Конспект урока по Музыке «Сочиняем музыкальную сказку» 1 класс


Учитель

Андреянова Марина Александровна

Класс

Предмет

музыка

Тема урока

«Сочиняем музыкальную сказку»

Цель урока



Задачи урока

Развить способность рефлексивного познания музыкальных образов, осознание логического выстраивания художественного материала посредством творческой импровизации, через групповое мыслительно–деятельное взаимодействие.

Образовательные: формировать определённые художественные знания, умения, навыки;
сформировать музыкально–образное представление в создаваемой музыкальной характеристике через импровизацию;

активизировать воображение, способности к сравнительному рассмотрению предложенного материала в различных образных интерпретациях;
побудить к самостоятельному и осознанному поиску выстраивания музыкального материала в передаче образа посредством инструментальной импровизации;

  1. Развивающие: Способствовать осмыслению детьми выразительности музыкальной речи, развивать выразительную сторону вокального исполнения, а также умение сравнивать, анализировать, делать вывод.

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умения анализировать полученные знания, использовать на практике, развивать умение применять новые знания;

формирование логических умений;

обучить умению коллективно размышлять в процессе импровизационной деятельности через групповые формы работы.

  1. Воспитательные: Воспитание познавательной деятельности в коллективе;

Воспитание чувства личной ответственности за результат совместной работы.


Тип урока, вид урока, методы, формы, приемы обучения

Тип урока: обобщение знаний, умений и навыков;

Метод: исследовательский, эвристический

Форма работы: фронтальная, групповая.

Планируемые результаты:

Личностные

— формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

— формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно – исследовательской и других видов деятельности

Метапредметные







— умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы соей познавательной деятельности;

— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

— умение определять понятия, создавать обобщения и делать выводы;

— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

Предметные


— расширение и систематизация знаний о сказочном жанре, осознание взаимосвязи музыкальной, литературной и изобразительной культуры;

формирование музыкально-образного представления и рефлексивного познания создаваемого музыкального произведения учащимися, посредством мыслительного экспериментирования с музыкально-выразительными средствами, осознания логического выстраивания различных звуковых структур.

— формирование практических навыков сочинения простейших мелодических, интонационно-ритмических оборотов, характеризующих настроение , состояние, навыков инструментального музицирования, применение их в ролевых играх, музыкальных спектаклях, на тематических праздниках;

— формирование бережного отношения к культурному наследию нашего народа.

Формируемые УУД:


  1. Личностные : Понимать значение музыки в жизни общества и человека, усваивать жизненные содержание музыкальных сочинений, способствовать положительному отношению к музыкальным занятиям, выражать своё эмоциональное отношение к музыкальным образам.

  2. Познавательные : Уметь сравнивать музыкальные характеристики, рассуждать о роли музыки в жизни человека, усвоить элементы музыкального языка как средства создания музыкальных образов, осмысление основных принципов развития музыки.

  3. Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог со сверстниками и учителем, уметь строить свои высказывания в устной форме, исполнять песни, игры в коллективном и групповом сотворчестве.

  4. Регулятивные: Понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии сказочных музыкальных образов , адекватно воспринимать предложения учителя, контролировать и планировать собственные действия в процессе слушания и исполнения музыки.


Оборудование:

ф на Наглядно — дидактический материал (репродукции картин на сказочные сюжеты, музыкальные и литературные произведения), муз музыкальный центр с аудиозаписями, фортепиано, синтезатор, флейта, ударные и шумовые инструменты.



  1. Организационно – мотивационный этап:

  1. Приветствие.

2. Подведение к теме урока – музыкальная загадка о сказках. Слушание песни Ю.Корнакова «Расскажи мне, мама, сказку!»


3. Объявление темы. Целеполагание.

  1. Основной этап

  1. Изучение основных этапов развития сюжета в музыке и литературе.

  2. Акцентирование внимания на двух основных принципах развития музыки – повтор и контраст.

  3. Углубление в тему. составление плана-схемы сказки.

  4. Сочинение сказки по музыкальным впечатлениям.

Слушание: С.Прокофьев. «Сказка №1(страшная)» из цикла «Сказки старой бабушки»

5. Обращение к сказочным живописным образам. Музыкальные импровизации и инсценировки по изобразительным картинам («Несмеяна — царевна» В.Васнецова) и литературным сюжетам («Весёлый старичок» Д.Хармса)

  1. Домашнее задание: конкурс на лучшего рассказчика сочинённой сказки.

  2. Рефлексия.



Ход урока.

Этапы учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационно-мотивационный

Этап.

Приветствие.

1 мин.

Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок, прошу занять свои места.

На сегодняшний урок нам понадобятся разные музыкальные инструменты.

Вовлеченность каждого ученика в активную деятельность, положительный настрой на изучение нового материала.

Регулятивные:

развитие мотивов учебной деятельности.

1.Подведение к теме урока.

Слушание песни Ю.Корнаковой «Расскажи мне мама сказку».

Все вы любите читать и слушать сказки. Сегодня мы будем говорить о сказках, но не простых, а волшебных, в которых происходят разные чудеса, волшебники и кудесники творят таинственные дела, герои со сказочной нечистью борются. Узнаем мы и секреты, которые сказку сказкой делают. А начнём мы разговор муз. Загадкой. Это песенка о сказках, о каких – вы должны догадаться сами.

Ученики внимательно слушают песню и выясняют: какие сказки они узнали из песни, можно ли их назвать волшебными, почему?

Познавательные: уметь находить ответ на вопрос, анализировать, вслушиваясь в музыку.

Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками и учителем.

  1. Объявление темы: «Сочиняем музыкальную сказку».

Сегодня на уроке мы узнаем много секретов о сказках. И не только узнаем, а попробуем самим сочинить и разыграть сказку, т.е. все вы сегодня побываете в роли авторов, композиторов, музыкантов и актёров.

Определяют целеполагание: что должны узнать, чему научиться, какие задания выполнить.

Коммуникативные,

познавательные.

II. Основной этап.


  1. Изучение основных этапов развития сюжета в музыке и литературе.

Ребята, а с чего обычно начинаются сказки, и чем заканчиваются?

Из литературных источников учитель зачитывает присказки, зачины, концовки, и выделяет главные этапы развития повествований: завязка, кульминация, развязка. Учитель объясняет значение этих терминов. Далее учитель сообщает, что у волшебных сказок есть свои секреты, и предлагает оценить такую сказку: «В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. Пошёл он по какой-то дорожке, нашёл чего-то, встретил кое-кого и отдал ему некоторую часть найденного…» Понравилась ли вам эта история? Почему? Чего в ней не хватает? Здесь важно подвести учеников к пониманию основных секретов волшебных сказок: присутствия в них ярких событий, смелых героев, их волшебных помощников (клубок, зеркальце, гребешок, блюдо, узелок, яблоко и тд.), коварных врагов; особых художественных приёмов построения сказки (троекратные повторы, отлучки героя из дома, его испытания, превращения персонажей в вещи, в животных, оживление и омоложение героев).

В ходе рассуждений дети исполняют «Песню-спор» из новогодних приключений Маши и Вити – Г.Гладкова, разыграв её по ролям: девочки убеждают мальчиков что сказки существуют (в куплете), а мальчики (в припеве) уверяют что чудес не бывает.


Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.

Познавательные: сопоставлять художественно-образное содержание произведений с конкретными явлениями окружающего мира;

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог с учителем и сверстниками, освоение способов взаимодействия в коллективной работе.

  1. Акцентирование внимания на двух основных принципах развития – повтор и контраст.

Учитель делает акцент на важном принципе развития сказок как в музыке, так и в литературе – это принцип контраста и повтора., когда сюжет развивается на противопоставлении разных образов. Объяснить на примерах. Вспомнить сказки, в которых ярко выражен конфликт добра и зла. Также важно отметить, что в таких сказках посредником в конфликте является какое-либо волшебство. Это взаимодействие может выглядеть как треугольник, вершины которого — герой положительный, герой отрицательный и волшебный предмет (например: взаимодействие Кота в сапогах, Людоеда и Волшебной дубинки, которая умеет превращать в разных зверей).

Учащиеся усваивают понятие –контраст, приводят примеры (добрый -злой, маленький- большой, сильный – слабый и тд.)

Называют сказки конфликтного типа, находят в них элементы волшебства.

Регулятивные: умение оценивать музыкальные и литературные образы сказочных персонажей по критериям красоты, доброты, справедливости и тд.

Познавательные: различать контрастные образы в музыке. Уметь сопоставлять, находить характерные отличия.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении.

  1. Углубление в тему. составление плана-схемы сказки.

Далее учитель объявляет о том, что каждый из вас тоже может сочинить такую сказку, и чтобы она получилась интересной, увлекательной и запоминающейся – сначала нужно сочинить план-последовательность происходящего. На доске выписывает основные этапы развития сюжета (идёт коллективная форма обсуждения).

  1. пофантазировать, где могли бы происходить эти события? –определить место.

  2. Придумать положительных и отрицательных героев

  3. Обозначить свойства и действия этих героев.

  4. Придумать волшебство (какой-нибудь волшебный предмет)

  5. Описать взаимодействие отрицательного и положительного героя за обладание волшебным предметом для реализации своих целей. Например: отрицательный герой решил завладеть этим волшебством для своих коварных и злых помыслов, а положительный герой пытается этому помешать, освободить, спасти и т.д. Этот этап может быть кульминационным.

  6. В следующем этапе нужно показать развязку событий, т.е придумать как разрешить конфликт. Здесь важно напомнить о том, что большинство страшных сказок заканчиваются счастливо, пусть в ваших историях будет радостный конец: ведь правда, справедливость, мужество и бесстрашие обычно побеждают.

  7. Придумать название получившейся сказки.

В заключении работы по этому этапу можно зачитать учащимся готовые примеры, сочинённые ранее детьми сказки (из опыта педагога).

Учащиеся коллективно обсуждают, составляют сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели, придумывают элементы волшебства, помогающие эти цели достигнуть. разрабатывают различные варианты их действий и взаимодействий между собой; выстраивают разные элементы в единую сюжетную линию.



Предметные: понимать специфику и особенности литературного языка, закономерности литературного искусства; на основе полученных знаний о развитии драматургии осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности.

Познавательные:

Выполнение действий творческого характера на закрепление полученных знаний.

Регулятивные:

Планирование собственных действий и прогнозирование результата творческой деятельности.

Коммуникативные:

Освоение способов взаимодействия в коллективной и групповой работе.

  1. Сочинение сказки по музыкальным впечатлениям.


Слушание: С.Прокофьев. «Сказка №1(страшная)» из цикла «Сказки старой бабушки»

Далее учитель предлагает детям послушать музыкальную сказку С.Прокофьева. послушать очень внимательно, чтобы ни одного музыкального секрета и таинства не упустить. Чтобы царевну с кикиморой не перепутать, не загоревать там, где смеяться нужно, а слезами веселья сказочного не залить.

После прослушивания обсуждаются музыкальные впечатления.

Возможные вопросы:

какую волшебную сказку рассказал нам композитор – весёлую или печальную? Услышали ли вы в музыке контрастные образы? Сразу ли вам стало страшно? чем понравилась вам эта сказка?

Далее ученикам даётся задание сочинить собственную сказку по музыкальным впечатлениям, фантазируя: где могли бы происходить эти события? Какие опасные, тревожные события могли произойти с героями в этой музыкальной истории?

Итоговое слушание.

Учащиеся внимательно слушают музыку, анализируют, сочиняют свой собственный сюжет по прослушанной музыке.

Предметные: рассказывать о содержании прослушанного музыкального произведения, о своих впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;

Регулятивные: выполнять музыкально-творческие задания, вносить коррективы в свою работу;

Личностные: проявлять познавательный интерес к музыкальной деятельности.

Коммуникативные: высказывать собственное оценочное суждение о музыкальных образах сказочных персонажей.

  1. Обращение к сказочным живописным образам. Музыкальные импровизации и инсценировки.

Ребята, какая сказка изображена на картине В.Васнецова? слайд «Несмеяна-царевна». Обсуждение: что мы видим на картине. А давайте попробуем оживить сказочный персонаж музыкой. Учитель исполняет пьесу «Плакса» Д.Кабалевского, дети импровизируют на муз. Инструментах, выделяя главные интонации.

Ребята, наша царевна всё плачет да плачет. Давайте развеселим её лихой русской пляской. ( Музыкальная разминка – исполняют танец «Барыня»)

А сейчас давайте попробуем развеселить её весёлым стихотворением Д.Хармса «Весёлый старичок» (на экране текст). О чём оно? сколько в нём образов? Какие изменения происходят с появлением новых героев?

А теперь я предлагаю вам стать сразу композиторами, музыкантами и актерами. Давайте превратим это стихотворение в музыкальный спектакль. (Дети распределяют роли: 3 человека –актёра будут пластикой, движениями, мимикой изображать происходящее, 4 человека- композиторы сочинят вокальную партию и исполнят её , остальные – музыканты придумают аккомпанемент, музыкальное сопровождение на различных музыкальных инструментах, правильно оформив его ритмически.

Детям дается немного времени для обсуждения, поиска звуковых образов на выбранных музыкальных инструментах).

Исполнение стихотворения с актерской и инструментальной импровизацией.

Дети анализируют сказочный сюжет на картине В.Васнецова, оформляют её элементарным музицированием (на музыкальных инструментах).

Выполняют физкультминутку. (импровизируют танцевальные движения под музыку русской народной пляски).

Учащиеся работают в группах:

совместно обсуждают возможность воплощения образов через музыку: подбирают музыкальные инструменты для создания импровизационной композиции, исполняют музыкальную инсценировку стихотворения.

После итогового выступления обсуждают соответствие образов и их музыкальных характеристик.
Затем меняются ролями.

Познавательные:

Выполнение действий творческого характера на закрепление полученных знаний.

Регулятивные:

Планирование собственных действий и прогнозирование результата музыкальной деятельности.

Коммуникативные:

Освоение способов взаимодействия в коллективной и групповой работе.

  1. Домашнее задание.

Комментирует домашнее задание, предлагая разные варианты.

Завершением работы ребят над их собственной сказкой по музыкальным впечатлениям может стать конкурс на лучшего рассказчика этой страшной сказки («страшилки»). При подведении итогов будет учитываться выразительность рассказа: жестикуляция, мимика, поза и тд.

Коммуникативные, Познавательные.

  1. Рефлексия.

Предлагает вернуться к поставленной вначале урока цели. Оцените степень ее выполнения.


Пожелание на прощание.

Спасибо всем

Учащиеся оценивают степень выполнения задачи, делятся впечатлениями.

Личностные, коммуникативные




Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Работа с бумагой. Техника квиллинг. Создание фигур из бумажных лент"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: