Конспект урока по музыке в 5 классе «Музыкальная осень в моем городе»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средней общеобразовательной школы № 3

МО «Ахтубинский район»



Конспект урока по музыке в 5 классе

«Музыкальная осень в моём городе»







Подготовила
учитель музыки, технологии и МХК

Беликова Олеся Каримовна





г. Ахтубинск

2013

Пояснительная записка


Изобразительное искусство, как и письмо, имеет свои законы, свои приемы, свою азбуку, незнание которой и ставит нас в тупик. Не случайно у многих людей, не постигших этих законов, с возрастом пропадает всякий интерес к рисованию, а это обедняет человека.

Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием. На уроке вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.


Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

— овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна; развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству;

— формирование художественной культуры, приобщение к миру профессионального искусства, красоте природы, человека, развитие умений и навыков художественной деятельности, формирование художественно – творческой активности, интереса к внутреннему миру человека, осознание своих личных связей с искусством.

Формирования нравственно-эстетической отзывчивости происходит не только в процессе восприятия окружающей природ, но и входе практической деятельности, при восприятии произведений художников (подлинники – репродукции картин, слайды), при обсуждении творческих работ одноклассников.

Мультимедийная презентация делает урок ярким, интересным, запоминающимся и продуктивным. Данный мультимедийный материал позволяет визуализировать процесс познания, стимулирует интеллектуальную деятельность детей.

На уроке расширяются знания учащихся о музыке и изобразительном искусстве. Решаются задачи реализации национально-регионального компонента.

Свежие документы:  Тесты к урокам музыки в 8 классе «Английская рок-группа «Битлз» и «Джаз»






















Конспект урока



Тема урока: «Музыкальная осень в моём городе «.

Цели урока:

становление художественной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

развивающие:

— развивать умение находить ассоциативные связи между художественными
образами музыки и живописи;

— развивать умение размышлять о музыке и репродукциях высказывать личностное отношение к прослушиваемым музыкальным произведениям и увиденным репродукциям;

— развивать умение сопереживать характеру произведения, различать средства художественной выразительности;

— развивать умения и навыки индивидуального и коллективного музицирования;

образовательные:

особенность музыкального языка, о ее взаимосвязи с живописью и жизнью;

— продолжить знакомство с яркими уголками нашего города, с целью видения красоты в обыденном;

практические:

— овладение навыками творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;

воспитательные:

воспитывать уважение к культуре астраханского края, людям творческой профессии;

— воспитывать устойчивый интерес к музыке и изобразительному искусству.




МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ УРОКА:



  1. «Осенняя песня» П.И.Чайковский

  2. «Мелодия осени» Ф.Шопен

  3. «Осенний джаз»

  4. «Гимн Ахтубинска» сл. и муз. Ю. Грининой

  5. «Осень – «Несмеяна» сл. и муз. Ф. Тиличеевой.

  6. «Очень рада детвора» сл. А. Кудряшова , муз. О. Беликовой


ОБОРУДОВАНИЕ:


Мультимедиа проектор, экран, музыкальный центр, фортепиано, рисунки детей и учителя.




ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:


Презентация с использованием ресурсов сети Интернет, цветные карточки «Осенние листья», мятая бумага, рамка, кисть, гуашь, альбом, баночка с водой, палитра, ветошь.


ХОД УРОКА

Вход в класс.


Звучит музыка: « Гимн Ахтубинска» и слайды осеннего города.


Учитель : Добрый день, ребята, добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня у нас необычный урок. К нам на урок пришли гости.

Учитель : Осень, осень: «Что в ней хорошего?» — спрашивают обычно. Она кажется многим скучной, тоскливой, унылой. Прогулки наши становятся все короче, надоедливый дождь, рано загоняют домой. А если внимательно всмотреться в это время года, то можно прийти к выводу, что осень очень разнообразна.

Учитель :Она величава. Воздух чист и прозрачен. Виднее широкий простор. Горизонт слегка окутывается лиловой дымкой. Осень вплетает березам золото в кудри, раскидывает по полянам белесые облака туманов, гонит по перелескам серебряные нити паутины. Ветер покрывает поляны и дороги пестрым ковром сорванных листьев.
Учитель : Осенью восхищались многие художники, музыканты и каждый по своему показал её в своих произведениях. Именно об этом мы и будем говорить сегодня на уроке. 
Учитель :Ребята, а может кто-то из вас знает стихи об осени?
Чтение стихотворений
, которые подготовили дети об осени.

А.С. Пушкин

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.


Беседа:

-О чём эти стихи?

— Как Пушкин описывает состояние природы осенью?

Эти стихи о том, что наступила осень, дни становятся короче, что становится пасмурно, и птицы улетают в дальние края.
Разучивание песни « Осень — Несмеяна»

Сегодня ребята, давайте продолжим разучивание песни « Осень — Несмеяна».

(слайд со словами песни)

Прежде чем начать нам с вами петь песню. Давайте немного распоемся. Приготовились, сели ровно, спину выпрямили, плечики расправили и начнем распеваться.

Распевание

«Роза белая бело роза»

Скороговорка «Добры бобры идут в боры»

Работа над первым куплетом

Отработка чистоты интонирования

Пение по фразам. Выразительность исполнения.
Разучивание второго куплета
Работа над текстом


Учитель : Многие композиторы и художники изображали настроение осени в своих произведениях. И сегодня мы с вами познакомимся с музыкальными и изобразительными картинами осени. Осень бывает разной. И каждый художник, композитор по-своему показал осеннее настроение. 
Учитель : Петр Ильич Чайковский — великий русский композитор. Очень любил родную природу. Он мог часами гулять по полям и лесам, и любоваться всем, что видел вокруг себя. В каждом времени года он находил свою прелесть. Чайковский очень любил осень, когда подолгу моросил мелкий дождик. 
Одним из самых популярных произведений Чайковского, воспевающее красоту природы, является музыкальный цикл «Времена года». Он включает в себе столько пьес, сколько месяцев в году. И каждая пьеса имеет название.(Сентябрь, октябрь).
Давайте мы с вами прослушаем
«Октябрь» (Осенняя песнь) 

Очень внимательно прослушайте мелодию, попробуйте понять смысл этого произведения. Для этого вам потребуется ваша наблюдательность, чуткость, внимание, воображение. (Звучит произведение). Какое настроение передано этой музыке, 
«Осенняя песня» Чайковский – слушание.


Какое чувство вызывает?
О чем вы думаете, когда слушаете это произведение?
Какие появляются мысли?
Что происходит в природе?
Ответы детей: Музыка звучит тихо, медленно.
Мелодия напоминает печальную, колыбельную песню.
Она ласковая, спокойная.
Природа засыпает под легкие порывы ветра.
Солнце светит неярко, шумит дождь. 

Учитель: Перед вами картины Ахтубинского художника Клишина Александра Яковлевича. Александр Яковлевич является основателем художественного училища им. Власова П.И. в г. Ахтубинске. Живопись – его увлечение, ставшее с годами всем – и потребностью, и любимым занятием, отдыхом и работой. Любимый жанр живописца – пейзаж, натюрморт. Посмотрите, с какой любовью он изображает родной город. (на доске репродукции художника).


На уроках изобразительного искусства вы начали рисовать любимые уголки нашего замечательного города. Давайте продолжим работу в цвете, а перед этим рассмотрим репродукции известных художников.


-Рассматривание репродукций.

— Рассмотрим репродукции картин известных русских художников.



Надеюсь, вы уже определились с цветовой гаммой своей осенней палитры и какое настроение вы хотели бы передать в своих работах с помощью цвета. Мне бы хотелось, чтобы свои работы вы выполнили в технике «Пуантилизм». Работу свою мы начинаем с больших плоскостей, постепенно переходя к более мелким деталям. Небо надо изобразить таким образом, чтобы оно передавало пространство и глубину. В верхней части оно всегда темнее , а ближе к горизонту всегда светлеет. Если оно пасмурное, то добавляем немного черного цвета. Плоскость земли, если ближе к нам , то ярче и темнее, а дальше — светлее и холоднее.

Учитель: Чтобы вы настроились на работу для вас прозвучит следующая композиция.

Физкультминутка:

Раз – на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья, размяться.

2 – нагнулись до земли

И не раз, раза три.

3 – руками помахали.

Наши рученьки устали.

На 4 – руки в боки.

Дружно делаем подскоки.

5 – присели раза два.

6 – за парты нам пора.


Работы детей почти завершены.

Предлагаю оформить выставку ваших рисунков в качестве кадров из кинофильма о нашем городе, чтобы все поняли, используем «фрагменты кинопленки», приклеиваем их по бокам своего рисунка.

Каждый из вас, изображая наш город, вложил в рисунок частичку своей души, рисунки получились с передачей вашего настроения.

Учитель: А сейчас мы подведем итог урока. Вы ребята, поднимите листочек красных оттенков, если урок вам понравился, желтую, если вам понравилось больше петь и рисовать, а если урок не понравился совсем, у вас испортилось настроение, тогда зеленую. Как здорово, у нас получился осенний лес. Давайте дружно исполним песню «Очень рада детвора»

Урок наш окончен. До свидания.




Список используемой литературы.



1.Науменко Т.И. , Алеев В.В. Учебник для общеобразовательных учебных заведений М. Дрофа , 2001
2. Л. Тарасов – «Музыка в семье муз»
3. У.Ф. Пауэлл – «Живопись»
4.Музыкальный сад.musikal-sad.ru


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: