Конспект урока по Музыке «Тайны симфонического оркестра» 6 класс


D:Мои документыАнтонAlbumАнтонМамаурок на категорию 26.10.11PA250023.JPG Методическая разработка урока музыки

в 6 классе по программе В.В. Воронковой

«Тайны симфонического оркестра»



Урок подготовила и провела

Дубровина Любовь Анатольевна

учитель музыки МОУ СОШ №17

города Камышин Волгоградской обл.





2011-2012 учебный год



Представленный мною урок музыки, разработан по программе автора В.В. Воронковой – урок с презентацией «Медные духовые инструменты»

Проблема: Какие инструменты входят в состав симфонического оркестра?

Тип урока: 

Изучение нового материала.


Используемое оборудование: 

       Презентация;

      — Диск «Энциклопедия классической музыки»

       Текст песни «Школьный корабль» Г.Струве;

       Мозаика инструментов; Карточки-раскраски ;

— Картинки различных инструментов

— Инструменты: Труба и туба.

       Аудиозаписи записи:

— фрагменты- примеры звучания инструментов симфонического оркестра;

— фрагменты-примеры звучания различных видов оркестра;

— П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»;

— А.Вивальди «Осень», Э. Григ «Утро»;

— минусовая и плюсовая фонограммы песни Г. Струве «Школьный корабль».


План урока:

1. Орг. момент. Музыкальное приветствие. Вхождение в урок.

2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.

3. Открытие новых знаний.

4. Проверка усвоения нового материала

5.Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.

6. Подведение итогов урока.


Ход урока

  1. Орг. момент.

Музыкальное приветствие.

Здравствуйте, ребята, здравствуйте!

Здравствуйте Любовь Анатольевна.

Вхождение в урок. Звучит музыка Э.Григ «Утро»

Слайд №1

Учитель: Настал новый день. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните… Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту осени, тепло солнечных лучей.


2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.

Учитель: Кто нам аккомпанировал, когда мы разговаривали?

Ученики: Много инструментов (Оркестр)

Учитель: Правильно. А кто мне может сказать, что такое оркестр?

ОРКЕСТР – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах. Какие оркестры вы знаете? (Дети называют)

Слайд №2

Учитель: Определите вид оркестра.

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

(Дети показывают виды оркестров на карточках)

(Приложение №1)


А по звучанию узнаете оркестры? (Музыкальный диктант)

Звучат фрагменты различных оркестров. Последним звучит симфонический оркестр.

Слайд №7

Учитель: Поэтесса Татьяна Лаврова написала замечательный стих об оркестре.

«Дирижёрской палочкою осень

Нехотя взмахнула, повела,

Стайку скворушек, нырнувших в озимь

На румяной зорьке подняла.


Симфонический оркестр могучий

Фраки, надушив пыльцой цветов,

Тишину безвольную нарушив,

Зазвучал, запел на сто ладов».

Учитель: О каком оркестре идёт речь?

Ученики: О симфоническом.

Открывается тема урока «Тайны симфонического оркестра»

Слайд №8

Учитель: Мы раскрываем тайны симфонического оркестра. Какие инструменты входят в состав этого оркестра?

Слайд №9

Звучит фрагмент струнно-смычковой группы инструментов

Учитель: Скажите, пожалуйста, какая группа инструментов симфонического оркестра сейчас прозвучала?

Ученики: Струнно-смычковая группа инструментов

Учитель. Совершенно верно. Кто помнит, какие инструменты входят в состав этой группы?

Ученики: Струнная группа инструментов – скрипка, альт, виолончель и контрабас. (Картинки этих инструментов размещаются на доске) Эти инструменты называются струнные смычковые, т.к. звук у них извлекают при помощи смычка ударом по струнам.

Слайд №10

Учитель: Ребята, а ещё какая группа инструментов входит в состав симфонического оркестра?

Ученики: Вторая группа – это духовые деревянные инструменты. Духовыми инструментами их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.

Учитель: Ребята, какие деревянные духовые инструменты вы можете назвать?

Слайд №11

Ученики: К деревянным духовым инструментам относятся – флейта, кларнет, фагот, гобой. (Показываю внешний вид каждого инструмента и прикрепляю картинки на доске).


3. Открытие новых знаний.

Учитель: Итак, ребята, мы с вами знакомимся с тайнами симфонического оркестра. Сегодня мы узнаем ещё одну тайну симфонического оркестра.

Мы познакомимся с другими духовыми инструментами. Ребята, почему эти инструменты называются деревянными?

Ученики: Потому, что эти инструменты сделаны из дерева.

Учитель: А может кто-нибудь знает другой духовой инструмент.

Ученики: Труба…..

Показываю трубу и тубу.

Учитель: Как вы думаете, из чего сделана труба?

Ученики: Из металла? Из меди?

Совершенно верно, ребята. Группа духовых инструментов делится на деревянные и медные духовые инструменты.


И мы сейчас познакомимся с группой медных духовых инструментов.

Слайд №12


Звучит фрагмент медных духовых инструментов


Работа с диском «Энциклопедия классической музыки»


Учитель: К медным духовым инструментам относятся: труба, тромбон, валторна, туба. ( Показываю внешний вид каждого инструмента на открытке и их звучание на компьютере). Слайд №13


Рассказ о трубе.

(Приложение №2)

Особое внимание мы будем уделять трубе и тубе. Наша задача определить сходства и различия этих инструментов.

(предлагаю детям сыграть на этих инструментах).

(Фрагменты звучания трубы и тубы)

Труба  — духовой музыкальный оркестровый и сольный инструмент высокого регистра

Туба  — самый низкий по звучанию духовой оркестровый музыкальный инструмент.

На доске размещаются картинки инструментов с названиями

Слайд №14

(Записываем в словарь. Медные духовые инструменты: труба, тромбон, валторна, туба)


Слайд №15

Учитель: Медные духовые инструменты — величие оркестра. Великолепный вид, сверкающие раструбы тромбонов; грациозно завитые валторны, настолько же мягко отражающие свет, насколько мягко звучащие; трубы, небольшие, но эффектные, все еще напоминающие своих воинственных предков; короткая и толстая туба, немного смешная, несмотря на все свое великолепие; ну а звучание говорит само за себя.

Проводится физ.минутка.

(Приложение №3) Презентация №2 Чайковский Марш


4.Проверка усвоения нового материала

Слайд №16


Учитель: А сейчас предлагаю вам несколько заданий по теме сегодняшнего урока. Работа в парах

Детям раздаются рисунки, в которых спрятаны медные духовые инструменты симфонического оркестра.

(Приложение №4)

Задача: Найти на рисунке изображения медных духовых инструментов симфонического оркестра и раскрасить их.

Рассматриваем и оцениваем задания


5.Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.

Учитель: А теперь задание сложнее.

(Приложение №5)

«Третий лишний».

  • Скрипка, контрабас, баян

  • Гобой, труба, кларнет

  • Барабан, альт, виолончель

  • Тромбон, фагот, валторна   


Учитель. Ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием, а по тембру вы сможете узнать инструменты симфонического оркестра?


Проводится Викторина — узнай инструмент.


Учитель. А сейчас мне хотелось бы раскрыть ещё одну тайну симфонического оркестра. Симфонический оркестр не только может существовать сам по себе, но и под оркестр можно исполнять песни и мы сейчас попробуем это сделать, но прежде, чем петь погреем горлышки. И вспомним, как правильно брать дыхание при пении.

Сели удобнее и…

Слайд №17

Исполняем песню «Школьный корабль» сначала под баян, а затем под симфонический оркестр.

(Приложение №6)

Учитель. Молодцы, ребята! Хорошо справились и с этим заданием, а сейчас мы поиграем

Слайд №18

Проводится игра: Эстрадно – симфонический оркестр

Какие музыкальные инструменты можно услышать в таком оркестре?

Сейчас зазвучит музыка, во время которой я буду называть музыкальные инструменты, а вы должны изображать игру на этих инструментах.

Если я ошибусь – подайте мне сигнал – громко хлопайте в ладоши.

Договорились? Тогда начнем.

(Звучит веселая музыка)

Учитель.

— Играем на скрипке

-на тромбоне

-на бубне

-на контрабасе

-на мясорубке

(Дети хлопают в ладоши)

Учитель.

— Играем на виолончели

— на скрипке

— на баяне

— на трубе

— на утюге

(Дети хлопают в ладоши)

Учитель.

-Играем на балалайке

— на флейте

— на рояле

— на дудочке

— на метле

(Дети хлопают в ладоши)

Учитель. Молодцы, ребята!


И последнее задание (класс делится на две группы)

Собрать инструмент из мозаики и назвать его (Труба и туба)

(Приложение №7)


6. Подведение итогов.

Слайд №19

Учитель: Какую тайну симфонического оркестра мы сегодня раскрыли?

Ответы детей…(медные инструменты)

Учитель: Ребята, вы хотите узнать, какие ещё тайны таит в себе симфонический оркестр? Об этом мы узнаем на следующем уроке.

А сейчас оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. На доске картинки трубы и тубы. Ребята, чтобы зазвучали эти инструменты, прикрепите, пожалуйста, нотки красного цвета, если вы хорошо справились с заданиями, и вам было всё понятно, а если вы испытывали затруднения в усвоении урока, прикрепите нотку жёлтого цвета.

(Приложение №8)


Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо работали.

(Кому-то нужно лучше стараться. Выставляю оценки с комментариями).

Учитель: Сегодня мы с вами узнали много нового о симфоническом оркестре. Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. Сегодня все ребята хорошо работали. На следующем уроке мы продолжим говорить о симфоническом оркестре.

Слайд №20

Звучит «Школьный корабль» в сопровождении симфонического оркестра.

Слайд №21

Приложения

Приложение№1

Оркестр русских народных инструментов

Джазовый

Эстрадный

Духовой

Симфонический

Приложение №2

Медные духовые музыкальные инструменты.

Они  иначе называют «Медь».
 Медные духовые или Медь входят в состав симфонического оркестра, но могут образовать и самостоятельный оркестр — 
Духовой.
Медь очень мощная и сильная группа оркестра. Одна
труба может заглушить все скрипки, альты, виолончели, контрабасы, деревянные духовые вместе взятые. А их вместе взятых в оркестре бывает до восьмидесяти и более! Вот какой силой звука обладают инструменты этого семейства. Поэтому в оркестре они располагаются ближе к ударным — тоже шумной группе.






Приложение №4

найди инструменты









Приложение №5



https://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=437555460-02-72 https://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=443037026-64-72 https://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=437991040-54-72







https://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=437991040-54-72 https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=352483581-19-72 https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=297399843-27-72







https://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=39355411-57-72 https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=582142-09-72 https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=352483581-19-72











https://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=443037026-64-72 https://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=437991040-54-72 https://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=437555460-02-72



Труба. Тромбон. Скрипка

Скрипка. Альт. Флейта.

Флейта. Гобой. Труба.

Туба. Труба. Контрабас.

Контрабас. Скрипка. Труба.

Фагот. Скрипка. Альт.

Труба. Контрабас. Скрипка.



















Приложение №6

Школьный корабль

Музыка Г. Струве Слова К. Ибряева
1. И в сентябрьский день погожий, 
И когда метет февраль, 
Школа, школа, ты похожа 
На корабль, бегущий вдаль.

Припев: 
Сейчас наша вахта у школьной доски, 
Так значит немножко мы все моряки. 
Нам жажда открытий знакома,
Дороги у нас далеки.

2. Каждый год мы входим вместе 
В новый класс, как в новый порт. 
И опять мечты и песни, 
Как всегда берем на борт.
Припев.

3. По следам героев Грина, 
По страницам добрых книг, 
Нам под парусом незримым 
Плыть с друзьями напрямик.
Припев.

4. Моряками ли мы станем, 
Звездолет ли поведем — 
Никогда мы не оставим 
Человека за бортом.
Припев.

Приложение №7

Картинка 2 из 118949

https://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/66/Bach-Trompete_06.08.2008_12-46-40_2304x3072.JPG



Приложение №8

Вырезать нотки из цветной бумаги

j0432535j0432535j0432535j0432535

13


Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Северная Америка"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: