-кто, смеясь.

Век усмотрел в нём отсталость и старость?…»

Постановка проблемной ситуации:

Слушание вальс Ф. Шопена и вопросы учащимся (слайд 3)

Какое настроение вызывает музыка?

Как считается вальс?

Вы умеете танцевать вальс?

Это современный танец?

Сегодня на уроке мы найдём ответ, современен ли танец вальс, почему он не «стареет» и до сих пор нравится всем людям.

Свежие документы:  Урок для 6 класса «Громкость и тишина в музыке»

2..Работа по теме урока.

Сообщение новых знаний.

Учитель:. (слайд 4)

Этому танцу рукоплескала Европа, он покорил сердца миллионов людей… Да, это нестареющий вальс! Известно ли вам, что танец развивался вместе с человеком. Танец служил способом общения, выражения эмоционального настроя человека. С древнейших времён и по сей день люди танцуют. Какие вы можете назвать танцы? (ответы детей)

Вальс возник на рубеже 2-х веков – XVIII и XIX. [ 1 ] (слайд 5)

Прародителем вальса является старинный австрийский танец «лендлер». Это парный круговой танец, а своё название получил от австрийской области Ландль. Вальс в переводе с немецкого – “вращать”. Как же танцевали лендлер?

-Кавалер выбирал партнершу, выводил в круг, вращал вокруг себя, оба постепенно продвигались по кругу за другими парами. (запись в тетради )

Танец начал быстро распространяться в странах Европы: Герма

нии, Австрии, Чехии и получил новое название – вальс.

Говорили, что обществу и религии грозит «вальсовая зараза».

Вальс сравнивали с холерой и проказой.

Некоторое время вальс считался очень неприличным – ведь кавалер при всех обнимает даму. В Вене, например, его разрешали танцевать на балу не более 10 минут, запрет на вальс был снят в 1888 году. В России император Павел I издал указ, запрещавший танцевать вальс. Но вальс невозможно было остановить. Он триумфально шёл по странам Европы, завоёвывая весь мир. Произошло это в 18 веке и вот уже более 200 лет властвует он над временем, не зная преград.

Позднее появился вальс в Англии и России. (слайд 6) [ 3 ]



Беседа перед слушанием музыки И. Штрауса

Учитель.

Поскольку у нас сегодня разговор о вальсах , мы встретимся с музыкой знаменитого «Короля вальсов» И. Штраусом. (слайд7)

Сообщение ученика.

В 19 веке в Вене, столице Австрии, появилась удивительная семья по фамилии Штраус. Удивительная потому что и отец- тоже И. Штраус, и его три сына прославились как авторы танцев, главным образом- вальсов. Самым талантливым из трёх братьев оказался старший, названный в честь своего отца Иоганном. Он превзошёл своего отца, братьев, современников сочинявших тогда модный танец- вальс. И .Штрауса прозвали «королём вальсов», и, чтобы не путать с отцом, стали называть его Штраусом-сыном. Очень успешно началась музыкальная карьера

И. Штрауса.

Об этом говорит такой факт: на первом же концерте, в котором композитор выступал как, скрипач и дирижёр, его вальс, начинавший программу, по просьбе публики был повторён 4 раза, а заключительный вальс- 19 раз! Представьте , какая это должна быть музыка? [ 2 ] (слайд 8)

Вопрос: Как вы думаете, почему эти вальсы повторялись многократно? (Этот факт говорит о гениальности композитора, он покорил сердца миллионов людей…)

Свежие документы:  Музыкальная заставка «С чего начинается Родина»

Вывод: Огромное влияние на развитие вальса оказало творчество прославленного австрийского композитора Иоганна Штрауса (слайд 9)

Он написал ок. 500 танцев. (168-вальсов) Его оркестр исполнял вальсы с огромным успехом. Лучшие шедевры композитора —
«На прекрасном голубом Дунае» и «Сказки Венского леса». (запись в тетради)

Слушание Вальс «Сказки Венского леса».

Групповая работа. ( слайд 10)

1 группа. «Цветные квадраты» — учащиеся , слушая музыку, подбирают цвета в соответствии с характером музыки. (цветное моделирование музыки)- составляют цветную палитру. (после палитра выводится на экран, учащиеся обсуждают, согласны ли с теми цветами ,которые выбрала группа)

2.группа. Определяют эмоциональные термины.

После обсуждения 2,3 ученика из группы подчёркивают выбранные термины на интерактивной доске. (общее обсуждение)

3 группа. Выбирают музыкальные инструменты, которые подхо

дят для исполнения музыки. (выводится на экран «составлен

ный оркестр»)

.

5.Слушание : Вальс «На прекрасном голубом Дунае» (видео)

Учитель: Нам уже знакомы вальсы Чайковского, Ф. Шопена, но вальсы Штрауса отличаются от всех других — в них «Оттягивается» 2 и 3 доля такта, т.е. расширяется. Это придаёт вальсам особенную красоту , размашистость и элегантность.

Ритмическая минутка (покачивание телом, плавные движения руками, хлопками показать 2,3 долю вальса)

6.Слушание «Вальс о вальсе»

Вальс прожил богатую событиями жизнь. Многие известные зарубежные и русские композиторы успешно сочиняли вальсы и вошли в сокровищницу мировой культуры. .

Учитель: Часто ли вы в своей жизни встречаетесь с вальсом?

(ответы детей)

Да, вальс за нашей скоростной жизнью не поспевает… Но всё же ему всегда найдётся место в нашей жизни, когда нужно выразить глубину чувств, когда слова не смогут это сделать так же точно как музыка.

Есть песня «Вальс о вальсе» , в которой показан весь «жизненный путь» вальса. (слайд 11)

Перед слушанием задание:

1 группа:

Найти 2 строчки в песне, которые рассказывают о первых чувствах человека.

2 группа: — строки о военном вальсе.

3 группа- строки, которые подтверждают мысль о том , что вальс современен, и дошёл до наших дней.

Запись в тетради название песни: «Вальс о вальсе».

Муз. Е. Долматовского.

Вальс устарел, говорит кое-кто смеясь,
Век усмотрел в нем отсталость и старость,
Робок, несмел наплывает мой первый вальс,
Почему не могу я забыть этот вальс?

Твист и чарльстон, вы заполнили шар земной,
Вальс оттеснен, без вины виноватый,
Но затаен он всегда и везде со мной,
И несет он меня, и качает меня, как туманной волной.

Припев. Смеется вальс над всеми модами века,
И с нами вновь танцует старая Вена,
И Штраус где-то тут сидит, наверно,
И кружкой в такт стучит,
На нас не ворчит, не ворчит.

Свежие документы:  конспект урока для 3 класса "Природные зоны Африки. Экваториальный лес"

Вальс воевал, он в шинели был запылен,
Вальс напевал про Маньчжурские сопки,
Вальс навевал нам на фронте «Осенний сон»,
И как друг фронтовой не забудется он.

Вальс у костра где-то снова в тайге сейчас,
И Ангара подпевает, волнуясь,
И до утра с нами сосны танцуют вальс,
Пусть проходят года, все равно никогда
Не состарится вальс.



После слушания: снова обратить внимание учащихся на тему урока.

— Какая тема урока?

— Что означает эта строчка из песни? ( Вальс пережил все танцы разных эпох)

— А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока. В конце предложения стоит вопросительный знак. Нам надо его заменить? Что нужно оставить в конце предложения? (многоточие).

-Тема четверти? (В чём сила музыки)

Так в чём сила вальса и вальсовой музыки? (в красоте и правде, сделать жизнь людей как можно лучше и красивее, рассказать о чувствах человека….)

В настоящее время тысячи песен звучат в ритме вальса.

Популярность танца огромна во всем мире.





7.Слушание песни «Школьный вальс»

Учитель:

Где в современное время мы видим и слышим вальсы?

Ответы: в школе на выпускных балах, на концертах, на свадьбах…

Про учителей и про школу написано много песен, в том числе и вальсовых. Мы сейчас послушаем известную песню «Школьный вальс». (видео)

8. Исполнение песни «Школьный корабль» (слайд 12, 13)

9. Просмотр видео-ряда разных вариантов исполнения вальса.

Мы посмотрели, как танцуют в школах вальсы, а в кадетских школах и корпусах танцуют этот танец? (ответы )

— А казаки танцуют вальс?

Посмотрим видео.


10. (слайд 11) Обобщение урока.

Рефлексия- Синквейн. (слайд 14)

1 группа-

1 строка — 1 ключевое слово — тема синквейна (вальс)

2 строка- 2 прилагательных, описывающих тему (австрийский, русский, международный , безграничный , современный и т.д.)

2 группа-

3 строка- 3 глагола, характеризующих действия (кружится, путешествует, поёт , слышится, зовёт, вдохновляет, возвышает и т.д)

3 группа

4 строка- короткое предложение, фраза из 4 слов (вальс не знает границ, вальс, как способ общения, вальс может танцевать каждый , дарит людям надежду и т.д.)

5 строка- синоним или ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное). (мир , красота, вдохновение, радость и т.д.


11. Обобщение урока:

Вальс всё живет и развивается. В чем секрет его успеха?

Можно с уверенностью сказать, что вальс бессмертен. Подобно сказочному Фениксу, он будет возрождаться вновь и вновь.

12.Домашнее задание

Найти вальсы и вальсовые песни. (военные, современные)

13.Выставление оценок.

14.Выход под музыку вальса Ф. Шопена.



Литература.

1.Золина Л.В. «Уроки музыки с применением информационных технологий» Москва «Планета», 2010 г.


2. Самигулина В.М. «Музыка» 5 класс. Поурочные планы по учебнику В.В. Алеева, Т.И Науменко. Волгоград-Учитель 2010г.


3. https://festival.1september.ru/articles/531371/

7

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: