Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ребрихинская средняя общеобразовательная школа» Конспект урока по музыке в 4 классе подготовила учитель музыки Якимец Марина Алексеевна С. Ребриха 2013
«Музыкальное путешествие в Италию»
Урок музыки 4 класс
по программе «Музыка» В. В. Алеева, Т.Н. Кичак
Раздел: «Музыкальное путешествие»
Цель урока: формирование первых детских представлений о музыкальной культуре Италии, обеспечить закрепление понятий – баркарола, бельканто.
Задачи:
Личностные:
— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
— развитие духовно-нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям народа Италии.
— формирование целостного взгляда на мир, отношение к красоте;
— развитие вокально-хоровых навыков в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
— продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
— развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Метапредметные:
— освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;
— размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
— проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
— участие в совместной деятельности на основе сотрудничества;
— овладение логическими действиями сравнения, обобщения.
Предметные:
— знание жанров музыки (баркарола);
— развитие художественного вкуса и интереса к музыке Италии;
— умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.
— умение оценивать произведения разных видов искусства.
Тип урока: первичное усвоение новых знаний.
Дидактическое обеспечение урока: слайдшоу, репродукции картин.
Техническое обеспечение урока: синтезатор, ПК (ноутбук), мультимедийный проектор.
Методы: Словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный.
Виды деятельности учащихся:
— Слушание музыки
— Пение
— Пластическое интонирование
Музыкальный материал:
— Итальянская народная песня «Санта Лючия»
— М.И.Глинка «Венецианская ночь»
— Н. Паганини «Каприс» № 24
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности (вход под музыку и.н.п. «Санта Лючия» в исполнении оркестра) (фрагмент 001)
Музыкальное приветствие:
— Здравствуйте, ребята! (учитель)
-Здравствуй-те! (ученики)
— Как ваше настроение? (учитель)
-Очень хорошо! (ученики)
-Пора нам заниматься! (учитель)
-Да-да-да! (ученики)
-Мы будем все стараться! (учитель)
-Так же, как всегда! (ученики)
2. Актуализация знаний
Ребята, какой характер у музыки, которая вас встретила при входе в класс?
(нежная, ласковая, чистая, спокойная)
Это оркестровое исполнение итальянской народной песни «Санта Лючия» Вам понравилась песня? (Да)
А настроение у вас изменилось? (Да)
Почему? (Под эту музыку хорошо мечтать)
3. Постановка цели и задач урока. Первичное усвоение новых знаний.
Учитель: Тема нашего урока называется «Музыкальное путешествие в Италию».
Слайд-шоу №1 «Итальянский пейзаж» П.А. Шовен , виды Италии.
Цель нашего урока – музыкальное путешествие в прекрасную страну – Италию. Это страна южных морей и гор, долин, садов и виноградников. Древняя Италия по праву считается хранительницей величайших исторических и художественных ценностей. Почти в каждом городе этой страны мы можем увидеть великолепные дворцы и храмы, фонтаны и парки, музеи и памятники. Подробнее мы познакомимся с Колизеем и Пизанской башней.
Слайд-шоу № 2 «Колизей»
Колизей — памятник нелегкой судьбы. Он, возможно, и вовсе не был бы выстроен, если бы не тщеславие императора Веспасиана, преемника Нерона. Желая затмить славу прежнего правителя, Веспасиан распорядился в 70-х годах нашей эры о постройке огромного амфитеатра, который должен был поражать красотой и размерами. Подобно другим римским амфитеатрам, Колизей в Риме представляет собою эллипс, середина которого занята ареной. В римском Колизее было 76 входов для публики и еще несколько — для императора, знати и гладиаторов. Притом спроектировано все было таким образом, чтобы зрители могли разойтись за пять минут. Мало того: технологии тех лет позволяли заливать арену водой, при этом глубина достигала нескольких метров. Вода доставлялась по системе водопроводных каналов, которые были проложены под ареной. И вот на этом импровизированном озере, помимо гладиаторских и прочих сухопутных боев, устраивались еще и водные сражения с участием галер. А в наши дни урон Колизею, помимо выхлопных газов, вибрации от интенсивного городского движения и неиссякаемого потока туристов, наносит погода в Риме: ветра и морозы оказались последней каплей. Сейчас в античном амфитеатре насчитывается около трех тысяч трещин, и от него постоянно отваливаются фрагменты.
Слайд-шоу №3 «Пизанская башня»
Пизанская башня — это всемирно известное здание, рассматриваемое как некое самостоятельное сооружение, стоящее где-то на отшибе и живущее своей самостоятельной жизнью. На самом деле это не так. Пизанская башня — часть ансамбля городского собора Санта-Мария Маджоре в Пизе. Башня является колокольней собора и примыкает к его северо-восточному углу. Знаменитый соборный ансамбль в Пизе — шедевр средневековой итальянской архитектуры. Создание комплекса началось в 1063 году, когда на окраине города, на зеленом лугу, было заложено здание ансамбля городского собора. По замыслу первых архитекторов первый этаж её должен был быть высоким, затем 10 этажей с балконами, 12-й этаж — звонница, а венчать должна была крыша. Общая высота башни предполагалась 98 метров. Однако, во время строительства обнаружилось, что башня имеет наклон. Существуют разные предположения, объясняющие причины наклона злополучной башни. Сегодня высота башни составляет 56 метров, диаметр — 15 метров. На вершину башни ведет лестница в 294 ступени, поднявшись по которым на самый верх можно обозреть всю округу и… подивится тому, как же башня до сих пор стоит! Всемирно нынче известный ученый Галилей использовал Пизанскую башню для своих опытов. С верхнего ее этажа он бросал различные предметы, чтобы доказать, что скорость падения не зависит от веса падающего тела.
С Италией связаны имена гениев мировой художественной культуры. Среди них Петрарка и Данте (литература), Леонардо да Винчи и Рафаэль (изобразительное искусство), Верди и Паганини, Россини и Вивальди. (музыка). А также всем известную нотную грамоту изобрёл итальянский монах Гвидо Д’Ареццо.
Николо Паганини – одна из наиболее ярких личностей музыкальной истории XVIII—XIX веков. Признанный гений мирового музыкального искусства. Годы жизни: 27 октября 1782 — 25 мая 1840
Слайд-шоу № 4 «Н. Паганини»
Уже с шести лет Паганини играл на скрипке, а в девять лет выступил с концертом в Генуе, который имел огромный успех. Мальчиком же он написал несколько произведений для скрипки, которые были так трудны, что, кроме него самого, никто не мог их исполнить. В начале 1797 г. Паганини со своим отцом предпринял первое концертное путешествие по Ломбардии. Известность его как выдающегося скрипача росла необычайно. Впрочем, необычайный талант этого скрипача возбуждал всюду завистников, которые не пренебрегали никакими средствами, чтобы каким бы то ни было путём повредить успеху Паганини. Его слава ещё более возросла после путешествия по Германии, Франции и Англии. В Германии он даже получил титул барона. В Вене ни один артист не пользовался такой популярностью, как Паганини. Последние пять месяцев Паганини не мог выходить из помещения, у него опухли ноги, и он оказался настолько истощен, что не мог взять в руку смычок, скрипка лежала рядом, и он перебирал ее струны пальцами.
Слушание «Каприс»№ 24 Н. Паганини (фрагмент 002)
Учитель: Как можно охарактеризовать эту мелодию?
Дети: Решительная, смелая, виртуозная.
Многие иностранные композиторы стремились побывать в Италии – на родине оперы, родине прекрасного пения бельканто (Белька́нто (итал. bel canto — «красивое пение») — техника виртуозного пения, которая характеризуется плавностью перехода от звука к звуку, непринуждённым звукоизвлечением, красивой и насыщенной окраской звука…). Во время итальянского путешествия М.И.Глинка сочинил несколько произведений, одно из которых назвал «Венецианская ночь».
Чудо – город Венеция расположен на воде. Вместо привычных улиц там водные каналы, по которым скользят гондолы. Гондольеры (лодочные гребцы» часто напевают песни – баркаролы (от итальянского «барка» — «лодка). В стиле баркаролы написан и нежный, мечтательный романс М.Глинки «Венецианская ночь».
Слайд-шоу №5 «Виды Венеции»
Учитель: Какой характер звучания этой прекрасной мелодии?
Дети: Мелодия баркаролы нежная, лирическая, в спокойном темпе.
Учитель: Что изображает ритм этого произведения?
Дети: Ритм напоминает лёгкое покачивание на волнах.
Учитель: Слушая музыку, мы перевоплощаемся в гондольеров и управляем воображаемыми лодками. Девочки – имитируют руками плеск волн, а мальчики – движение весла (звучит песня, дети перевоплощаются в гондольеров и управляют воображаемыми лодками).
Пластическое интонирование.
Учитель: В Италии все любят петь: и дети, и взрослые, причём люди разных профессий, начиная от булочника и заканчивая министром. Как вы думаете, почему?
Дети: В Италии очень красиво, и хотелось петь от красоты природы.
Учитель: Действительно, этому способствует необычайно красивая природа, мягкий морской климат и сам итальянский язык. Он очень певучий, мелодичный, в нём много гласных, которые хорошо вокализируются. Итальянский язык признан музыкантами международным языком музыки.
Посмотрите, знакомы ли вам эти итальянские слова?
Forte Piano
Слайд №6 «Forte, Piano»
Учитель: Что они означают?
Дети: «громко» и «тихо».
Учитель: А какие ещё вы можете назвать итальянские слова-термины?
Дети: «legato», «staccato», «dolce», «vivo»
Физминутка. Дыхательная гимнастика. Распевка «Уж как шла лиса по травке» на стаккато и легато с пластическим интонированием.
Учитель: Вначале урока мы с вами прослушали фрагмент песни «Санта Лючия», а теперь разучим первый куплет песни. Послушайте знаменитую итальянскую песню «Санта Лючия» в исполнении Робертино Лоретти (это итальянский мальчик, в своё время поразивший публику прекрасным голосом bell canto). Он пел как взрослый музыкант. Послушайте мелодичность языка, певучесть гласных, проникнитесь красотой мелодии.
Слушание фрагмента песни.
Учитель: Вы почувствовали красоту мелодии этой народной песни и певучесть итальянского языка? Как вы думаете, не зная итальянский язык, можно понять в общих чертах, о чём поётся в этой песне?
Дети: Вероятно, о природе, человек выражает свою любовь к кому-то или чему-то.
Учитель: Совершенно верно. Текст песни описывает красочное прибрежное местечко Санта Лючия на берегу Неаполитанского залива. Давайте с вами споём первый куплет песни.
Лунным сиянием
Море блистает,
Ветер попутный
Парус вздымает.
Лодка моя легка,
Весла большие…
Санта Лючия. (2 раза)
4. Закрепление полученных знаний. Рефлексия.
Ребята, вам понравилось наше музыкальное путешествие по Италии? (Да)
Картины каких художников помогли нам ощутить красоту Италии? (Шовен).
С какими жанрами итальянской музыки вы сегодня познакомились? (Баркарола).
Музыка каких композиторов звучала на уроке? (Н.Паганини, М.И.Глинка, ИНП «Санта Лючия»)
Назовите имя известного итальянского певца исполнителя песни “Санта Лючия” (Робертино Лоретти).
Назовите имя итальянского композитора и скрипача (Николо Паганини).
Какой город в Италии знаменит “водными” улицами? (Венеция).
Как называются лодки, которыми управляют гондольеры? (Гондолы).
Что особенно ярко запомнилось? (Каприс Паганини №24)
Всё ли вам удавалось легко? Кто считает, что хорошо поработал, пусть споет – «А», а кто считает, что еще не все получается – «О».
Достигли ли цели урока? (Да)
5. Итог урока.
Учитель: Я хочу поблагодарить вас за работу, вы все очень замечательно работали, пели и отвечали. Молодцы! Я думаю, вы поделитесь своими впечатлениями с вашими друзьями и родными. Урок окончен. До новых встреч!
Список используемой литературы
Учебно-методический комплект (УМК) «Алеев В.В. Музыка. 4 класс» Издательство: Дрофа, 2013 г.
Музыка. 4 класс. Рабочая тетрадь. РИТМ. ФГОС
Издательство: Дрофа, 2013 г.
М.Н. Щетинин «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» Методическое пособие «Айрис пресс» Москва – 2007г.
Словарь эстетических эмоций Ражникова.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Холст, магазин репродукций картин, выложенные в открытом доступе https://holstshop.ru/catalog/painters/shoven-per-atanaz/
Поиск Google
виды Италии, находящиеся в открытом доступе
Материалы сайта ВикипедиЯ
https://ru.wikipedia.org/wiki/Италия
Материал с сайта «youtube»
https://www.youtube.com/watch?v=0gzCX0sJias
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Музыка, изобразительное искусство
(http://school—collection.edu.ru):