Конспект урока по музыке в 4 классе «Этот удивительный Китай»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №42

г.Ижевска









Конспект урока по музыке
в 4 классе

«Этот удивительный Китай…»





подготовила

учитель музыки

Широбокова Елена Петровна

























г. Ижевск

2012


Тип урока: урок первичного ознакомления с новым материалом

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с особенностями китайской музыки и культуры

Воспитательные

  • Воспитывать уважение к культуре другого народа, толерантность, любовь к музыке

  • Помочь учащимся выработать более вдумчивое отношение к искусству, более разностороннее его восприятие

Развивающие

  • Активизация эмоционального отклика на музыку,

  • Развитие творческих способностей;

  • Развивать аналитическое мышление, речь, умение слушать и слышать музыку

  • Развитие музыкального кругозора

  • Развитие вокально-хоровых навыков

Методы:

  • Метод междисциплинарных взаимодействий

  • Метод музыкального обобщения:

а)проблемно-поисковая ситуация

б)закрепления знаний на разных видах учебной деятельности

  • Метод забегания вперед и возвращения к пройденному

  • Метод эмоциональной драматургии

Оборудование:

  • наглядные пособия

  • видеомагнитофон

  • музыкальный центр,

  • плакат с текстом эпиграфа

  • доска, мел

Музыкальный материал:

  1. «Танец дракона»- китайская народная музыка

  2. «Маила»- китайская народная песня

  3. «Катюша»- муз.Блантера, сл.М. Исаковского

  4. «Большой хоровод» муз.Савельева

Структура

  • Сообщение темы, цели, задач урока;

  • Ознакомление с новым материалом;

  • Осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;

  • Подведение итогов урока;

  • Рефлексия

  • Постановка задания на дом



ХОД УРОКА:

Организационный момент:

Вход детей под китайскую народную музыку.

Ребята, обратили ли вы внимание на музыку, под которую вы зашли в класс? Как вы думаете музыка какой страны могла звучать? (ответы детей). Давайте споем музыкальное приветствие, здороваясь по-китайски- ни хао.


Ознакомление с новым материалом


Сегодня мы совершим с вами музыкальное путешествие в прекрасную страну Китай. Обратите внимание на тему нашего урока: «Этот удивительный Китай…». Я очень хочу, чтобы мы с вами окунулись в атмосферу музыки, танца, искусства этой удивительной страны и ушли с урока с новыми впечатлениями и открытиями.

О Китае можно рассказать очень много. Давайте посмотрим на карту и найдем расположение этой страны. Она находится на востоке. (Показываю на карте). Вашим домашним заданием к этому уроку было приготовить сообщение о Китае, жизни и быте ее жителей.

(Сообщения детей)

Китай — родина одной из четырех великих цивилизаций древнего мира, она насчитывает историю длиной в 5000 лет. Можно сказать, что любой китаец, даже тот, который не живет на родине, остается верным традициям китайской культуры — так велико ее влияние.

Рассказ учителя о китайском национальном костюме:


В китайской одежде наиболее предпочтительными являются темные тона, украшенные яркой вышивкой. Длина и цвет китайской одежды подчиняется определенным правилам. Разные цвета китайцы ассоциируют с различными временами года: зеленый- с весной, красный- с летом, белый- с осенью, черный- с зимой.

Китай занимает третье место в мире по территории после России и Канады (площадь Китая 9,6 млн. кв.км.).

:Китай занимает первое место в мире по численности населения. Общая численность составляет больше, чем 1 миллиард человек.

Столица Китая — Пекин. Его история насчитывает более 3000 лет. В переводе с китайского языка слово «Пекин» означает «Северная столица».

Китай — страна многочисленных исторических памятников.. Символом Китая несомненно является Великая китайская стена, протянувшаяся на 4000 км вдоль Северного Китая, уникальный памятник крепостной архитектуры (показываю изображение китайской стены).


Китай — родина четырех великих изобретений: бумаги, книгопечатания, компаса и пороха. Всемирную известность завоевали китайские фарфор и шелк. Китайцы пользуются иероглифической письменностью (показываю изображение китайских иероглифов)

У китайцев сильно развита медицина, недуги и болезни лечатся с помощью лекарственных трав, иглоукалывания и прижигания.


Особое место в культуре Китая занимают мифические и сказочные существа — дракон и феникс. Китайцы верят в приметы и предзнаменования — “добрые” и “плохие”, стараются окружить себя вещами и предметами, символизирующими удачу и благополучие.


Да, ведущее место в искусстве Китая занимает образ дракона. Китайцы почитают это существо, о котором вам рассказывали на уроке ИЗО. Сегодня на уроке я организовала выставку ваших работ, которые вы выполнили на уроке изобразительного искусства. Каждый из вас по-своему представил этот образ.

Очень интересна китайская живопись. У нее своя многовековая история. К произведениям живописи в Китае относились с особым почтением и уважением. С давних времен в стране сложился своеобразный внешний облик картины. Шелк или бумага с изображением не вставлялись в раму из дерева или золоченого гипса. Живопись наклеивалась на плотную бумагу, обрамлением ей служили довольно широкие полосы шелка. Картина хранилась обычно в специальном футляре, свернутая подобно рулону бумаги. Отсюда и ее название — свиток. Обратите внимание на репродукции этих картин (показ репродукций). Что на них изображено? (ответы детей: природа, цветы, птицы). Группируя на свитке различные изображения, художники составляли благопожелания. Так, бамбук был символом истинно благородного человека, который, сгибаясь от жизненных невзгод, всегда находит в себе силы подняться и который мудрость жизни впитывает так же, как бамбук влагу. Цветок пиона олицетворял пышность и богатство, старые камни символизировали долголетие. Чаще всего это было пожелание “трех много” — много сыновей, много богатства и долгие годы жизни. Часто художники обращались к музыкальной теме, изображая людей, играющих на музыкальных инструментах (показ рисунка). Какие же музыкальные инструменты есть в Китае? Их очень много. О них мы узнаем, посмотрев видеоматериал музыкальной передачи (просмотр видеоматериала)

СонаСяо Шен

Названия каких инструментов вы запомнили? (дети перечисляют названия китайских музыкальных инструментов: (шэн, гонг, чайн, тиба, эрху)

К каким группам они относятся? (ударный-гонг, духовой-шзн, тиба и эрху- струнные)

Музыкальные инструменты сопровождали пение народных песен. Китайская музыка отличается от русской и европейской тем, что в ней всего 5 тонов, а в европейской-7. (Наигрываю мелодию). Называется такой музыкальный строй- пентатоника. Для того, чтобы почувствовать особенную красоту китайской музыки и настроиться на пение, споем следующее упражнение. ( Распевание детей на слова: «О Китае я пою песню радостно свою»)

Осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения

Хорошо, ребята. Сейчас мы познакомимся с новой песней. А споют ее нам ансамбль девочек вашего класса. Послушайте и скажите, о чем поется в песне? Какая она по характеру? (исполнение ансамблем песни «Маила»)

Д: — Эта песня поется от лица девушки, которую зовут Маила. Она хорошо поет и играет на музыкальном инструменте. Ее любят слушать люди. Песня исполняется в радостном, веселом характере.

Сейчас мы разучим мелодию припева этой песни. Давайте проговорим и выучим слова этой песни, отстукивая ее пульс. Приготовили ладошки (проговаривание слов). Послушайте мелодию припева песни (наигрываю мелодию). Какое здесь движение мелодии- поступательное или скачкообразное? ( Поступательное). А теперь споем со словами. Сейчас я спою с девочками куплет, а вы все вместе припев (исполнение). Ребята, мы продолжим работу и разучивание этой песни на следующем уроке.

В Китае очень любят слушать и петь русские песни. Какую вы знаете песню, в названии которой тоже имя девушки, только русское? (Катюша) Эта песня стала известной во многих странах мира и к мелодии песни иногда сочиняют новые слова. Например, во время войны «Катюша» стала гимном итальянских партизан. Они пели в этой песне о том, как итальянские партизаны борются с фашистами и побеждают их. Также любят и ценят «Катюшу» и в Китае. Давайте пошлем музыкальный привет стране поднебесья (именно так называют свою страну китайцы), исполнив эту песню (выразительное исполнение песни).

В чем сходство и отличие этих песен? (сходство — поется о девушках, поющих песни, отличие — разная мелодия, стиль)

В Китае, ребята жители говорят и общаются не только на своем родном языке, но и выражают свои мысли и чувства языком жестов и движений. И ни один праздник в этой стране, не обходится без танца. Давайте и мы с вами побываем на празднике жизни, увидим всю красоту движений танца китайского народа (просмотр видеоматериала)

Каким был этот танец?

Д:- Очень красивым, с плавными и мягкими движениями, его исполняли девушки с веерами.

Давайте и мы с вами попытаемся исполнить китайский танец, но не с веерами, а с бабочками

( детям раздаются заранее заготовленные бабочки, выполненные из цветной бумаги)

Исполнение танца.

ИТОГ УРОКА

Ребята, обратите еще раз свое внимание на название темы нашего урока. Я не поставила в конце предложения точку, а поставила многоточие. Почему?

Д.: Потому что о Китае можно еще многое рассказать.

Помогла ли музыка нам сегодня совершить путешествие? ( Да)

– Ребята, мы познакомились сегодня с особенностями китайской музыки, искусства. В ней есть черты, которые отличают китайскую музыку от любой другой. Давайте выделим эти черты. (Танцевальность, ритмичность, особенность музыкального строя, мелодичность музыки).

Как называется музыкальный строй в китайской музыке?

Припев какой песни мы разучили?

Рефлексия

Что больше всего запомнилось и понравилось на уроке? (ответы детей)

– Оцените свою работу.

Чтобы этот урок вам запомнился и остался в вашей памяти, я сегодня хочу сделать вам подарок и подарить буклет о Китае. В нем то, что мы сегодня прошли, а также, что я не успела рассказать. Вашим домашним заданием будет рассказать об этом уроке родителям, родственникам, друзьям. Большая просьба к вам вложить этот буклет в вашу тетрадь.

Заключительное слово: Я надеюсь, что далекий Китай приблизился к нам. Наши сердца соединились, а границы исчезли, ведь музыка – это искусство человеческого общения! (надпись в виде плаката)

Какую песню вы знаете о дружбе людей всей земли, где музыка язык — понятный всем?

Д.:Песня «Большой хоровод»

Давайте исполним эту песню, завершив наш урок. (Исполнение песни )

Урок окончен. До новых встреч с музыкой!

Список литературы:

1. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. Ч. 1. М., 1965.

2. Гуревич А.Я. Среднвековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

3. Драч Г.В. Послеосевые культуры Древнего Востока // Мировая культура и искусство: Учебное пособие для преподавателей истории и мировой культуры / Под общ. ред. А.В. Незнамова. Воронеж: «Воронежское Черноземное издательство», 2001.

4. Древние цивилизации / Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.

5. История Древнего мира II. Расцвет древних обществ. М., 1989.

6. Китай. История, экономика, культура. Сборник статей / Под ред. В. М. Алексеева и др. М.: Юристъ, 2001.

7. Музыка // Генеральное Консульство Китайской Народной Республики в г.Хабаровске // https://www.chinaconsulate.khb.ru

8. Образцов С. Театр китайского народа. М.: «Искусство», 1957.

9. Редер Д.Г., Черкасова Е.А. История Древнего мира. Ч. 1. М., 1985.

10. Тураев Б.А. История Древнего Востока. Т. 1. М., 1936.

11. Фань Вень-лань. Древняя история Китая от первобытнообщинного строя до образования централизованного феодального государства. М., 1958. Шаповалов В.В. Философия рациональности. М.: Дрофа, 1998.

12. Яснин К.Е. Национальные музыкальные системы как основа развития мирового музыкального искусства // Методика преподавания музыки в средней школе: Пособие для учителя музыки. Уфа: Башкортостан, 1990.

Свежие документы:  План- конспект урока по алгебре в 7 классе по теме «Решение систем линейных уравнений способом сложения»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: