Квалиметрия в образовании: методология, методики и практика



МОУ Захаровская СОШ Красночикойского района Забайкальского края.

Квалиметрия в образовании: методология, методики и практика

Доклад учителя музыки МОУ Захаровская СОШ Матвеева Евгения Николаевича на краевой конференции «Технологии личностно-ориентированного обучения».





Квалиметрия – научная дисциплина, методы которой позволяют количественно оценивать качество объектов различной природы. Объектом квалиметрии может быть все, что представляет собой нечто цельное, что может быть вычленено для изучения, исследовано и познано. Чаще всего ее используют в промышленности – металлургии, строительстве, машиностроении и т.д. Но есть и педагогическая квалиметрия. Основная идея подхода состоит в том, что качество само по себе измерить сложно, это интегральный показатель. Однако его можно разложить на более простые элементы и построить своеобразное дерево свойств. Свойства эти мы можем заключить в определенные числовые рамки, и после серии вычислений на выходе получить определенное число. Таким образом, с помощью квалиметрии можно оценивать качество чего угодно. На протяжении многих лет, например, в процентном отношении, определяется качество знаний учащихся.

В квалиметрии уже давно существуют определенные методологические принципы построения, формы и способы познания предмета исследования. Существуют так же и проверенные методы достижения цели. Но в силу тех или иных обстоятельств не каждый может ими воспользоваться. Учитель, например, в условиях постоянной нехватки времени не может в полной мере постигнуть все особенности данной науки. Он может успешно пользоваться собственной методикой и не знать, что ему не нужно было ничего выдумывать, что данная методика давно разработана. Или он может взять только отдельные элементы какой-то методики и приспособить ее к собственным условиям.

В данной работе мне хотелось бы поделиться собственными наработками в области педагогической квалиметрии. Суть данного исследования заключается в выборе наиболее эффективного пути от того — что мы имеем, к тому — что хотим получить. Ребенок, пришедший в школу, это своего рода «ресурс» из которого учителю предстоит сделать «продукт», готовый к различным жизненным ситуациям. Но ведь качество ресурса в огромной мере определяет и качество продукта. Если ресурс хороший, то и продукт получается высокого качества, но если ресурс недостаточно хорош, тогда довольно трудно получить хороший продукт. Но у учителя, в подобном случае есть один очень ценный помощник – время. Из года в год учителю предстоит улучшать качество ресурса, чтобы в конечном итоге получить качественный продукт. Именно в этом ракурсе работают многие современные образовательные технологии.

Исследователи в области квалиметрии утверждают, что 70% качества продукта зависит от качества проекта. Планирование образовательного процесса (тематический план, поурочный план, перспективный план на каждого ученика) это и есть своего рода проект, по которому учитель движется к конечной цели. Другими словами это путь, траектория, от правильности выбора которой зависит и качество результата.

Качество – это определенная сущность объекта, показателем которой является совокупная характеристика всех его свойств и признаков. Каждый ребенок – это личность с присущими только ему индивидуальными особенностями. В образовательном процессе некоторые психические свойства, такие как внимание, восприятие, мышление, память и т.п., являются комплексными показателями, уровень развития которых является необходимым для усвоения всех предметов школьного цикла. Но есть и так называемые специализированные психофизиологические свойства, необходимые только на одном или нескольких предметах. Я – учитель музыки, и кроме памяти, мышления, восприятия и т.п., мне необходимо развивать в ребенке музыкальные способности, или общую музыкальность. Вряд ли музыкальность нужна на уроках химии или биологии, но она нужна на литературе, изобразительном искусстве, а особенно, как уже специализированное свойство, на уроках музыки. Музыкальность нужна человеку и в жизни.

Свежие документы:  Место и роль художественного движения на уроках музыки

Определить уровень музыкальных способностей того или иного ученика опытный педагог может уже на первом, втором уроке. Обычно происходит отсортировка детей с хорошими музыкальными способностями от детей со средними или недостаточными способностями. Происходит это подсознательно, т.е. педагог отлаживает в копилку тех ребят, которые впоследствии становятся, как бы его опорой. Это те единицы, которые требуют основательной и углубленной работы с ними. Остальные же ребята попадают в группу, с которой ведется обычная работа. Но современная педагогика обращена к личности каждого ребенка, поэтому очень важно, чтобы данная категория ребят не превратилась в одну, большую, серую массу. Сложность здесь заключается в количестве учащихся. На уроки музыки в течении одного учебного года приходят 70-80% учащихся школы. Учитель просто не в состоянии запомнить особенности музыкальности каждого, тем более держать в голове спланированный путь работы с тем или иным учеником. И вот здесь на помощь может прийти квалиметрия.

Я хочу представить методику, которая позволяет мне выразить в числовом значении музыкальные способности каждого ребенка, т.е. качество его музыкальности. Эта методика позволяет держать в поле зрения каждого ученика в отдельности и класс в целом, как на уроке, так и на этапе подготовки к уроку или какому-то мероприятию. С помощью данной методики я могу отслеживать и качество результата, а следовательно влиять на качество процесса.

Музыкальность – это комплексный показатель, т.е. показатель, относящийся к нескольким ее свойствам. Я беру самые простые единичные свойства, которые, на мой взгляд, дают представление об общей музыкальности. Это – слух, вокальные навыки и музыкальная память. Каждое из этих свойств можно было бы поделить еще на несколько элементов (например, вокальные навыки можно поделить на тембр, силу голоса, владение навыками звукообразования и звуковедения и т.п.). Я этого не делаю, т.к. это значительно усложнит работу, а в условиях одного часа занятий в неделю не позволит добиться достаточных результатов. Единственное, что необходимо все же поделить — это слух — на мелодический и ритмический. Гармонический слух в данном случае так же не берется, а как бы входит в одну категорию с мелодическим (общеобразовательная школа не является музыкальной). Так же я не беру и некоторые, казалось бы тоже необходимые единичные свойства, такие как, например, эмоциональный отклик на музыку. Эмоциональный отклик будет относиться уже к другой категории психических свойств, и, по сути, будет являться результатом восприятия. Таким образом, получается следующая схема:






Мелодический

Ритмический



Музыкальный слух – это способность воспринимать отдельные качества музыкальных звуков, ощущать функциональные связи между ними. Мелодический слух – это способность воспринимать мелодическую линию. Ритмический слух – это способность воспринимать ритмическую линию музыки. Вместе два этих качества позволяют воспринимать мелодию. А музыкальная память позволяет эту мелодию запомнить. С помощью вокальных же навыков можно воспроизводить мелодии собственным голосом. Все вышеперечисленные качества существуют в совокупности, являются музыкальными способностями и могут успешно развиваться.

Свежие документы:  Конспект урока по Музыке "Музыка моего народа"

Теперь попробуем выразить качество музыкальных способностей в цифровом выражении. Для этого поделим каждый единичный показатель на различные уровни качества – низкий, средний и высокий. Присвоим низкому уровню — цифру 0, среднему – 1, высокому -2. Таким образом, каждое свойство музыкальности будет оценено 0, 1 или 2 баллами. Можно делать оценку по пятибалльной, десятибалльной и т.д. шкале, что позволит более точно определить качество музыкальности и уменьшит погрешность оценки, но при этом увеличит количество работы учителя, ведь достаточно просто охарактеризовать способности как низкие, средние или высокие, нежели просчитывать, на сколько выше или ниже средних. Следует заметить, что число 0 не означает здесь отсутствие способностей, так как этого просто не может быть, это просто низкий уровень для данной возрастной категории (отсчет от 0 делает вычисления более удобными).

Дать оценку единичным показателям отдельно взятого ученика, учитель может при помощи давно известных музыкантам технологий. Это могут быть специальные упражнения, задания, тесты, или же простое наблюдение. Возьмем какого-то отдельного ученика и подсчитаем количественный уровень качества его музыкальных способностей. Учащийся 7-а класса Сергей имеет следующие характеристики:

мелодический слух – высокий (2 балла);

ритмический слух – средний (1 балл);

вокальные навыки – средний уровень (1 балл);

музыкальная память – средняя (1 балл).

Суммируем баллы и получаем количественный показатель качества музыкальных способностей Сергея – 5 баллов.

Сравним данную оценку качества с неким эталоном, к которому я буду стремиться приблизить ученика. Пусть эталоном будет некий объект с высокими (2 балла) показателями по всем пунктам, составляющим музыкальные способности (здесь необходимо учитывать возраст ученика, т.е. показатели будут являться высокими для учащихся данного возраста). Мы имеем четыре единичных показателя (пункта), умножаем на 2 балла, получаем 8. Таким образом, Сергей имеет качество музыкальных способностей равное 5 из 8 возможных.

Определим место качества музыкальных способностей Сергея при помощи диаграммы.

Теперь мы имеем наглядную картину уровня музыкальных способностей отдельного ученика в настоящее время, и к какому уровню нужно стремиться его подвести.

Можно, если это необходимо вычислить процентный показатель, он будет равен 62,5%, т.е. музыкальные способности Сергея немного выше средних. Здесь следует обратить внимание на еще один немаловажный момент – числовое выражение слуха занимает 50% от общего уровня музыкальных способностей, т.к. делиться на два параметра. Т.е. человек может иметь высокий уровень мелодического и ритмического слуха, низкий уровень вокальных навыков и низкий уровень музыкальной памяти, но все равно уровень его общих музыкальных способностей будет равен 50%. Если хорошенько подумать, то так оно и должно быть, т.к. слух является определяющим звеном в общей музыкальности человека.

Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса "Железо. Свойства железа и области применения"

Тем же самым способом высчитываем уровень музыкальности всех учеников класса и заносим данные в таблицу.



Ф.И.О.

Слух


Вокальн.

навыки


Муз. память


Общая



%

Мелод.

Ритмич.

1

Сергей А.

2

1

1

1

5

62,5

2

Алексей Г.

2

1

1

1

5

62,5

3

Кристина К.

2

2

2

2

8

100

4

Антон К.

2

1

1

1

5

62,5

5

Лена К.

2

2

2

1

7

87,5

6

Артем К.

1

1

1

1

4

50

7

Володя Л.

1

1

1

3

37,5

8

Настя Л.

2

2

2

2

8

100

9

Юля М.

2

2

2

2

8

100

10

Юра М.

1

1

1

2

5

62,5

11

Виталя М.

2

2

2

2

8

100

12

Саша Ф.

2

1

1

1

5

62,5

13

Витя Ф.

2

1

1

1

5

62,5


Проанализировав данную таблицу можно выделить для себя множество моментов, которые позволят улучшить работу по развитию музыкальных способностей каждого ученика класса. Например, пятерым учащимся, имеющим 7 и 8 баллов обязательно нужно порекомендовать записаться в музыкальные кружки или музыкальную школу, т.к. их способности уже достаточно высоки для их возраста, и требуют специального развития. При оценивании деятельности учащихся нельзя ставить одинаковые требования для учащихся с 3-4 и 7-8 баллами. Из таблицы так же видно, кто может слышать хорошо и делать анализ прослушанного произведения, а кто нет. Кто может исполнить произведение данного уровня сложности или отдельные партии в нем, а кому нужно упростить партию. Кто может легко запомнить пьесу и ее особенности и определить ее среди других даже через полгода, а кому это сделать сложно. Даже кого с кем рядом посадить, можно увидеть в этой

таблице. Можно сравнить данные в таблице с данными этого класса за прошлые годы и увидеть результат работы. У кого-то из ребят есть положительная динамика, кто-то стоит на месте, а у кого-то есть совсем небольшие сдвиги. Иногда даже происходит снижение уровня музыкальности. Причинами этому могут быть возрастные психофизические изменения (ломка голоса, нежелание заниматься в полную силу, упрямство и т.д.). Даже отношения в семье и с ровесниками могут здесь сыграть свою роль. Анализируя данные таблиц, учитель может видеть динамику результатов каждого ученика, выяснять причины снижения или улавливать правильность выбранного пути, если результаты высоки. Все это помогает определить траекторию развития для каждого учащегося класса и уже в зависимости от нее планировать и проводить уроки, или внеурочные занятия.

Можно вычислить общую музыкальность класса и сравнить ее, например, с музыкальностью параллельного класса. Количество учащихся 7-а класса (13) умножаем на (8), получаем уровень максимальных возможностей (104), т.е. 100%. Сумма набранных баллов всех учащихся класса – уровень имеющихся музыкальных способностей (76), что составляет 73%. В параллельном классе получается процент ниже – 66. Это значит, что, например, к Дню учителя лучше разучить песню с 7-а классом, а 7-б поручить стихи или сценку.

Перечень пунктов анализа, корректировки и планирования работы гораздо шире приведенных выше примеров. С помощью этой методики мне гораздо легче планировать свою работу по достижению максимальных результатов, анализировать и выяснять причины неудач, производить корректировку. В будущем, с помощью этой методики я планирую выяснить особенности и уровень восприятия, внимания, творческого мышления, а так же тип памяти учащихся. Это даст мне возможность направить учебный процесс на более эффективное и всестороннее развитие каждого ученика.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: