Конспект урока по музыке в 7 классе «Балет «Кармен-сюита»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №78

городского округа город Воронеж











Конспект урока по музыке

в 7 классе

«Балет «Кармен-сюита»







подготовила

учитель музыки

Пчелинцева Лариса Петровна









г. Воронеж
2013



Тема урока: «Балет «Кармен-сюита» (учебник, страницы 54 – 61).


Тип урока: урок расширения знаний.


Цель урока: раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; в результате сопоставления фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете; выяснить вопрос о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы.


Задачи урока:

1. воспитание духовно-нравственной личности; воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

2.расширить представления учащихся о балетном искусстве; развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

3.уметь сравнивать музыкальные фрагменты из оперы и балета по принципу сходства и различия, анализировать их


Методы и приемы: словесный, наглядный, зрительно-слуховой, анализ, сравнительный анализ, индукции и дедукции, ретроспективы и перспективы; метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; метод эмоциональной драматургии: метод художественного контекста.


Музыкальный материал:

опера «Кармен» Ж.Бизе (вступление);

— «Кармен-сюита», балет Р.Щедрина (вступление).


Видеоматериал: балет «Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. Щедрина (видеофрагменты).


Дидактический материал: УМК «Музыка. 7 класс». Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.


ИКТ: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация.



Ход урока

I. Организационный момент.


II. Проверка домашнего задания.


III. Введение в тему урока.


1.Эпиграф к уроку (слайд 2):

«Слушая эту музыку, я увидел свою Кармен, существенно отличающуюся от Кармен в других спектаклях. Для меня она не только незаурядная женщина, гордая и бескомпромиссная, и не только символ любви. Она — гимн любви, любви чистой, честной, жгучей, требовательной, любви колоссального полета чувств, на которые не способен ни один из встретившихся ей мужчин».

Хореограф-постановщик Валентин Елизарьев


2.Сообщение темы урок (слайд 3).


3.Учащиеся самостоятельно определяют для себя задачи урока.


IV. Работа по теме урока.


1.Самостоятельная работа с учебником (страницы 54-55) (слайды 4 – 5). Найти ответы на вопросы:

— Композитор, автор балета «Кармен-сюита». (Родион Щедрин)

— Либреттист и балетмейстер балета. (Альберто Алонсо)

— Первая исполнительница партии Кармен. (Майя Плисецкая)

— Театр, в котором состоялась премьера балета. (Большой театр. Москва)

Свежие документы:  Методическая работа на тему: "Монотипия в композиции"

— Количество частей в спектакле. (Один акт)

— На чем построена драматургия балета? (На развитии музыкальных характеристик трех основных образов: Кармен, Хозе, Тореро (Эскамильо))

— Где разворачивается сценическое действие балета? (На арене)

— Необычный персонаж балета. Что он собой символизирует? (Бык, символизирующий рок, судьбу, смерть)

— Необычность инструментовки в балете. (Щедрин использует только струнные и ударные инструменты)


2.Восприятие музыки вступления к балету и музыки увертюры к опере «Кармен».

Сравнительный анализ (слайд 6):

— Какая новая тема (по сравнению с оперой) появляется во вступлении к балету? (тема Хабанеры)


3.Образ Кармен в балете и опере. Сравнительный анализ (слайд 7).

1).Видеофрагмента «Выход Кармен и Хабанера» из балета – центральная характеристика Кармен.

2).Видеофрагмента «Выход Кармен и Хабанера» из оперы «Кармен» Ж.Бизе.

3).Сравнительный анализ. Вопросы:

— В каком из произведений ярче ощущается свободолюбие, энергия, непосредственное чувственное начало, а в каком эта тема приобретает философски возвышенный смысл? (В опере свободолюбие и энергия, а в балете философски возвышенный смысл.)


4. Работа с учебником. Восприятие изображения Кармен на иллюстрациях (страницы 56-61) (слайд 8).

— Охарактеризуйте Кармен. (Страстная, своенравная, свободолюбивая.)


5. Образ Тореадора (слайд 9).

1).Просмотр видеофрагмента из оперы.

2).Просмотр видеофрагмента из балета. Работа с текстом учебника (страница 60).

3).Вопрос:

— Каким Щедрин рисует портрет Тореро в балете? (Самовлюбленный, эгоистичный, холодный.)

— В опере или в балете ярче проявились эти черты его характера? (В балете.)

— Почему Щедрин при повторном проведении темы оставляет лишь ее аккордовое сопровождение? (Чтобы показать его бездушие, механичность, холодность.)

4).Чтение учителем эпиграфа (продолжение) (слайд 10):


«Она могла бы полюбить и Тореро, который не равнодушен к её красоте. Но Тореро — утонченно галантный, блистательный и бесстрашный — внутренне ленив, холоден, он не способен бороться за любовь. И естественно, такого, как он, не может любить требовательная и гордая Кармен. А без любви нет счастья в жизни, и Кармен принимает смерть от Хозе, чтобы не вступать на путь компромисса или одиночества вдвоем».

Хореограф-постановщик Валентин Елизарьев

5). «Суд» над Кармен:

— Правильно ли поступает Кармен? Осуждаете ли вы ее поступок или нет? (Правильно.)


V. Обобщение темы.


1.Эпиграф (обобщение) (слайд 11):

«Слушая эту музыку, я увидел свою Кармен, существенно отличающуюся от Кармен в других спектаклях. Для меня она не только незаурядная женщина, гордая и бескомпромиссная, и не только символ любви. Она — гимн любви, любви чистой, честной, жгучей, требовательной, любви колоссального полета чувств, на которые не способен ни один из встретившихся ей мужчин».

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Общая характеристика металлов. Металлы главных и побочных подгрупп. Щелочные металлы и их важнейшие соединения"

Хореограф-постановщик Валентин Елизарьев

2. Вопросы:

— Согласны ли вы со словами хореографа-постановщика? (Да.)

— Являются ли, по-вашему, затронутые в музыке оперы и балета темы любви и свободы современными темами? (Конечно же, так как эти темы вечны.)


VI. Рефлексия.

— Вам понравилась музыка, звучавшая на уроке? (Да.)

— Какие чувства вы сами испытали сегодня на уроке? (Волнение, сострадание, любовь.)

— Выполни ли вы ваши задачи, поставленные вами же в начале урока? (Да.)


VII. Итог урока.

Домашнее задание (слайд 12): посмотреть балет «Кармен-сюита» Р.Щедрина; выполнить задание в творческой тетради на странице 23.

Объявление оценок.

Выход из класса.




Список используемой литературы:

1.Уроки музыки. 7 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. (Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, «Просвещение», 2011)

2.Учебник «Музыка», 7 класс (Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, «Просвещение», 2013)

Видеофайлы из Интернета:

1. http://www.youtube.com/watch?v=022c25578fc – Хабанера из оперы «Кармен»

2. http://www.youtube.com/watch?v=EaZ3zPUqK6Y – песня Тореадора из оперы «Кармен»

3. http://www.youtube.com/watch?v=4A6DypnxA9U – «Кармен – сюита» Р.Щедрина


Картинки из Интернета:

1. http://www.stocktour.ru/images/ispania/3.jpg — Кармен

2. http://litsait.ru/images/photos/medium/article42262.jpg — Кармен

3. http://bestartpainting.com/paintingimgs/Andrew%20Atroshenko/big/What%20a%20Wonderful%20Life.jpg – Кармен

4. http://img5.uploadhouse.com/fileuploads/17536/17536842617528036716ccd5873f95389df2aa27.jpg — Кармен

5. http://eltzovka.narod.ru/antroshenko/slides/Paulina.jpg — Кармен


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: