Конспект урока по музыке в 6 классе «Красота и правда музыки, рисующей картины природы»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 30

г. Костромы









Конспект урока по музыке
в 6 классе


«Красота и правда музыки, рисующей картины природы»















подготовила

учитель музыки

Ганецкая Юлия Валерьевна





г.Кострома

2013

6 КЛАСС


Тема: Красота и правда музыки, рисующей картины природы.


Тип урока: углубление и расширение знаний.



Цели деятельности учителя: подвести детей к осознанию величайшей силы музыки.

Планируемые результаты:


Предметные: научатся слушать и анализировать музыкальные произведения Н.А.Римского-Корсакова, убедятся в том, что сила музыки заключается в красоте и правде, раскроют понятия красоты и правды на примере музыки, рисующей картины природы, получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки ( звуковедение, дыхание, интонирование. артикуляция), разучат песню Е.Крылатова «Ласточка»

Метапредметные:

— познавательные: внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой. анализируют и делают выводы, строят рассуждения.

— коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения.

— регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

— личностные: оценивают результаты своей деятельности.


Музыкальный материал:


  1. Н.А.Римский — Корсаков «Ария Снегурочки» – слушание.

  2. Н.А.Римский — Корсаков «Песня Леля» – слушание, разучивание.

  3. Е. Крылатов «Ласточка»– исполнение.

Сценарий урока


«В очаровании русского пейзажа

есть истинная радость, но она

открыта не для каждого и даже

не каждому художнику видна…»

Н. Заболоцкий





I. Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы встретимся с музыкой, рисующей картины природы, рассказывающей об отношении человека к природе, о воздействии природы на человека, убедимся, что искусство (и музыка, и литература и живопись) связано с природой так же тесно, как связана с природой жизнь человека.

От общения с природой мы испытываем неповторимые чувства.


«В очаровании русского пейзажа

есть истинная радость, но она

открыта не для каждого и даже

не каждому художнику видна…»


Еще раз давайте остановимся на строчке эпиграфа «…не каждому художнику видна…». Какой же чуткой и тонкой душой должен обладать человек, чтобы эту красоту увидеть, услышать и запечатлеть.

II. Актуализация опорных знаний.

Мы много говорим на уроках о природе разных стран, о различных уголках нашей страны, но вот о Костромском крае, нашей малой Родине, как-то не доводилось. А ведь наша природа необычайно красива и заслуживает того, чтобы о ней слагали песни.

Многие из вас знают удивительно красивое место в нашей области – Щелыково. Здесь не только удивительная природа и заповедные места, но еще Щелыково знаменито тем, что там жил и работал драматург Н.А.Островский.

Давайте проведем заочную экскурсию по зимнему Щелыково.


1 экскурсовод: Щелыково окружено густыми лесами со всех сторон. Весна здесь медленно вступает в свои права. Мороз долго не хочет покидать свое царство.

2 экскурсовод: Близ Щелыково есть поляна « Ярилина гора», на которой во времена Островского бывали народные гулянья, водились хороводы, совершались обряды. До сих пор сохранилась традиция проводов Зимы и встречи Весны – Масленица, когда сжигали чучело Зимы и привечали Весну-Красну.

1экскурсовод: Много веков назад люди славили здесь великого бога солнца Ярилу. Тут же, по легенде, растаяла Снегурочка. На краю долины стоит деревянный сруб, а рядом с ним бьет незамерзающий даже в самый лютый рождественский мороз ключик. Вода в нем кажется небесно-голубой и прозрачной, как слеза. Еще в шестнадцатом веке это место называли Ключевой лог. А потом актёры Малого театра, часто приезжавшие в Щелыково, назвали родник Голубым ключом. Если приглядишься, то на дне заметишь много-много пульсирующих, словно живых, родничков. Местные жители говорят, что в глубине ключа бьется сердце Снегурочки.

Единственный раз был Островский в зимнем Щелыково, и картины природы не оставили его равнодушным. Тогда и родилась из-под его пера сказка « «Снегурочка». Только сказку-то эту давным-давно придумал народ, а Островский превратил её в романтическую поэму о любви. В ней он воплатил мечту народа о правде, щедрости родной земли, силе любви. В народных преданиях, обычаях, песнях он нашел неисчерпаемый источник красоты.

Через несколько лет после создания Островским «Снегурочки» русский композитор Н.А.Римский-Корсаков, живя со своей семьей на даче, с увлечением начинает работать над оперой «Снегурочка». Музыка рождалась словно сама собой тоже под впечатлением красот окружающей природы. Русская природа казалась композитору воплощением сказки. «Какой-нибудь толстый, корявый сук или пень, поросший мхом, казался мне Лешим или его жилищем, лес — заповедным лесом, тройное эхо – голосами лесных или других чудовищ» — вспоминал Римский – Корсаков. Композитор назвал свою оперу «Весенней сказкой» и рассказал в ней как прекрасная пора года весна неизбежно уходит, уступая дорогу лету. Дочь Мороза и Весны – холодная, нежная и хрупкая Снегурочка погибает, тает от первых же теплых лучей летнего солнца, услышав и полюбив людские песни, испытав теплое человеческое чувство любви. А пастушок Лель играет на свирели и поет песни, приветствуя солнце, радуясь приходу лета.

Сегодня мы послушаем арию Снегурочки из 1 действия оперы.

— А что такое опера?

— Что такое ария?

Ария – это не просто песня, а песенная музыка, выражающая мысли и чувства действующего лица.

— Кто пишет музыку?

— Композитор.

— Кому мы доверим такое серьезное задание? А мы поможем. Попытаемся представить себе музыку арии.

— Какой должен быть характер музыки?

— Какому голосу поручили бы исполнение?

— Какие бы выбрали инструменты?

— А что теперь скажет композитор?

« Если бы я был композитором…»

А теперь послушаем арию.

-Совпали ли ваши мысли с тем, что мы услышали?

— Частично.

-А теперь расскажите мне об арии Снегурочки, используя подходящие эпитеты. (Работа с раздаточным материалом).

В музыке арии раскрываются девичьи черты Снегурочки – наивность, радость, но она холодна. Её ария вырастает из интонаций ауканья, интонаций природы. Исполняет арию женский голос – Колоратурное сопрано, украшенное блестящими пассажами. Она поет о человеческих радостях, которые ей недоступны.

— Что манит Снегурочку к людям? ( Людские песни, песни Леля.)

— Почему же так любили люди его песни?

Давайте послушаем одну из них и ответим на вопрос.

Слушание «Песня Леля»

-Так почему же ? ( Он музыкант, понимает душу природы)

— Что изобразила музыка ? (Гром, дождь, пастушьи наигрыши)

— Какие инструменты услышали? ( Литавры, кларнет, скрипки.)

— Напоминает ли она народные песни? Чем?( Распевная, широкая, песенная, припев на слог.)

Разучим сегодня первый куплет песни.

— Послушайте и скажите похожи ли две первые фразы? ( Похожи.)

-Споем вместе со мной.

— Что меняется в музыке дальше? ( Слышится игривая, танцевальная музыка.)

— Я играю и пою мелодию, а каждый мысленно , про себя пропевает её.

— Теперь вместе со мной.

— Следующие фразы пою я, а вы будете мое эхо.

-Соединим, что у нас получилось. Старайтесь пропевать гласные, ведь мелодия строится на них, отталкиваясь от согласных. Первые две фразы широко, раздольно, распевно, как русские народные песни, а следующие фразы весело легко, игриво. Найдем верную интонацию. ( Исполнение.)

— Исполним с аккомпонементом. Выберем слушателя, который нам скажет, получилось ли у нас исполнение и какие были ошибки. ( Исполнение и оценка исполнения.)

Сто лет слушают миллионы людей – детей и взрослых – эту оперу и восхищаются ею.

— Так в чем же красота и правда этой оперы?

-В чем красота? ( Удивительно красивое описание природы)

— В чем правда? ( В торжестве законов природы. Жизнь остановить нельзя: за зимой идет весна, за весной идет лето. Снегурочка не может войти вместе с людьми в жаркую пору лета. Но мы не меньше любим весну и не забываем о ней. Правда заключается в торжестве законов природы, законов жизни, в прославлении народного искусства.

Недалеко от городских кварталов Костромы расположилось Берендеево царство. Всего несколько минут и ты из 21 века попадаешь в сказку, которая остается с нами навсегда.

Мы знаем очень много песен о природе и сегодняшний урок закончим песней « Ласточка», композитора Евгения Крылатова, которая мне очень нравиться и я думаю вам тоже.

— Как вы думаете, какую песню исполнить сложнее: песню «Ласточка» или «Песню Леля» ? ( Обе исполнять сложно так как в них чувства людей )

— Какие слова говорят о нетерпении?(Летит домой, на Родину и тяжело ей лететь, на её пути горы и моря.

— Есть ли здесь одинаковые фразы ? ( Нет )В этом и заключается красота мелодии. Исполним песню с большой любовью. Передадим исполнением чувства любви к родной природе, чувство нетерпения.

III.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

— В чем же красота и правда музыки Н.А.Римского — Корсакова?

Вымышленное царство берендеев – это воплощение народной мечты о справедливости, свободной, радостной и прекрасной жизни. Добро и красота, верность естественным законам природы – вот основа жизни берендеев. И правда «Снегурочки» заключается в торжестве законов жизни, в прославлении могучей природы – источника жизни люби, в прославлении народного искусства.

Чему сегодня нас учила музыка?

Любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств. Но нужно не только любоваться, но и беречь, беречь природу и добрые человеческие чувства.













































Список использованной литературы


1.Музыка и литература: Программа. 4 — 7 класс. М.: Просвещение, 1988, стр.12 — 13.

2.Музыка и литература: Музыка в 4 – 7 классах: Методическое пособие для учителя. М.: Просвещение,1986

3.Учебное пособие. – М.: .Академ А, 1998.
Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. Издание 2-е дополнительное и переработанное – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 144 с.
4. Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. Учебное пособие, — М.: Центр педагогического образования, 2007. – 96 с.
5. Платонова Т.И. Применение электронной презентации на школьном уроке.- Тверь. Тверской государственный университет, 2007.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Н.А.Римский — Корсаков «Ария Снегурочки» фонохрестоматия

  2. Н.А.Римский — Корсаков «Песня Леля» , фонохрестоматия


Свежие документы:  Конспект урока биологии для 10 класса "Решение генетических задач"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: