Методическая разработка урока музыки в 6 классе «Мир музыки М.И.Глинки. Вальс-фантазия»


Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №604

с углубленным изучением предметов

художественно-эстетического цикла

Фрунзенского Административного района

Санкт-Петербурга





Конспект урока музыки в 6 классе

по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой



Тема 1 полугодия: Мир образов вокальной и инструментальной музыки


Тема урока: «Вальс-фантазия»

Мир музыки М.И.Глинки













подготовила

учитель музыки

Изотова Светлана Владимировна











Санкт – Петербург

2010

Урок музыки в 6-м классе по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:

Мир музыки М.И. Глинки. «Вальс-фантазия»

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Знакомство с музыкальным шедевром М.И.Глинки

  2. Укрепление понятия музыкальный образ.

Воспитательные:

  1. Приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики.

Развивающие:

  1. Формирование музыкального вкуса, понимания своеобразия композиторского стиля, умения слушать и анализировать особенности музыкального произведения.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

  1. повторение пройденного методом устного опроса;

  2. хоровое исполнение песни «Жаворонок» М.Глинки, вокальные упражнения

  3. рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (мультимедиа, слушание музыки);

  4. работа учащихся с наглядными пособиями (оперные программки);

  5. анализ формы и средств выразительности музыкального произведения, формулирование выводов в ходе беседы;

Музыкальный материал:

1. М.И.Глинка «Жаворонок»

2.М.И.Глинка «Вальс-фантазия»

3.М.И.Глинка Романс «Я помню чудное мгновенье»

Наглядность:

Мультимедиа, учебник «Музыка» 6 класс Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, рабочие тетради

Ход урока:

1. Организационный момент.

Слайд 1

Звучит мелодия М.И.Глинки «Жаворонок»: переложение для фортепиано

Учитель:

«Как нежно льются эти звуки
Из необъятной высоты.
Я к ним протягиваю руки —
Ладони музыкой полны.
Замрет на миг, и снова льётся
И дышит добротой земля.
Завидую самозабвенью
Неутомимого певца
И у него учусь уменью
И петь, и радовать сердца «

К. Оленин

Я надеюсь, все узнали это произведение?

Ребята: Это песня «Жаворонок» композитора М.И.Глинки

2. Распевание. Исполнение песни “Жаворонок”

При исполнении песни обращаем особое внимание на певучесть, полётность, напевность мелодии (связное плавное исполнение слогов, подтекстованным на два музыкальных звука)

Слайд 2

3. ПОВТОРЕНИЕ материала

Учитель: Что вы знаете о творчестве композитора М.И.Глинки?

Проверка домашнего задания. (Ответы ребят)

Слайд 3

Учитель: Не случайно сегодня мы начали урок с исполнения песни «Жаворонок».

О чем поет нам «жаворонок звонкий»?

Ребята: О любви

Учитель: И сегодня мы снова окунемся в мир романтической любви композитора, услышим его лирическую исповедь.

Молодой Глинка познакомился с очаровательной девушкой, воспитанницей Смольного института Екатериной Керн, дочерью легендарной Анны Керн, которой посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Екатерине Ермолаевне композитор посвятил свой романс.

Вспомним романс М.И.Глинки «Я помню чудное мгновенье» на стихи А.С.Пушкина Исполнение мелодии 1 части, слушание

Слайд 4


4. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ

Учитель: Сегодня мы услышим ещё одно «чудное мгновенье», созданное композитором.

Это «Вальс-фантазия». Не случайно тема любви ассоциировалась у Глинки с вальсом: балы были главным местом любовных свиданий, и надежда на счастье и угроза разлуки будто витали в бальных залах. Здесь происходили романтические встречи, зарождалась любовь.

Итак, Россия. Санкт- Петербург. XIX век… Слайд 5

Светские музыкальные вечера, домашние концерты, балы….

Слайд 6

Бал – это особенное событие в жизни человека прошлого века. Как отмечал большой знаток русской истории Юрий Михайлович Лотман: «Здесь реализовывалась частная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе – он был дворянин в дворянском обществе, человек своего сословия среди своих». Балами славилась столица – Санкт — Петербург

Композитор Глинка любил бывать на балах, прекрасных праздниках, которые собирали в тот период весь цвет Петербурга, где звучала танцевальная музыка: изящная мазурка, непринужденная полька, торжественный полонез, величественный вальс.

Учитель: Как вы думаете среди многообразия танцевальной музыки, какой танец был королём бала?

Ребята: Вальс.

Слайд 7

«Сколько улыбок смущённых,

Сколько восторженных глаз,

Вальс – это танец влюблённых!
Вальс – это всё-таки вальс!»

М. И. Меерович

Слушание “Вальс — фантазия” фрагмент

 Учитель: Вы услышали просто бальный танец, или в музыке передано нечто большее?

Ребята: Это рассказ о чувствах и переживаниях человека.

Учитель: Какие чувства пробудила у вас эта музыка?

Ребята: Взволнованность, восторг, страсть, сомнение, смятение.

Учитель: Каким образом музыка передает это состояние?

Ребята: Первая фраза повторяется несколько раз, кружится, но ни разу она не заканчивается на устойчивом звуке, как будто не находит ответа.

Учитель: Когда человек испытывает, такое душевное состояния?

Ребята: Когда человек влюблен

Учитель: Что для каждого из вас значит любовь? Какой она бывает?

Ребята: Верной, истинной, преданной и ложной, безответной, несчастной

Учитель: Вспомним, что композитор был очарован, влюблен с первого взгляда.

Слайд 8

Любовь к Екатерине Керн стала источником радости и вдохновения. Но свои чувства к этой девушке композитор должен был скрывать, так как он к этому моменту уже был женат. По прошествии 17 лет он пишет “Вальс — фантазию”.

Вальс-фантазия был написан Глинкой в 1839 году для фортепиано. В 1845 г. Композитор оркестровал его, а в 1856 г. Создал новую оркестровую редакцию. Обратившись к простому бытовому танцу, Глинка наполнил его глубоким содержанием. Скромный танец вырос в волнующую лирическую поэму.

В музыке этого прекрасного вальса он сумел передать волнение, боль, радость и грусть, связанные с этой запоздалой встречей, любовью.

Еще я полн, о друг мой милый,

Твоим явленьем, полн тобой!..

Как будто ангел легкокрылый

Слетал беседовать со мной,

И, проводив его в преддверье

Святых небес, я без него

Сбираю выпавшие перья

Из крыльев радужных его…

1852

А.Н.Майков.


5. МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА

Слайд 9

Учитель: Давайте попробуем сегодня разобраться, о чем рассказывает нам музыка, и какими средствами выразительности композитор передает свои чувства.

Звучит музыка “Вальса-фантазии” фрагмент

Учитель: Какие чувства переданы музыке?

Ребята: Верная, чистая, трепетная любовь, радость встречи с любимой девушкой, и в тоже время звучит сомнение, грусть

Учитель: Какой характер основной темы? Давайте споем главную мелодию.ноты 9.gif

Ребята: Задумчивая, печальная, в миноре, нежная, щемящая, кружащаяся, она повторяется много раз.

Учитель: Верно. Основная тема возвращается много раз, а с ней вальсовые эпизоды, передающие другие психологические состояния, другие оттенки чувства. Это то элегически-грустные, то драматически-взволнованные, то пленительно изящные.

Как же называется такая музыкальная форма, где главная тема чередуется с различными эпизодами?

Ребята: Это рондо.

Слайд 10

Учитель: Верно. В форме рондо главная повторяющаяся часть называется рефрен.

Как вы думаете, почему композитор выбрал для вальса именно форму рондо?

Ребята: Рондо – это движение по кругу, передает кружение. В мелодиях эпизодов переданы различные оттенки чувств, эмоции, а рефрен передает душевные переживания композитора, чувство печали, запоздалой любви

Ребята: Некоторые мелодии передают переживания, а другие похожи на бальный вальс. Как будто встреча произошла на балу, и на фоне танца разворачиваются события

6. ПАРТИТУРА. ТЕМБРЫ ИНСТРУМЕНТОВ ОРКЕСТРА.

Учитель: Первоначально композитор сочинил этот вальс для фортепиано, но впоследствии сделал несколько оркестровых редакций. “Вальс-фантазия” обычно исполняется в оркестровой редакции, созданной Глинкой в 1856 г., незадолго до смерти. Композитор – великий мастер оркестровки, прекрасно использовал ещё одно средство выразительности – голоса различных инструментов.

Перед вами партитура этого произведения (слушаем вступление и 1 проведение, следим по партитуре)

Слайд 11

Давайте вспомним состав симфонического оркестра и послушаем, о чем нам рассказывают голоса инструментов оркестра? Какие картины помогают разглядеть оркестровые краски? Слайд 12-13

Ответы детей о составе симфонического оркестра, группах инструментов, их роли в оркестре

Звучит музыка “Вальса-фантазии” (целиком) в исполнении ГАСО СССР

Дирижер Е.Светланов

Слайд 14

Ребята: Весь оркестр звучит очень празднично, ощущение бала.

Учитель: Верно. Звучание всего оркестра называется TUTTI

Ребята: В эпизодах меняются солирующие инструменты, это создает новое настроение.

Мы услышали разговор, струнные инструменты более нежные лирические как голоса женщин, а духовые инструменты — голоса мужчин. Они танцуют вместе и иногда голоса соединяются.

7. «МИЛЫЕ ЧЕРТЫ». ПОРТРЕТ. РЕФЛЕКСИЯ.

Учитель: Какой же предстаёт возлюбленная Е.Керн в воспоминаниях композитора?

Ребята: Нежная, возвышенная, мягкая, добрая, кокетливая.

Учитель: Сам М.И.Глинка писал о Е Керн: “ Она не была красавицей, но её бледное, всегда немного печальное лицо и особенно выразительные глаза говорили об уме, чуткости и душевной красоте”

Учитель: Обратите внимание на ряд женских портретов (на экране и в учебниках)

Слайд 15

Подумайте, можно ли романс и вальс назвать музыкальными портретами?

Какие образы ассоциируются с произведениями Глинки? В каких женских образах художники отразили те же черты, которые М.И.Глинка воспел в музыке? Какие прекрасные черты восхищали творцов?

(Рассуждение ребят)

Учитель: Во все времена любовь была, есть и будет. У кого-то любовь счастливая, у кого-то несчастная, у кого-то безответная и неразделённая. Кого-то она вдохновляет, кого-то опустошает, кто-то благодаря любви расцветает и создает прекрасные произведения искусства, дарящие нам красоту!

Свое понимание красоты Глинка выразил так:

«Все искусства, а, следовательно, и музыка, требуют: 1)Чувства…- это получается от вдохновения свыше. 2) Формы. Forme значит красота, т.е. соразмерность частей для составления стройного целого… Чувство и форма – это душа и тело. Первое- дар высшей благодати, второе приобретается трудом…»

Слайд 16-17

Сегодня мы познакомились с уникальным произведением М.И. Глинки. «Вальс-фантазия» настоящая жемчужина русской музыкальной классики. Впервые в русской музыке на основе бытового танца возникло развернутое симфоническое произведение, отражающее многообразные оттенки душевных переживаний.

Музыковед А.Н. Сохор назвал его “зерном, из которого выросла русская лирико-психологическая симфоническая музыка”.
Это произведение ознаменовало рождение русского лирического симфонизма, традиции которого продолжили Чайковский, Глазунов.

Вальс-фантазия” кладёт начало самостоятельной ветви русской музыки –
не монументально-эпической, а психологически углублённой, “личной”, “интимной”- говорил композитор
Г. Свиридов.

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Дома вам предстоит потрудиться и выполнить задание в творческих тетрадях (стр. 8-9), которые напомнят вам прекрасные музыкальные образы и перенесут в мир композитора М.И.Глинки.















Список использованной литературы

  1. Русская музыка в школе. Под ред. Л.А.Рапацкой.

М.: ВЛАДОС, 2003

  1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 5-6 класс: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2007.

  2. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. 6 класс. Хрестоматия музыкального материала. – М.: Просвещение, 2007.



Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. 6 класс. Фонохрестоматия музыкального материала, CD, ОАО «Издательство «Просвещение», 2010 г.

  2. https://cor.edu.27.ru/collection/

  3. http://classiconline.ru/

  4. http://images.yandex.ru/



Свежие документы:  Спецификация Итоговой работы для 5 класса по музыке

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: