Конспект урока по Музыке «Традиции сказок в русской музыке» 7 класс


Урок музыки в 7 классе

Тема урока: «Традиции сказок в русской музыке»

Цель урока: познакомить учащихся со сказочными образами в музыке Н.А.Римского-К орсакова, показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях.

Задачи урока:

раскрыть неповторимую красоту различных образов, выраженную в музыке, поэтическом слове, изобразительном искусстве;

помочь учащимся почувствовать единоборство человека и природы, непоколебимую веру в победу добрых сил над злыми;

подвести к постижению понятий «образ», «народное творчество».

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор, экран;

  • Компьютер;

  • Баян;

  • Текст либретто;

  • Презентация;

  • Ноты песни «А мы просо сеяли»

  • Кроссворд





Ход урока:

Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке мы продолжаем определять жизненное содержание и закономерности развития музыкального образа.

Тема урока «Традиции сказок в русской музыке» (слайд№2)

На примере музыки какого композитора мы сегодня продолжим нашу тему, это вам предстоит узнать самостоятельно. На экране – кроссворд, перед вами – названия музыкальных произведений этого композитора. Если вы верно впишите эти произведения в клетки кроссворда, то по вертикали угадаете фамилию великого композитора.(слайд №3)

(заполнение кроссворда)

Итак, фамилия какого композитора получилась?

Римского-Корсакова, верно. (слайд №4)

Что вам известно о его биографии?

Посмотрите небольшой видеофрагмент о творчестве Н.А.Римского-Корсакова и запишите основные моменты его биографии в тетрадь в виде опорных слов.

(просмотр видеофрагмента «Римский-Корсаков)

Какие опорные слова вы записали? Давайте проверим. (слайд №5)

Почему Римского-Корсакова называли композитором-сказочником?

Действительно, из его 15 опер, 9 написаны на сказочный сюжет. Посмотрите на экран и выпишите в тетрадь названия его «сказочных» опер.

(слайд №6)

(работа в тетрадях)

А теперь посмотрите на отрывок одной из опер и догадайтесь, о какой опере мы будем сегодня говорить.

(просмотр отрывка оперы)

Для начала – познакомимся с сюжетом оперы «Снегурочка». У вас на столах лежат карточки, каждый читает отрывок, а затем рассказывает всем остальным.

Итак, назовите главных героев оперы- Снегурочка, Лель, Купава, Мизгирь.

Я предлагаю вам посмотреть фрагмент из сказки А.Островского в исполнении учащихся.

( учащиеся предварительно получили домашнее задание)

Мороз. Весна-красна, здорова ли вернулась?

Весна. И ты здоров ли, Дед Мороз?

Мороз. Спасибо, живется мне не худо. Берендеи о нынешней зиме позабудут, веселая была.

Весна. Не дурно ты попировал, пора бы и в путь тебе, на север.

Мороз. Уйду, уйду на утренней заре.

Весна. На кого ж Снегурочку оставишь?

Мороз. Дочка наша на возрасте, без нянек обойдется, ни пешему, ни конному дороги к следу нет в ее терем.

Весна. Тоска возьмет меж филитнов и леших одной сидеть. На мысли у девушки Снегурушки другое, с людьми пожить, подружки нужны ей. Веселые гулянки, да горелки с ребятами, покуда..

Мороз. Что покуда?

Весна. Покуда ей забавно, что ребята наперебой за ней до драки рвутся.

Мороз. А там?

Весна. А там полюбится один.

Мороз. Вот то-то мне и не любо.

Весна. Отдай мою Снегурочку?

Мороз. Не дам. Для девушки присмотр всего нужнее и строгий глаз, да не один, а десять. Так лучше отдать ее в слободку, Бобылю бездетному, звместо дочки.

Весна. Согласна, пусть живет в семье бобыльской. Лишь только бы на воле.

Мороз. Дочь не знает любви совсем, в ее холодном сердце ни искры нет губительного чувства. И знать любви не будет, если ты..

Весна. Довольно. Снегурочка?

Мороз. Снегурочка? Дитя мое?

Слайд №7 ( звучит Ария Снегурочки)

Как называется музыкальный отрывок?

О чем поет Снегурочка в своей арии?

Какими музыкальными средствами пользуется композитор, чтобы нарисовать нам образ Снегурочки?

Вернемся к сказке. Вы помните о том, что Снегурочка пришла к людям, не зная что такое любовь, не ведая любви. Но в нее влюблены и Мизгирь, и Лель. И она, понимая, что не похожа этим на людей, обращается к матери с просьбой открыть ей это чувство. А царь берендеев дает такой наказ молодцам. «Кому до рассвета удастся увлечь Снегурочку любовью, тот из рук царя возьмет ее и лучшим гостем будет на празднике Ярилы – бога Солнца. В эту ночь люди должны были водить хороводы, есть, пить, плясать, веселиться, петь песни.

Как вы думаете, кто из героев мог бы лучше всех спеть песню, развеселить народ, раскрыть свою душу?

Какими музыкальными средствами композитор нарисовал Леля?

Слайд №8( звучит песня Леля)

Совпало ли наше предположение с истинным звучанием песни?

А теперь послушаем музыкальную характеристику Леля.

Как вы думаете, почему для Леля Римский-Корсаков написал песню, а для Снегурочки – арию и объясните свой ответ.

Верно, так как Лель – пастух, из народа, то и жанр для его изображения используется простой, народный – песня, а Снегурочка – сложный, сказочный персонаж, она отличается от деревенских девушек, поэтому и для ее характеристики используется более сложный жанр – ария.

В песне пастушка Леля Снегурочка слышит призыв к веселой, счастливой жизни и идет навстречу этой жизни.

Пропел свою последнюю песню пригожий Лель и весь народ, и наши герои: Снегурочка, Мизгирь, царь Берендей, все с ожиданием смотрят на восток и при первых лучах солнца запевают…

Слайд №9 ( учащиеся исполняют песню «А мы просо сеяли»)

(Учащиеся показывают следующий фрагмент сказки).

Мизгирь. Великий царь, твое желанье было законом мне, и я его исполнил. С Снегурочкой на брак благослови. Прости вину мою и гнев на милость перемени.

Народ. О диво! Полюбила Снегурочка!

Царь. Охотой ли девица, Снегурочка, вручаешь ты жениху судьбу свою? С твоей рукою вместе даешь ли ты любовь ему?

Снегурочка. О царь! Спроси меня, сто раз отвечу, что я люблю его..

Слайд №10 ( звучит сцена таяния Снегурочки)

Поразительной красоты музыку написал Римский-Корсаков, рисуя картину таяния. В чем эта красота? Какой образ вызывает в вашем представлении эта музыка?

Так в чем же сила музыки, которую вот уже 100 лет слушают миллионы людей и восхищаются ее?

Среди всех русских композиторов никто не мог так изумительно передать красоту природы в музыке, как Римский-Корсаков.

А знакомы ли вам эти иллюстрации?

(слайд №11)

Кому они принадлежат?

А что общего между великим живописцем В.Васнецовым и Н.Римским-Корсаковым?

Да. Когда была первая премьера оперы Римского-Корсакова на сцене, именно В.Васнецов готовил эскизы и декорации.

Сказка побудила композитора написать оперу, а художника — картину, ведь это народная сокровищница , в которой они воплощали свои помыслы и мечты. (слайд №12)

( оценивание учащихся на уроке)

Свежие документы:  Конспект урока музыки "Музыка и культура Белоруссии" 3 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: