Конспект урока по музыке во 2 классе «Портреты в музыке»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа» № 1

Г.Чусового Пермскогокрая





«Портреты в музыке »





Выполнила:

Кожемякина Светлана Леонидовна

Учитель музыки






Г.Чусовой 2010

Тема урока: «Портреты в музыке»

Цели урока:

обучаюшие:

  • формировать мыслительные навыки – обобщение, умение вслушиваться и доказывать

  • развитие умения сравнивать, сопоставлять

  • формирование навыка интеграции различных видов искусства

коррекционная:

  • создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся

  • развитие импровизации в доступных для детей формах

  • создать атмосферу творчества, при которой учащиеся самореализуются, самотворят

воспитательная:

  • воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку

  • воспитание грамотного слушателя

Тип урока: Изучение нового материала

Методы:

  • словесно-индуктивный (беседа, диалог)

  • наглядно — дедуктивный (сравнение)

  • частично — поисковый (импровизация)

  • моделирование

  • пластическое интонирование

  • графическое иллюстрирование

Оборудование урока:

  • портреты композиторов

  • «Детский альбом» П.И. Чайковского

  • аудиозаписи для музыкального ряда

  • фортепиано, ноты, музыкальный центр

  • иллюстрации по теме, рисунки учащихся

I. Организационный момент.

Е. Тиличеева «Музыкальный урок».

II. Объявление темы и задач урока.

III. Ход урока.

У: Ребята, сегодня мы продолжаем изучение темы «Портрет в музыке».

Мы уже слушали фрагмент из оперы, в котором музыка рассказывала нам о сказочных персонажах. Как называется этот фрагмент и из какой он оперы?

Д: «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».

У: Кто является автором этой сказки?

Д: Сказку сочинил Александр Сергеевич Пушкин. (портрет Пушкина).

У: Верно. А кто является автором оперы? (портреты русских композиторов – П.И.Чайковского, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова,.

Д: Музыку написал Н.А. Римский-Корсаков.

У: Правильно. А как еще называют Николая Андреевича?

Д: Композитор-сказочник, потому что он сочинил много опер на сказочные сюжеты.

У: Хорошо. А что такое «опера»? термин «опера», пояснение термина).

Д: Опера – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют.

У: Верно. А какие три чуда описывает музыка? Вспомните, как рисует музыка сказочные чудеса?

(Слушание в аудиозаписи начала каждой из пьес).

У: Чья тема только что прозвучала?

Д: Прозвучала тема белочки.

У: Правильно. А как вы догадались? Каким голосом поет белка?

Д: Белочка поет звонким, высоким голосом. Музыка в пьесе веселая, живая, игривая, легкая.

У: Может быть, кто-то из вас уже слышал мелодию этой песни раньше?

Д: Я слышала, но эта песенка совсем коротенькая – «Во саду ли, в огороде».

У: Верно. Римский – Корсаков включил в свою оперу русскую народную песню «Во саду ли, в огороде».

У: Хорошо. А это что за чудо? Какая здесь музыка? ( Показать богатырскую осанку и стать).

Д: Прозвучала тема богатырей.

У: Какая здесь музыка? Как она звучит?

Д: Звучит громко, сильно, мужественно, гордо, в низком регистре. Она похожа на шествие, марш.

У: А это что за чудо?

Д: Прозвучала тема «Царевны – Лебеди».

У: Каков характер пьесы «Царевна – Лебедь»? Что изображает музыка?

У: Как наши ручки будут двигаться под эту музыку? (Пластическое интонирование: рука в воздухе рисует фигуру лебедя).

Д: Характер певучий, плавный, нежный, ласковый, красивый. Музыка напоминает плеск волн.

У: Молодцы! А сейчас вы услышите пьесу, музыка которой также рисует нам облик сказочного персонажа. Пьесу сочинил великий русский композитор П. И. Чайковский. (портрет П.И. Чайковского).

Теперь слушаем музыку. Закройте глаза и представьте эту героиню.

(Звучит пьеса «Баба-Яга» П.И. Чайковского).

У: Как вы думаете, этот персонаж положительный или отрицательный, добрый или злой?

Д: Злой, недобрый.

У: А кому может принадлежать такая музыка? Вспомните, пожалуйста, самых популярных сказочных персонажей. Кого вы можете назвать?

Д: Баба – Яга, Кощей, Буратино, Карлсон…

У: Кому же из перечисленных героев подошла бы такая музыка?

Д: Бабе-Яге!

У: Совершенно верно. Какой вы ее увидели? Каков ее характер?

Д: Баба-Яга злая, коварная, жестокая.

У: А как вы это поняли? Музыка этой пьесы похожа на музыку темы Белочки или Царевны – Лебеди? Звуки такие же длинные, плавные?

Д: Звуки короткие, острые, злые, резкие, обрывающиеся.

У: А все ли звуки звучали ровненько или, может быть, композитор выделяет какие-то звуки?

Д: Выделяет.

Д: Да, конечно, мы слышим более громкие звуки. Петр Ильич использует в пьесе прием – акцентирование звуков. Ребятки, акцент – это ударение в музыке.

У: Как использует акценты композитор? Как можно графически изобразить эту музыку? (Работа у доски – графическое иллюстрирование).

У: Чем Баба-Яга занимается: она сидит в своей избушке или, может быть, она летит на метле или в ступе? (изображение Бабы-Яги, которая сидит в избушке и летит в ступе).

У: Как вы поняли, что она летит? Каков темп музыки?

Д: Темп быстрый, живой, не останавливается. (изображение летящей Бабы-Яги).

У: На каком инструменте исполняют пьесу?

Д: Пьесу исполняют на фортепиано.

У: Интересная музыка, не правда ли? Она нравится всем, кто ее слушает. А поэт Виктор Лунин специально для этой пьесы сочинил стихи. Послушайте.

(Чтение стихотворения: учитель и ученик).

У: Как вы думаете, стихи поэта помогают нам лучше понять музыку?

Д: Да.

У: А у меня есть такое предложение: давайте попробуем это стихотворение пропеть на мелодию пьесы П.И. Чайковского.

(Исполнение учителем фрагмента песни и разучивание с детьми нескольких строчек).

У: Давайте пропоем более выразительно! Интонацией в голосе покажем характер героини! (Повторное исполнение в характере).

У: Хорошо! Спасибо! А теперь давайте на миг превратимся в танцоров балета. Что такое балет, я думаю, вы прекрасно помните. Но все-таки давайте вслух проговорим определение. Кто хочет напомнить?

Д: Балет – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица танцуют.

У: Верно. Содержание балета танцоры передают через мимику, пластику, движения рук, ног, танцевальные движения. Какие жесты, движения руками мы могли бы использовать, чтобы еще полнее раскрыть образ Бабы-Яги?

Какими должны быть движения наших рук: плавными или резкими? И как мы при этом будем держать ладошку: округло, сожмем в кулачок или может быть лучше растопырить пальчики? Как вы думаете? Давайте попробуем смоделировать!

(Моделирование и пластическое интонирование).

Д: Движения должны быть короткими, острыми, резкими. Ладошку лучше растопырить, так как Баба-Яга должна всех напугать.

У: Давайте попросим наши ручки поработать. Не забывайте: руки должны быть выразительными! Прошу вас встать.

(Пластическое интонирование).

У: Как вы все старались! Молодцы! А теперь давайте попробуем соединить наше пение с пластическим интонированием.

(Исполнение фрагмента пьесы с пластическим интонированием).

У: Всем спасибо! Молодцы! Вам удалось понять и передать характер Бабы-Яги. Присаживайтесь!

А я хочу вам сказать, что пьеса «Баба-Яга» входит в «Детский альбом» П.И. Чайковского.

Ребята, а какие пьесы, кроме этой, еще входят в сборник? С какими пьесами мы уже знакомы?

Д: «Мама», «Сладкая греза», «Старая кукла» и т.д.

У: Молодцы! Не забыли!

Как вы думаете, ребятки, а Баба-Яга может быть смешной? Оказывается, и такое бывает.

Может быть, кто-то из вас встречал в сказках или мультфильмах смешную Бабу-Ягу?

Д: В мультфильме «Летучий корабль».

У: Да, в мультфильме «Летучий корабль» живет не одна, а целая многоэтажная избушка таких веселых лесных старушек. Они даже называются смешно – Бабки — Ёжки. И поют они забавные частушки. Музыку этих частушек и всего мультфильма в целом сочинил Максим Дунаевский. (Демонстрируется портрет).

(В класс вбегает вокальный ансамбль, переодетый в костюмы Бабок – Ежек, они исполняют частушки и также быстро убегают).

У: Ну вот, прибежали, пошумели, частушки спели и побежали дальше.

Вот, оказывается, какой разной может быть Баба-Яга: и злой и веселой, и коварной и смешной.

Сегодня мы услышали замечательную музыку, которую композиторы сочинили благодаря сказочному образу Бабы-Яги

Кто из вас сможет назвать их фамилии?

Д: П.И. Чайковский и М.Дунаевский.

У: Правильно. Как вы думаете, почему я поместила фотографии обоих композиторов на одном слайде? Что их может объединять?

Д: Я думаю, потому что они оба сочинили музыку про Бабу – Ягу.

У: Совершенно верно. Но они по-разному раскрыли нам этот сказочный образ. А кроме этого, что еще нового вы узнали?

Д: Мы узнали про ударение в музыке.

У: Да, мы узнали, что такое акцент в музыке. Ребятки, кто запомнил?

Д: Акцент – это ударение в музыке.

У: Верно. Вы все правильно запомнили. Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали! (Поощрение учащихся, выставление оценок).

Дома попрошу вас выполнить следующее задание – нарисуйте рисунок к пьесе «Баба-Яга» П.И. Чайковского.

Всем спасибо за урок! До свидания!




















Список литературы:

  • И.А.Агапова М.А.Давыдова «30 музыкальных занятий» для начальной школы «Аквариум» ГИППВ 2002год.

  • З.Роот «Песенки и праздники для малышей» Москва Айрис Пресс 2003 год.

  • М.Давыдова И.Агапова «Музыкальные вечера в школе» Айрис Пресс Рольф Москва 2001 год.

  • Л.Гродзенская «Современный урок музыки в школе» М. Владос 2007 год

  • Е.А.Габчук «Урок за уроком» Ярославль академия Холдинг 2006 год


Свежие документы:  Конспект урока ИЗО для 2 класса на тему: "Изображение и реальность.Зимующие птицы родного края"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: