Методическая разработка мероприятия для 1 класса «Традиционные игры Белгородской области»



Титова Елена Олеговна

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Губкин Белгородской области

Учитель музыки первой квалификационной категории.

1кл. Кружок фольклора.




Методическая разработка мероприятия по внеурочной деятельности.

Занятие фольклорного кружка по теме

«Традиционные игры Белгородской области».


Цели.

Образовательные:

1.Продолжать знакомить детей с фольклорными традициями

родного края (игровой фольклор, народно-бытовая хореография,

игра на музыкальных инструментах)

2.Закрепить знания о составных частях игры (считалка, игра,

определение победителя)

Развивающие:

1.Развивать умения и навыки коллективного музицирования.

2.Развивать умение находить связи между художественными

образами фольклорной музыки и другими видами искусства.

3.Развивать умение петь в ансамбле, четкую дикцию, певческое

дыхание.

4.Развитие творческих способностей и задатков ребенка средствами игры на музыкальных инструментах, исполнением игровых попевок, драматизацией игр, исполнением народных песен.

Воспитательные:

1.Воспитывать любовь и уважение к произведениям русского

народного искусства.

2.Воспитывать устойчивый интерес к народной музыке и

музыкальным занятиям.

3.Воспитание у учащихся основ нравственной эстетической культуры через приобщение к истокам народной культуры.




Оборудование:

Аккордеон, инструменты шумового оркестра (трещотки, ложки, бубенцы, бубен, свирель, глиняные свистульки), фортепиано, аудиоаппаратура. Зрительный ряд – репродукции картин Поленова «Московский дворик», иллюстрация тетерева, декорации – русская печь, убранство класса в фольклорном стиле.










Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости!


Сегодня мы с вами собрались на очередное занятие нашего фольклорного кружка. Но прежде чем мы начнем знакомство с новой темой, мы подготовим свои голоса. Для этого мы выполним вокальные упражнения.


  1. Дыхательное упражнение.

  2. Дыхательное упражнение «Свечка» (Задувание предполагаемой свечи на определенный счет)

  3. Разогревание голосового аппарата –упражнение «Кошечка» (Закрытым ртом пропевать или «мычать» определенные гласные звуки, а рукой в воздухе «рисовать» кошечку, при этом звуки будут разной высоты. Например, при изображении туловища звуки более низкие. А при изображении хвостика или ушек – более высокие.)

  4. Проговаривание скороговорок: «Два щенка», «Расскажи мне про покупки».

  • Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

  • Расскажи мне про покупки.

— Про какие про покупки?

-Про покупки , про покупки, про покупочки мои.

  1. Распевка — Куры-гуси.

Куры, гуси и индюшки наклевалися петрушки. Побежали за водой подавились лебедой.

Молодцы, ребята. А теперь давайте присядем на свои места и продолжим наше занятие.

Ребята, мы сегодня с вами продолжим знакомство с удивительным миром народной мудрости – миром фольклора. В нем звучит сказка и песня, загадка и пословица. Путешествуя на машине времени в старое время, мы заходили в домики и слушали разные песни.

Давайте вспомним ,какие мы слушали песни.

(Ответы детей – В одном из домиков мы слушали колыбельные песни.)

Расскажите ,пожалуйста для чего их пели?


(Ответы детей – Мамы пели эти песни, чтобы успокоить малыша и чтобы он заснул.)

Правильно, ребята. Давайте вспомним. Какие песни мы услышали в другом домике.


(Ответы детей – В другом домике мы услышали потешки. Они нужны были, чтобы веселить малыша, чтобы он учился разговарить, запоминал разные слова и чтобы ребенка потешать.)

Правильно, ребята. А сегодня мы отправимся в путешествие в Древнюю Русь. (Показ репродукции картины Поленова «Московский дворик».) Мы видим, что попали мы в тихий летний дворик. Наверняка взрослые люди занимаются своими делами, работают. А вот у ребят свое занятие. Скажите мне ,пожалуйста, что же делают мальчики, изображенные на картине?


(Ответы детей – Они играют.)


Да, действительно, они играют. Дети всегда любят играть. До наших дней дошло великое множество народных игр. Говорят, что их было около трех тысяч. В играх дети показывали , что их окружало – ходили в гости, пекли хлеб и доили коров, изображали семейные отношения, разыгрывали свадьбу, «превращались» в волка и гусей, зайца и капусту и т.д.

Сегодня мы с вами разучим еще одну народную игру под названием «тетера». Кто такая тетера, как вы думаете?


(Ответы детей – Это птица.)

Да, действительно это лесная птица. Правильнее ее называют тетерев.

(Рассматривание иллюстрации с изображением тетерева.)

Послушайте песню, сопровождавшую игру .

(Исполнение учителем песни).

Давайте проговорим слова этой песни, применив прием эхо.

Проговариваем слова и хлопаем ритм.

Пропеваем слова, обращая внимание на произнесение гласных звуков.

Ребята, а скажите мне ,пожалуйста, с чего начинается любая игра.


(Ответы детей – Сначала нужно посчитаться.)

Давайте и мы с вами посчитаемся.

Звучит музыкальная считалка «Уж как зоренька заря». Выбираем детей, которые будут делать воротца.(«Уж как зоренька зоря русы косыньки плела. Кто те косы сосчитает, играть вместе с нами станет.»)

(Объяснение правил игры). (Играющие выбирают ведущего «тетеру» и становятся за ней, берутся за руки и проходят в «воротца».После произнесения последних слов песенки воротца опускаются, и дети попавшие в них присоединяются к детям, стоящим в воротцах, а остальные продолжают движение за «тетерой»).

А теперь давайте поиграем.

(Исполняется игра «Тетера»). (Тетера шла, меховая шла, шла по удалью, по за удалью, сама прощла и детей провела. Самого хорошего оставила.)

А теперь мы с ребятами немножечко посидим у печки и представим, как в старину проходили вечера.

В избе самое важное — печка. В ней и каша кипит, и хлебы пекутся – подрумяниваются, и тепло от нее, поспать-подремать на ней можно. А кого хворь одолеет – нет лучше снадобья, чем в русской печи попариться. Не зря в старину говорили: «Печь – нам мать родная». Она и накормит, и обогреет, и хворобу прогонит, и спать положит.

На печи стар и млад длинные, зимние вечера коротают, сказками да прибаутками друг друга тешат. А как соберется народ в избу повеселиться. То им сверху на гостей любо-дорого поглядеть. Отсюда и наряды, и уборы хорошо видны, все пляски да игры можно высмотреть: благо, что многие забавы молодежью у печки затеваются. Недаром говорят про начало всякого дела: «От печки плясать». У печки зимой затевали и игры. А любимой игрой была игра в Дрему.

А теперь давайте вспомним игру «Дрема».

(Звучит считалка)

Ребята, я хочу вам напомнить, что исполняя эту игру нужно быть почти настоящими актерами и уметь показать и изобразить все действия, о которых поется в игровой песне.

(Исполняется игра Дрема).

(1. Сидит Дрема, сидит Дрема

Сидит Дрема сама дремлет, сидит Дрема сама дремлет

Спит!

2. Вяжет Дрема, вяжет Дрема

Вяжет Дрема руковицы, вяжет Дрема руковицы пятый год.

3. Столь не вяжет, столь не вяжет

Столь не вяжет сколько дремлет, столь не вяжет сколько дремлет

Спит!

4. Вставай Дрема, вставай дрема,

Вставай Дрема хватит спать, вставай Дрема хватит спать.

Встань!

5.Бери Дрема, бери Дрема!

Бери Дрема кого хочешь, Бери Дрема кого хочешь!

Вот!

А теперь ,ребята, давайте сядем на свои стульчики.

Послушайте и отгадывайте загадки.


1.Квохчет, квохчет, детей созывает,

Всех под крыло собирает. (Курица)

2.Пестрая крякуша ловит лягушек

Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (Утка).


3.Крылатый, горластый – красные ласты

В воде купался – сух остался

Щиплет за пятки – беги без оглядки. (Гусь)


4.Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.

Ночью распевает,

Время считает. (Петух).


Молодцы! Все загадки вы отгадали! Ребята на Руси игры бывали разные, но были и игровые песни.

Как вы думаете, для чего я загадывала загадки именно про этих домашних животных.

(Ответы детей – Потому что в песне «Жил я у пана» поется про этих животных).

Правильно, ребята. Прежде чем исполнять песню, я раздам музыкальные инструменты, и каждый из вас проиграет свой ритм, свою партию ритмического аккомпанемента.

(Дети проигрывают свои ритмические партии на шумовых инструментах)

А теперь давайте вспомним, что в песне нужно выполнять танцевальные движения. Давайте их вспомним.

(Исполнение девочками дробей, мальчиками сольных выходов)

Исполнение игровой песни Белгородской области «Жил я у пана».

Работа над исправлением недостатков, услышанных при первом исполнении.

Повторное исполнение песни без ошибок.

Молодцы, ребята, сейчас вы постарались и замечательно исполнили эту песню.

Ребята, давайте перечислим, что делали мы на сегодняшнем занятии.

(Ответы детей — Мы путешествовали в древнюю Русь, познакомились с играми наших предков, узнали, какие игры исполнялись на улице, а какие в домах около печки, пели песню «Жил я у пана», отгадывали загадки.)

Молодцы, ребята. Вы сегодня очень хорошо занимались, но на этом наше занятие заканчивается, и в его заключении мы исполним прощальную попевку «До свидания» ( До свидания, до свидания, до свидания!)

Выход из класса под народные плясовые наигрыши.














Источники:



1. http://rusfolklor.ru

2.Куприянова Л.Л. «Русский фольклор», М., 1996г.

3.Жирова О.Я. « Вместе играем и поем, да старинушку Белгородскую узнаем», Белгород, 2000г.

4. «Молодежная эстрада» народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах, №3, М., 1999г.


Свежие документы:  Конспект урока по Музыке "Искусства различны – тема едина - тема РОДИНЫ"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: