Конспект урока по Музыке «Вольфганг Амадей Моцарт – Симфония № 40″ 7 класс


Название: Разработка урока

Предмет: Музыка. Тема: Вольфганг Амадей Моцарт – Симфония № 40 (первая часть, экспозиция). Урок-поиск, урок формирования навыков слушания и слышания музыки.

Класс 7

Место проведения: МОУ СОШ № 3 города Похвистнево Самарской области

Автор Клюшина Л.И. – учитель музыки.

Тип урока: Формирование усвоения новых знаний.

Педагогическая технология: технология полного усвоения.

Оценка педагогических ситуаций: Возрастные возможности учащихся соответствуют этому новому виду деятельности в обучении.

Цели урока:

  1. Постижение музыки великого Моцарта, музыкальной ткани его «40 симфонии» через пение и пластическое интонирование, через слушание и анализ музыки.

  2. Вступить в диалог с музыкой композитора Вольфганга Амадея Моцарта.

  3. Совершенствование музыкально-слуховых представлений учащихся, их ритмического и звуковысотного слуха.

Виды деятельности:

● Выполнение творческих заданий.

● Слушание музыки, сольфеджирование, пластическое интонирование.

Методы обучения: Анализ, сравнение, обобщение; наглядная демонстрация схем-таблиц, проблемно-поисковые ситуации.

Оборудование: Нотные таблицы, графические таблицы, графическая партитура I части симфонии № 40 Моцарта, портрет композитора, магнитофон, инструмент (фортепиано).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Структурные элементы урока

Содержание взаимодействия с учащимися

Мотивация

(1 мин.)

Если бы не было музыки, — то мир бы потерял красочность в жизни людей, которую дарит нам музыка. Б.В. Асафьев – музыковед, академик сказал: «Симфоническая музыка – это особый вид познания жизни». Интересно: «Чему учит нас музыка великого Моцарта?»

I БЛОК

(3 мин.)


Беседа: На уроках музыки мы с вами не раз убеждались, что музыка – есть одно из средств общения людей между собой.

Согласны были вы и с таким высказыванием: В музыке, которую мы слушаем, слышим, в её музыкальной интонации «спрятан» человек, какой-то герой – его мысли, переживания, его характеристика. Да, это так и есть. Сегодня на уроке будем общаться с музыкой великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта, 255 лет которого мы в этом году отмечали.


Запишите в тетради число и тему урока: «В.А. Моцарт симфония № 40 I часть. Экспозиция».

Повторение:

Какое строение экспозиции I части симфонии? (Г.П., С.В.П., П.П., З.П.)

II БЛОК

(18 мин.)


Любая музыка начинает сочиняться композитором с музыкальной идеи, музыкальной интонации.

Предлагаю такое «зерно интонации»: (Играю первую фразу главной партии экспозиции симфонии № 40 Моцарта).

Вопрос: Скажите, какая по характеру эта музыка? (тревожная, радостная, взволнованная, мечтательная, жалобная).

Представьте, это к нам «вошел» главный герой.

Вопрос: Охарактеризуйте этого героя. (Это герой с его чувствами, мыслями, исканиями, стремлениями. Он приветлив и скромен, чуток, и нежен, благороден).

— Поем на слог –лё-, а затем находим по нотной записи (таблица № 1 нотную тему главного героя, Г.П.)

Задание:

Предлагается четыре темы экспозиции I части симфонии № 40 В.А. Моцарта:



(определили, это № 3. Отмечаем на доске рядом с темой № 3 – Г.П.)

— Поем сольфеджио тему № 3, это главная партия (главный герой).

— Слушаем в записи начало I части симфонии № 40:

Сколько звучит главная тема? Как заканчивается тема главного героя?

(просветлением, напряжением, тот же характер); (главная партия звучит два раза).

— Теперь обратите внимание на таблицу № 2 – это графические изображения нотных тем героев музыки Моцарта I части симфонии № 40.

— Найдите среди них главную партию. Она не обязательно будет под номером 3.

Предлагается четыре графика четырех тем экспозиций I части симфонии № 40 Моцарта.

Появились графики такие, а не другие, благодаря траектории контура мелодии каждой из этих тем (таблица № 2).



(Да, это № 1).

— Поставим правую руки на дирижёрский жест «ВНИМАНИЕ».

Медленно выполняем одновременно действия: поём закрытым ртом и пластикой руки интонируем графическую запись № 1 – это Г.П.

— Молодцы! А теперь это сделаем в темпе под симфоническую музыку.

— Эта тема звучит два раза.

— Какие инструменты исполняли Г.П. (струнные).

III БЛОК

Прогнозирование дальнейшего развития темы главного героя:

— Как думаете, что дальше произойдет в музыке? (моделируем музыкальную драматургию, вступаем «в диалог» с композитором).

— Что можете предложить:

А – появление нового героя;

Б – в самом герое какие-то изменения произойдут;

В – или что-то другое.

— Слушаем дальше музыку Моцарта и определяем. (Это ответ А, появился новый герой), согласно строению экспозиции как называется эта тема? (это СВ.П.)

— Какой характер музыки нового героя – темы? (весёлый, энергичный, порывистый)

— По таблице № 1 определяем: под каким номером определилась СВ.П. (под номером 1, на доске отмечаем СВ.П.) Теперь находим графическую запись этой темы. Да, она под номером 2.

— Поставим правую руку на дирижёрский жест «ВНИМАНИЕ»

Медленно выполняем одновременно действия: поём на слог «да» и пластикой руки интонируем графическую запись № 2 –это СВ.П. (по таблице № 1)

— Молодцы! А теперь это сделаем в темпе под симфоническую музыку: пластическое интонирование Г.П. и СВ.П. и дальше слушаем экспозицию I части, и поднимите руки когда будет звучать П.П. и З.П.

РЕФЛЕКСИЯ:

— Галерея музыкальных образов представлена разнообразно в экспозиции.

— А какая предстала перед нами П.П.? (песенная, танцевальная, маршевая)

— Как ведет П.П. себя в конце звучания? (набирает силу, слабеет)

— Скажите: на музыкальном материале какой темы построена З.П.?

(А – Г.П.; Б – СВ.П.; В – П.П.)

Обобщение

Таким образом: тема главного героя появлялась два раза: в начале и в конце экспозиции I части.

— Каким становится главный герой (Г.П.) по характеру в конце? (герой наш оказался не только взволнованно-устремленным, об этом говорят интонации кварты (Ч4) в музыке, а и проникновенным лиризм этой темы говорит о том, что этот герой раскрыл богатство духовного мира своей личности. Внутренний мир главного героя Моцарт показал через ритм. Этот ритм, как бьющийся внутренний нерв, говорит, сто герой не пассивен.

— Какая же из этих тем повлияла на развитие главного героя? (Побочная партия, связующая партия, заключительная партия).

Связующая партия дала свою энергию главному герою, как бы разрушив её драматизм, гармонизовала отношения между главной темой (Г.П.) и побочной темой (П.П.)

Закрепление:

Все встали, поставили правую руку на «ВНИМАНИЕ». Слушаем и через пластическое интонирование музыкальных тем учимся не только осознанному слушанию музыки, но и «слышанию» тем — героев великого Моцарта в симфонии № 40.

(Звучит экспозиция I части симфонии № 40 Моцарта).

(18 мин.)

. Литература:

Смолина Е.А. «Современный урок музыки» (Творческие приемы и задания) Ярославль – Академия развития, 2006 г.

«В помощь учителю». Музыкальная литература. Серия: «Зарубежные композиторы».



Свежие документы:  Конспект урока для 7 класса "Saint Valentine’s Day. Grammar: Present Continuous, Present Perfect, Present Perfect Continuous"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: