Конспект урока по Музыке «Церковная музыка Средневековой Европы, Византии и Древней Руси»


6


Тема урока:

Церковная музыка Средневековой Европы, Византии и Древней Руси.


Урок разработан учителем музыки

МОУ СОШ № 66 г.Краснодара

Н.В. Тананко


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.


Цель урока: знакомство с особенностями церковной музыки Средневековой Европы, Византии и Древней Руси, сравнительный анализ двух религиозных музыкальных культур.


Задачи:

Обучающая: изучение видов и жанров церковной музыки (григорианский хорал, кондак, тропарь, знаменный распев), с новыми музыкальными терминами (осмогласие).

Развивающая: развитие навыков сравнительного анализа, логического мышления, слуховых и зрительных представлений учащихся.

Воспитательная: воспитание духовности на примерах жития святых (создания ими традиций церковного пения), на основе религиозных текстов.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.


Форма урока: устный журнал

План урока:

  1. Музыкальный эпиграф (завязка урока)

  2. Страница 1. Песнопения первых веков христианства

  3. Страница 2. Церковная музыка Средневековой Европы

  4. Страница 3. Церковная музыка Византии

  5. Страница 4. Церковная музыка Древней Руси.

  6. Итог урока.


Ход урока:

Слайд 1.

— музыкальным эпиграфом нашего урока станут два церковных песнопения. Послушайте их внимательно.


Дети слушают григорианский хорал (№1, время звучания 1:10) и знаменный распев (№2, время звучания 0:52)


Учитель задает вопросы:

— Есть ли различия в этих песнопениях? Какие? (поется на разном языке)

— Что общего в этих двух песнопениях? (они оба одноголосные, церковные, исполняются мужским хором)

— Правильно, ребята. Первое песнопение относится к церковной музыке Западной Европы, второе – к русской церковной музыке.

— Сегодня на уроке мы узнаем о церковной музыке Средневековой Европы, Византии и Древней Руси. Наш урок мы построим в форме музыкального журнала, в котором на каждой странице будет раскрыт один из разделов нашей темы. А помогут мне ребята, которые подготовили свои сообщения.

Итак, страничка 1. С ней вас познакомлю я. Эта страничка посвящена песнопениям первых веков христианства. Как вы думаете. Почему в христианской церкви возникла традиция церковного пения? (ответы детей)

— Откуда же происходит традиция церковного песнопения?

Страница 1. ПЕСНОПЕНИЯ ПЕРВЫХ ВЕКОВ ХРИСТИАНСТВА


Первое христианское песнопение согласно евангельскому повествованию, было принесено на землю ангелами в рождественскую ночь.

Слайд. 2

Святой Иоанн Златоуст говорит: — «Вверху Бога прославляет ангельское воинство, внизу – люди, осуществляющие службу в церквях, которые, подражая тем, воспроизводят то же самое славословие. Вверху Серафимы издают трехсвятительный гимн, а внизу множество людей возносит тот же самый гимн. Возникает общее празднество для небесных и земных жителей: одно причастие, одна радость, одна приятная служба. Это осуществлялось благодаря непостижимому сошествию Владыки на землю, и это запечатлел Святой Дух: гармония звуков сложилась по Отцовскому благоволению. Она имеет слаженность мелосов свыше и благодаря Троице. Другими словами, земная музыка – лишь подражание небесной, а ее гармония – результат благоволения Творца и Троицы, а попала музыка на землю только в результате сошествия Христа».

Слайд 3.

Церковное пение появилось во времена самого раннего христианства. Еще Плиний Младший писал на имя императора Траяна, что христиане собираются в ночь на воскресение и поют песни «Христу как Богу». В первые века христианства пение было одной из важнейших форм церковной молитвы. Первые песнопения овеяны духом импровизации. Это была вдохновенная богослужебная поэзия гимнов и псалмов, песни хвалы и благодарений. Поэзия рождалась одновременно с музыкой и представляла собой молитвенное чтение нараспев, которое исполнялось одноголосно, в медленном темпе, спокойно, тягуче, отличалось однообразием ритма и интонаций. Содержание этих «древних распевов» составляет приветствие и хвала Господу. Они звучат аскетично, мелодия неспешно перешагивает с одного звука на другой, не допуская резких скачков и шероховатостей.

Слайд 4.

Все древние христианские распевы берут начало в древнееврейском храмовом пении. По Библейскому преданию, древнееврейский царь Давид «расслышал пение с небес» и передал небесные славословия людям. Псалмы царя Давида вошли в христианскую церковную службу.

Слайд 5.

На смену Древнему миру пришла эпоха Средневековья, которая продолжалась более тысячи лет. Теперь христианство стало основой духовной жизни европейцев, все виды искусства были подчинено задачам христианского богослужения. Музыке отводилась самая трудная роль — она должна была помочь молящемуся отрешиться от повседневных забот, забыть о личных чувствах, проблемах и целиком сосредоточиться на молитве. Этой цели служили песнопения, которые в целом сохранили свои особенности со времен раннего христианства. Они были одноголосными и обходились без инструментального сопровождения.


— Как вы думаете, почему церковные песнопения были одноголосными? (ответы детей) Одноголосие являлось символом Единого Бога и единой Церкви.


— А почему в церковных песнопениях долгое время не использовались инструменты? (ответы детей) Инструменты оказывали сильное воздействие на эмоции и чувства человека, что мешало сосредоточиться на молитве.


В 395 году Римская империя была разделена на Западную и Восточную (Византийскую), в результате чего христианская церковная музыка стала развиваться по этим двум направлениям, приобретая свои особенности и характерные черты.

Что же было характерно для церковной музыки Средневекового Запада?




Страница 2. ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ


Слайд 6.

Формирование традиций западноевропейской церковной музыки связано с деятельностью богослова и проповедника святого Амвросия Медиоланского (около 340 – 397). Он одним из первых стал сочинять гимны для богослужений. Амвросий Медиоланский ввел важное нововведение в церковную музыку – разделил хор на два состава, находящие по разные стороны алтаря. Хоры поочередно пели музыкальные фрагменты между молитвенными текстами. Эти фрагменты назывались антифонами (от греч. «антифонос» — «звучащий в ответ»), а принцип пения, основанный на чередовании двух хоров стал называться антифонным пением. Музыка для антифонов создавалась на основе уже существовавших древних распевов. Постепенно за важнейшими молитвенными текстами закреплялись определенные антифоны. Число антифонов росло и певчим становилось трудно удерживать их в памяти. Со временем возникла необходимость привести в порядок накопившийся музыкальный материал.

Слайд 7.

В начале VII в. Папа Римский Григорий I (590 – 604) систематизировал все существующие песнопения церковной службы и собрал их в единый сборник, который получил название «Григорианский антифонарий». Эти песнопения стали обязательными для исполнения по всей Европе. Их называли «григорианскими хоралами», передавались они устно, переходя от учителя к ученику. Григорианское хоральное пение стало главным стилем церковного пения в средневековой Европе.

Слайд 8.

Характерные черты григорианского пения:

  1. Строгое одноголосие (голоса певчих должны сливаться так, будто поет один человек).

  2. Протяженные музыкальные фразы, лишенные резких скачков,

  3. Ровный ритм

Эти музыкальные средства создают ощущение глубокой умиротворенности, создают мерное, сосредоточенное движение, передают внутреннюю молитвенную работу души. Они направлены на решение главной задачи – передать особое состояние человека, мысли которого сосредоточены на Боге, а чувства приведены в идеальное равновесие, приносящее душе просветление и покой.

Слайд 9.

Учащиеся слушают Григорианский хорал Laudamus (№3, время звучания 1:28)


Григорианские песнопения основывались на 8 диатонических ладах – гласах (звукоряд без повышения и понижения звуков). Эта система называлась Осмогласие. Она была создана в Византии на основе античной музыки и использовалась для церковных песнопений как на Востоке, так и на Западе. В григорианском пении общее число ладов (8) имело глубокий религиозный смысл и рассматривалось как 2х4, где «2» – две сущности Христа, а «4» – четыре стороны креста. Таким образом, осмогласие символизировало распятого Христа.

В григорианском хорале текст с музыкой соединялся двумя способами:

Псалмодирование (использовался при чтении псалмов) – на один музыкальный звук – один слог текста

Юбиляция (лат. – «ликование») – один слог распевался на несколько звуков.

В григорианских хоралах сочетались оба приема.

Григорианские песнопения исполнялись на латинском языке. Для их записи была разработана специальная система.

Слайд 10.

Первоначально они записывались невмами (от греч. «пнеума» — «дыхание») — условными знаками, передававшими общее направление развития мелодии. Невменная запись напоминала конспект, в котором указано лишь главное, а детали исполнитель должен знать сам. Одна над другой проводились две черты (обычно разного цвета), обозначавшие высоту основных звуков, а невмы записывались вокруг или прямо на этих линейках.

Слайд 11, 12.

В начале XI в. музыкант и теоретик Гвидо из города Apeццo (около 992 — около 1050) произвёл переворот в системе записи, введя ещё две линии. Невмы стали

располагать на четырёх линиях и между ними, что гораздо точнее и подробнее обозначало высоту звуков. Четырёх линейная система стала прообразом современной нотной записи, основанной на пяти линиях.

Слайд 13.

Примерно в то же время появились и названия для основных звуков — Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Это были начальные слоги первых шести слов латинского гимна, написанного монахом Павлом Диаконом в честь апостола Иоанна, который считался покровителем церковного пения. Позднее слог Ut заменили на Dо, и появилось название еще одного звука – Si – Святой Иоанн.

Дети слушают григорианский хорал Salutare (№4, время звучания 1:12)


Итак, подведем итог. Что же характерно для григорианского хорала? (ответы детей)


Страница 3. ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА ВИЗАНТИИ


Слайд 14.

За время своего существования (IV-XV вв.) Византийская империя создала самобытную музыкальную культуру, неразрывно связанную с христианством. Ежедневные церковные богослужения были обязательны в жизни каждого византийца, и музыке отводилась в них важная роль.

До возникновения в Византии нотного письма песнопения передавались устно, затем стали записываться в певческих богослужебных книгах невмами.

Мы уже знаем, что в византийской музыке сформировалась система 8 ладов (гласов) – осмогласие. Начало этой системе положил обычай в каждый из 8 дней праздника Пасхи исполнять песнопения на особый напев (глас). Восьмидневный цикл напевов вскоре был распространён на 8 недель. На каждую неделю в церкви установлен свой определённый глас. По прошествии недели глас меняется на следующий, от 1 до 8, таким образом круг осмогласия повторяется каждые 8 недель.

В VI в. была составлена книга гимнических песнопений «Октоих», которую в VIII в. отредактировал и дополнил своими гимнами святой Иоанн Дамаскин. В таком виде «Октоих» вошёл во всеобщее употребление в Византийской империи. Труды Святого Иоанна Дамаскина способствовали тому, что осмогласие стало основным законом богослужебного пения во всей Восточной Церкви.

Основными жанрами церковной музыки в Византии были канон и тропарь.

  1. Канон (от греч. — «образец», «правило») – один из видов церковной молитвенной поэзии. Представляет собой гимн-поэму, которая сопоставляет ветхозаветные образы с соответствующими событиями Нового Завета. Канон состоит из 9 песен, 1-я строфа каждой песни называется ирмосом, остальные — тропарями. Ирмос – располагается в начале каждой песни, указывает на ветхозаветные прообразы. Тропарь – краткая песнь, прославляющая дела Бога или Его святых. Последний тропарь каждой песни посвящён прославлению Богородицы.

Дети слушают канон Пасхи (№5, время звучания 2:12)


  1. Тропарь (греч. — тон, лад, мелодия, глас, напев) — это краткая хвалебная песнь, в которой прославляется святой или раскрывается сущность праздника.

Дети слушают тропарь Богоявления (№6, время звучания 1:41)


Итак, подведем итог. Что было характерно для церковной музыки Византии? (ответы детей)


Страница 4. ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА ДРЕВНЕЙ РУСИ


Слайд 15.

На Руси церковная музыка появилась после ее крещения князем Владимиром в 988 году. Вместе с крещением страна приняла от Византии и музыкальную культуру.

Первый митрополит, приехавший в Киев со святым князем Владимиром, был Митрополит Болгарский Михаил. С ним приехали и другие епископы, священники и певцы. С царицею Анной в конце Х века из Константинополя в Киев прибыл целый клир греческих певчих, который назывался «Царицыным», в 1053 году приехали греческие певцы со своими семьями, чтобы учить русских церковному пению.

Святой князь Владимир издал указ, где велел основывать школы, которые давали музыкальное образование. И на Руси скоро появились учителя и мастера богослужебного пения.

Слайд 16.

Одной из важнейших сторон богослужения стало пение — человеческий голос считался в Древней Руси наиболее совершенным музыкальным инструментом. В основе песнопений лежало заимствованное из Византии осмогласие. Д.В.Разумовский пишет о происхождении русского осмогласия от византийского: «Православная греко-российская церковь приняла от греческой церкви восемь гласов, или восемь музыкальных лествиц, по которым и совершает все свое пение». Другой исследователь XIX века, И.И.Вознесенский, писал: «Церковное пение греко-российской церкви в построении основных своих мелодий строго следует законам византийской музыки, основанной на древнеэллинском искусстве. Один из таких законов есть закон церковного осмогласия».

Слайд 17.

Церковные песнопения записывались знаками-символами — знамёнами (крюками), которые вели свое происхождение от византийских невм. Поэтому основной вид древнерусского церковного пения получил название знаменного распева. Знаменные распевы были одноголосными, строгими и сдержанными по характеру. Главное внимание уделялось тому, чтобы текст произносился ясно – одному слогу соответствовало одно знамя (крюк).

Слайд 18.

Дети слушают знаменный распев «Господи сил» (№7, время звучания 2:58)


Итак, подведем итог – каковы характерные особенности церковной музыки Древней Руси? (ответы детей).


А теперь давайте попробуем выделить общие черты средневековой церковной музыки как западной так и восточной традиций:

  1. Осмогласие

  2. Одноголосие

  3. Размеренная мелодия без скачков

  4. Мерный ритм

  5. Отсутствие инструментов

  6. Антифонное пение



В заключении мне хочется сказать о том, что церковное пение является частью Предания. Это значит, что в нем нет места самовольным произведениям, основанным на мгновенном вдохновении. Церковная музыка была создана с великим вниманием Святыми Отцами так, чтобы она помогала душам христиан приблизиться к Богу.




Список литературы:

  1. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч.3. Музыка. Театр. Кино/ Глав. Ред В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001 г.

  2. © Портал-Credo.ru 2002-10

  3. © 2010 Музыкальный блог «Гусли».

  4. Материалы ресурса Дискография «Православное Богослужебное пение» https://oss.multimedia.ru/about_project/about_project.html

  5. Статья о церковном песнопении. Священник Иоанн Фатопулос Февраль 2006



Свежие документы:  Тестовые формы контроля на уроках музыкальной грамоты и слушания музыки на общеэстетическом отделении

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: