Конспект урока по Музыке «Сочинение программных пьес в форме периода»


Открытый урок

Тема: «Сочинение программных пьес в форме периода».


Дата: …..


Предмет: предмет по выбору «Композиция»


Индивидуальное занятие: учащаяся ……, музыкальное отделение,

3 г.о.


Преподаватель: Л.А.Семенова


Цель урока: Научить сочинять программную пьесу в форме периода


Задачи


Обучающие:


— познакомить с принципами сочинения в форме периода,

— определять средства выразительности для создания художественного образа,

— осознавать связь художественного образа с названием сочинения,

— научить соотносить выбранные выразительные средства с музыкальной формой,

— закрепить знания о движении средств выразительности к кульминации,

— закрепить знания о форме периода, о принципах построения каденций,

— закрепить навык самостоятельной записи нотного текста,

— закрепить навык исполнения собственного сочинения.


Развивающие:


— развитие творческих способностей,

— формирование музыкально-слухового опыта через ознакомление с произведениями композиторов разных эпох,

— практическое освоение музыкального языка,

— расширение музыкального кругозора, накопление музыкальной эрудиции.


Воспитательные:


— воспитание коммуникативности и толерантности,

— привитие любви и интереса к музыке,

— воспитание трудолюбия,

— воспитание умения воспринимать критику в адрес собственных сочинений,

— формирование эстетического вкуса.



Тип урока.

Урок «открытия» нового знания.



1. Организационный момент

Цель: создание доброжелательной творческой обстановки на уроке

Задачи:

— приготовить рабочее место: инструмент, технические средства и дидактического материала для работы в классе,

— настроить ученика на трудовую деятельность.

Преподаватель приветствует ученицу, объявляет тему урока.

Методы организации: словесный, метод наблюдения.

Для привлечения внимания учащейся к предстоящей учебной деятельности преподаватель предлагает прослушать программные произведения Сен-Санса «Карнавал животных», прелюдии Шопена и посмотреть слайд-клипы на музыку.


2. Повторение опорных знаний

Цель: закрепить полученный ранее навыки практической работы, слушания и анализа музыкальных произведений.

Задачи:

— определять средства выразительности для создания художественного

образа,

— формирование музыкально-слухового опыта через ознакомление с

произведениями композиторов разных эпох,

— практическое освоение музыкального языка,

— расширение музыкального кругозора, накопление музыкальной

эрудиции.


Методы организации совместной деятельности:

— диалог, метод практической работы

Методы мотивирования:

— создание ярких наглядно-образных представлений,

— опора на жизненный опыт,

— познавательный интерес,

— поощрение.

Преподаватель просит описать соответствующие художественному образу выразительные средства музыки.

Преподаватель предлагает учащейся прослушать музыкальные произведения в различных музыкальных интерпретациях: прозвучавшие на инструменте, в оркестровом переложении. Просит учащуюся рассказать после прослушивания о собственных впечатлениях о прослушанной музыке. При прослушивании и анализе музыки используются слайд-клипы, созданные учащимися старших годов обучения для обсуждения их видения художественного образа.

Свежие документы:  Конпект урока истории на тему «Древнейший Рим»

Преподаватель закрепляет знания учащейся о форме периода. Анализирует вместе синтаксические особенности формы по предложенным инструктивным примерам, отрывкам из классических произведений.

Используя нотный материал и мультимедийное пособие слушает и анализирует произведения П.И.Чайковского (пьесы из «Детского альбома» и фортепианного цикла «Времена года»), обсуждает с учащейся название пьес. Вместе с преподавателем учащаяся анализирует по нотному тексту музыкальный материал каденций и кульминационных зон.

3.Ознакомление с новым учебным материалом

Цель: Научить сочинять программную пьесу в форме периода

Задачи:

— развитие творческих способностей,

— познакомить с принципами сочинения программной пьесы,

— практическое освоение музыкального языка,

— воспитание коммуникативности и толерантности,

— привитие любви и интереса к музыке


Формы и методы изложения нового материала

Для объяснения нового материала преподаватель пользуется методом поощрения, создание ситуации успеха, познавательный интерес, жизненный опыт. Выполнение творческого задания начинается с выбора учащейся выразительных средств для создания музыкального образа и жанра.

Преподаватель предлагает составить тактовую сетку с привлечением гармонической стороны для будущей мелодии.

Совместно с учащейся выбирается тональность, оформляется каденция пока наброском, затем обучающаяся импровизирует за инструментом мелодию на гармоническую последовательность, используя различное движение голосов. По рекомендации преподавателя выбирается наиболее удачный вариант сочинения и записывается нотами. Для пьесы выбирается название, соответствующее художественному образу.

Преподаватель использует различные виды деятельности для сохранения внимания к работе, побуждает к поиску альтернативных решений.

Методы мотивирования: создание ситуации успеха, поощрение, познавательный интерес, выполнение творческих заданий.


4.Закрепление материала

Цель: закрепить знания и навыки, полученные в ходе урока

Задачи:

— воспитание трудолюбия,

— воспитание умения воспринимать критику в адрес собственных сочинений,

— формирование эстетического вкуса.

Преподаватель предлагает учащейся сыграть пьесу, сочиненную в классе с преподавателем. Вместе с преподавателем учащаяся вспоминает этапы работы над сочинением, вспоминает творческие задания, связанные с поиском жанра и художественного образа, прослушанные и проанализированные сочинения классиков.

Учащаяся оформляет собственной сочинение динамическими оттенками, выбором характера и темпа исполнения, расставляет штрихи.

Формы и методы достижения цели: удовлетворение желания быть значимой личностью, самооценка деятельности, заинтересованность в результате и взаимопроверка. Использовались методы практико-ориентированной деятельности, словесные методы, диалог.


5. Подведение итогов

Преподаватель оценивает творческую работу обучающейся на отлично, предлагает сделать видео-ряд к собственному сочинению дома и указывает ссылку для просмотра и прослушивания различных программных пьес в оркестровом звучании и на инструменте. Сочиненная пьеса называлась «Вальс чайного сервиза». Преподаватель в качестве домашнего задания предлагает осуществить набор собственного сочинения через доступный нотатор (Sibelius или Finale)

методы мотивирования:

Свежие документы:  Первая помощь при повреждениях скелета

-познавательный интерес поощрение, выполнение творческих заданий, создание ярких наглядно-образных представлений.


Самоанализ урока.

В ходе урока были достигнуты цели и задачи на каждом этапе. Вид урока – урок-фантазия, урок- творчества. Тип урока — урок открытия новых знаний. Для построения урока использовались принципы самоактуализации, При планировании урока учитывались возраст и уровень знаний учащейся. Работоспособность обучающейся в течение урока обеспечивалась за счет смены различных видов деятельности и форм работы. Для урока творчества использовались доступные детскому восприятию программные сочинения, и видео и нотный материал.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: