Конспект урока по музыке в 7 классе «Музыкальная драматургия в Симфонии №1 В.С. Калинникова»



Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия №1528»

Зеленоградского автономного округа города Москвы








Конспект урока по музыке
в 7 классе

«Музыкальная драматургия в

Симфонии №1 В.С. Калинникова»






подготовила

учитель музыки и МХК

Якимович Светлана Александровна














г. Зеленоград
2014

Цель:

сформировать представление учащихся о развитии образов и их взаимосвязи в музыкальной драматургии на примере Симфонии №1 В.С. Калинникова.


Задачи:

— продолжить знакомство учащихся с шедеврами русской симфонической музыки;

— закрепить понимание формы сонатного аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках; — раскрыть одну из вечных тем музыкального искусства и жизни – тему Родины, России;

— расширить представление об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства(лаковой миниатюрной живописью);

— развивать способности целостного восприятия образов, креативного мышления, навыки вокально-хорового пения.

Основные используемые методы:

— метод художественного контекста;

— метод размышления о музыке;

— метод музыкальных обобщений;

— метод эмоциональной драматургии;


Музыкальный материал:

Ю. Энтин – Е. Крылатов «Будь со мною», 1 часть Симфонии №1 В.С. Калинникова, слова и музыка Юрия Тарана «Хохлома».


Ход урока:

Вход в класс под музыку песни «Будь со мною». Сегодня мы продолжаем говорить о русской музыке, поэтому вспомним о трёх христианских нравственных ценностях Вере, Надежде, Любви.

Распевание.

Исполнение песни «Будь со мною».

Откройте свои музыкальные копилки и напойте музыкальные интонации знакомых вам симфоний. (Моцарт Симфония №40, Бетховен Симфония №5,Чайковский Симфония №4).

Выберите из музыкальной копилки и спойте интонации из произведений русских композиторов.

Наиграть главную и побочную темы из 1 части Симфонии Калинникова, характеризовать и пропеть.

Слайд.

Василий Сергеевич прожил очень мало и умер в возрасте 34 –х лет от чахотки. То, что он совершил в жизни поразительно не только по качеству музыки, но и по тому, что все создавалось в невыносимых бытовых условиях, постоянной нужде, при беспрерывных физических страданиях. Но при этом его музыка – светлый гимн жизни!

Слайд.

Давайте вспомним, что такое Музыкальная драматургия? (Развитие музыки)

Форма Сонатного аллегро? (Экспозиция-Разработка-Реприза)

Для чего нужна экспозиция? (Для показа, представления тем)

Конфликтный или взаимодополняющий принцип драматургического развития? (Главная и побочная темы взаимодополняют друг друга)

Слайд.

Для чего нужна разработка? (Для развития основных образов)

На предыдущем уроке мы слушали экспозицию 1 части симфонии, где царили 2 образа драматический и лирический. Сегодня слушаем разработку и попытаемся ответить на вопросы:

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Пробуждение весны"
  • Какой характер носит музыка разработки 1 части Симфонии В.Калинникова? (Стремительный, напряжённый, энергичный, драматичный);

  • Сколько «волн нарастания», «волн напряжения» можно услышать в разработке?(Три волны напряжения);

  • Как они завершаются? (Призывным звучанием группы медных духовых инструментов);

  • Элементы какой из тем (главной или побочной) получают наибольшее развитие в разработке? (Главная тема получает наибольшее развитие);

  • Почему композитор выбирает именно эти мотивы для активной разработки?(Чтобы активизировать действие, так как во взволнованной и страстной главной теме содержится больше возможностей для интересного рассказа и действия);

  • Какой тип развития тематического материала преобладает в разработке 1 части – вариационный или полифонический? (Полифонический тип развития с подголосками и имитациями).

Да, действительно, композитор захватывающе плетёт сюжет, чтобы не ослабевало внимание, не было однообразия и монотонности.

Слайд.

По законам сонатного аллегро после разработки вновь возвращаются главные действующие лица музыкальной пьесы.

Столько разных событий произошло. Что-то изменилось в репризе по сравнению с экспозицией? (Главные действующие лица уже совсем не те, что были в начале действия, они много пережили и невольно изменились).

Симфония Калиникова вылилась как бы из недр народного искусства, изобилуя картинами и образами чисто русского пошиба. Величавый русский эпос с его мощной богатырской силой, молодецкая удаль, народные обряды и праздники, широкое раздолье полей, лугов, озёрной глади и бесконечной долины с лентой реки, исчезающей в дальней дымке, величественные храмы. И всё это Россия!

Я предлагаю вам ещё раз без остановок прослушать разработку и репризу 1 части симфонии и просмотреть образы русского декоративного искусства лаковой миниатюры.

Среди русских народных художественных промыслов особое место принадлежит лаковой миниатюрной живописи на папье-маше. Искусство русской лаковой миниатюры известно во всем мире благодаря деятельности четырех старинных промыслов: Федоскина, а также старинных иконописных центров – Палеха, Мстёры и Холуя.

Ассортимент выпускаемой продукции разнообразен. Это шкатулки, пудреницы, ларцы, панно, броши, кулоны и иконы.

Слайды (русские образы лаковой миниатюрной живописи).


Заключение:

Мы с вами слушали фрагмент первой части 1-й симфонии русского композитора Василия Сергеевича Калинникова, одного из самых забытых в мире композиторов, забытых незаслуженно, несправедливо, необъяснимо, которого часто называют композитором одной симфонии, несмотря на то, что у него есть и другие произведения.

Симфония – самая сложная, самая развитая и богатая форма музыки. Умение прочитать симфонию дается не сразу. Порой пугает само слово «симфония» своей «ученостью». Чтобы понять симфонию нужно научиться слушать. Услышать жизнь в звуках, как прочитать целый роман. И вы сегодня смогли это сделать.

Сочините синквейн о Симфонии №1 Калинникова.

Слайд Синквейн-схема.

Зачитать синквейны.

Исполнение песни «Хохлома».


Используемая литература:

  1. Встречи с музыкой. Г.А. Пожидаев. – М.: Редакция журнала «Искусство в школе» 1995. — 319с. – (Библиотечка журнала «Искусство в школе»).

  2. Русская музыка в школе. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. –М.;Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 320 с.: ноты.


Используемые источники:

  1. https://art.mirtesen.ru/blog/43808081922/FEDOSKINSKAYA—LAKOVAYA—MINIATYURA

  2. https://www.liveinternet.ru/users/3528972/post258441712

  3. https://www.liveinternet.ru/users/3528972/post25844696

  4. https://oleinikov.net/articles/dip/2948_Russkie_lakovaya_zhivopis


Используемая музыка:

  1. Ю. Энтин, Е. Крылатов «Будь со мною»

  2. 1 часть Симфонии №1 В.С. Калинникова

  3. «Хохлома» слова и музыка Юрия Тарана

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ МУЖСКОГО И СРЕДНЕГО РОДА В ИМЕНИТЕЛЬНОМ, РОДИТЕЛЬНОМ, ДАТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: