Конспект урока по Музыке «Звучит романса звук прелестный» 5 класс


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 52










Урок музыки в 5 классе

на тему «Звучит романса звук прелестный»

из раздела «Романс».







Выполнила учитель музыки

МОУ СОШ № 52

Хасина Ирина Владимировна,

учитель 2 категории.


















ВОЛГОГРАД, 2006.

Открытый урок по музыке учителя Хасиной Ирины Владимировны

5 класс 2 четверть 1 урок.

Психолого-педагогическое обоснование:

Данный урок построен на принципе художественно-образного мышления, как основы развития личности, эмоционально-ценностного отношения к явлениям окружающего мира и искусства и использовании мультимедийных источников

На начало 2-ой четверти учащиеся умеют определять характер музыки, ее настроение; выявили жизненные связи и истоки родства между музыкой и литературой; выявили взаимосвязь между ними, заключающимися в единстве возникновения (один источник – звук), в общности средств выразительности: громкость (динамика), темп, тембр, ритм.

Содержательно-методического обеспечения урока

Направлено на решение проблемы 1 полугодия «Музыка и литература» в рамках программы Науменко, Алиева «Музыка 5 класс».

Проблема данного урока: «Без литературы не появились бы романсы».

Тип урока: урок новых знаний.

Проектируемый результат:

Уметь определять музыкально-образный язык романса.

Ведущий метод:

Метод проблемного изложения.

Цель урока:

Определить «РОМАНС» как жанр вокальной миниатюры.

Задачи:

— через повторение особенностей жанра «песни» в видеотесте, выйти на более сложный вокальный жанр «романса»4

— через проблемные вопросы, используя знания по истории России выявить природу возникновения «романса» как жанра и его эволюцию в России;

— на примере романса М. Глинки «Жаворонок» проанализировать взаимосвязь поэтического текста и музыки в этом жанре.

Дидактическое оборудование:

Компьютер, экран навесной, мультимедийный проектор, магнитофон, фортепиано, фонохрестоматия 5 класса 1 часть, нотная хрестоматия.

ХОД УРОКА

Учащиеся входят в класс, рассаживаются по местам.

Учитель интересуется настроением после каникул и спрашивает о теме последнего урока прошлой четверти. Ребята отвечают, что разговор шел о «песни». Давайте споем песню «Сказка по лесу идет».

Ребята исполняют песню.

Учитель: А давайте вспомним, что это за жанр «песня» и какими особенностями он обладает.

На экране через мультимедийный проектор ребята все вместе выполняют задания теста. Сначала в таблице из предложенных характерных черт выбрать те, которые соответствуют жанру «песни». Затем выбрать из 2 предложенных фрагментов тот, который соответствует «песне».

Похвалить за полученный результат и акцентировать внимание ребят на те черты, которые нам не подошли и тот фрагмент, который оказался не песней. Что же это за жанр? Романс. Вот о нем и пойдет сегодня речь. Наша цель сегодня: определить романс, как жанр вокальной миниатюры.

На доске записан аспект проблемы: «Без литературы не появились бы романсы».

Учитель обращает внимание ребят на проблему, написанную на доске, с просьбой подумать и высказать свое мнение.

Ребята делятся своими мыслями.

Учитель: Связь Музыки и Поэзии близкая (чтение стихов легко переходит в пение), но не упрощенная. Мы же говорим: поэтичность музыки и музыкальность стиха…Великие русские поэты считали музыку самым сокровенным искусством и потому не сомневались в гармонии мира, ощущали творческую силу как музыкальное начало.

Просмотр презентации «Звучит романса звук прелестный».

Учитель зачитывает непроизвольный диалог между Блоком и Гоголем, написанный на доске:

БЛОК: «Все – музыка и свет: нет счастья, нет измен… мелодией одной звучит тоска и радость…»

ГОГОЛЬ: «Если музыка нас оставит, что тогда будет с нашим миром?»

БЛОК: «Нет, музыка нас не покинет… все кончается, только музыка не умирает».

Учитель: Жанр «РОМАНСА» напрямую возник благодаря литературе, так как в средневековых западноевропейских литературах и в подражательной поэзии позднейших поэтов романсом называли лирическое любовное стихотворение песенного народного склада. А в испанской литературе романсом называли старинное стихотворение с историческим или эпическим сюжетом.

Эти факты не маловажны, потому что РОМАНС – испанское слово, в переводе значащее «на испанском».

Позже, романсом стали называть небольшое вокальное произведение для 1-го или 2-х голосов на слова какого-нибудь стихотворения с инструментальным аккомпанементом.

Во времена правления Петра 1 (показ иллюстраций) были введены новые правила, касаемые культурного досуга дворянского сословия. Обязательным стало домашнее музыкальное образование, что привело к созданию так называемых «музыкальных салонов».

Со становлением русской музыкальной профессиональной школой в лице М.Глинки, П.Чайковского и других композиторов, романс превратился в изюминку вокальной музыки, шедевром слияния двух искусств.

Учитель: Как вы считаете, что может отображаться в романсах? (разные стороны жизни, личные отношения героя, его переживания, чувства).

Слушают романс М.И.Глинки, написанный на стихи А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновение».

Учитель: Романс принято относить к КАМЕРНОЙ вокальной музыке, почему? Камерная музыка — музыка, предназначенная для небольшого количества слушателей и исполнителей (от латинского camera – комната).

Потому что РОМАНС, как откровение героя, которое не «кричат на весь мир», а делятся в доверительной беседе с близкими людьми.

ЗАДАНИЕ: А теперь, ребята, попробуйте, используя все знания, создать свою формулировку жанра «романс», чтобы как можно полнее вы отразили неповторимость этого жанра, в какой-то степени уникальность и исключительность.

Анализируем несколько версий, выбираем лучшую и записываем в тетрадь.

Учитель: Сейчас я прочту вам стихи Н. Оленина, посвященные одному романсу.

КАК ЩЕДРО ЛЬЮТСЯ ЭТИ ЗВУКИ

ИЗ НЕОБЪЯТНОЙ ВЫШИНЫ,

Я К НИМ ПРОТЯГИВАЮ РУКИ –

ЛАДОНИ МУЗЫКОЙ ПОЛНЫ.

ЗАПРЕТ НА МИГ, И СНОВА ЛЬЕТСЯ

ЖИВАЯ ЗВОНКАЯ СТРУЯ,

И СОЛНЦЕ ЛАСКОВО СМЕЕТСЯ,

И ДЫШИТ ЛАСКОВО ЗЕМЛЯ.

ЗАВИДУЯ САМОЗАБВЕНЬЮ

НЕУТОМИМОГО ПЕВЦА,

Я У НЕГО УЧУСЬ УМЕНЬЮ

И ПЕТЬ, И РАДОВАТЬ СЕРДЦА…

Слушание романса М.Глинки на стихи Н.Кукольника «Жаворонок».

АНАЛИЗ:

— В каком ладу написан романс?

— Как вы думаете, нужны ли здесь слова, или можно обойтись без них?

— Какие выразительно-изобразительные интонации мелодии и аккомпанемента помогают словам рисовать звуковую картину природы?

Раскрытие темы осваивается в процессе исполнения и восприятия музыки. Процесс исполнения необходимо предварять интонационным анализом стиха и музыкального сопровождения.


МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ ПЕСНЯ РАЗДАЕТСЯ,

НЕИСХОДНОЮ СТРУЕЙ ГРОМЧЕ, ГРОМЧЕ ЛЬЕТСЯ.

НЕ ВИДАТЬ ПЕВЦА ПОЛЕЙ, ГДЕ ПОЕТ ТАК ГРОМКО

НАД ПОДРУЖЕНЬКОЙ СВОЕЙ ЖАВОРОНОК ЗВОНКИЙ,


ВЕТЕР ПЕСЕНКУ НЕСЕТ. А КОМУ, НЕ ЗНАЕТ…

ТА, КОМУ ОНА, ПОЙМЕТ, ОТ КОГО – УЗНАЕТ.

ЛЕЙСЯ, ПЕСЕНКА МОЯ, ПЕСНЬ НАДЕЖДЫ СЛАДКОЙ,

КТО-ТО ВСПОМНИТ ПРО МЕНЯ И ВЗДОХНЕТ УКРАДКОЙ.


РАЗУЧИВАНИЕ.

  1. разучивание с голоса учителя, используя графический показ рукой звуковысотность мелодии. (Можно использовать графический рисунок, вызывая ребят к доске изображать по одной фразе).

  2. обратить внимание на фразировку, распевание слогов, динамические оттенки.


Учитель: Что послужило основой для возникновения жанра романса?

ВЫВОД (делают ребята): Без литературы (без поэтического текста) не появились бы романсы.

Дать домашнее задание: подобрать стихотворение для сочинения романса.































«ЖАВОРОНОК»

М.Глинка, Н.Кукольник





МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ ПЕСНЯ РАЗДАЕТСЯ,

НЕИСХОДНОЮ СТРУЕЙ ГРОМЧЕ, ГРОМЧЕ ЛЬЕТСЯ.

НЕ ВИДАТЬ ПЕВЦА ПОЛЕЙ, ГДЕ ПОЕТ ТАК ГРОМКО

НАД ПОДРУЖЕНЬКОЙ СВОЕЙ ЖАВОРОНОК ЗВОНКИЙ.



ВЕТЕР ПЕСЕНКУ НЕСЕТ, А КОМУ, НЕ ЗНАЕТ…

ТА, КОМУ ОНА, ПОЙМЕТ, ОТ КОГО – УЗНАЕТ.

ЛЕЙСЯ, ПЕСЕНКА МОЯ, ПЕСНЬ НАДЕЖДЫ СЛАДКОЙ,

КТО-ТО ВСПОМНИТ ПРО МЕНЯ И ВЗДОХНЕТ УКРАДКОЙ.



5


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: