Мифы Древней Греции. Опера «Орфей и Эвридика, 5 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новосибирская средняя общеобразовательная школа»№191.

г.Новосибирск





Конспект урока в 5 классе

Мифы Древней Греции. Опера «Орфей и Эвридика».Т















Подготовила: учитель
музыки

1 квалификационной категории

Веселова Тамара Петровна.

МБОУ СОШ №191







г.Новосибирск 2013 год



ХОД УРОКА

Тип урока: Изучение нового материала.

Тема урока: Мифы Древней Греции. Опера «Орфей и Эвридика».

Цель урока: познакомиться с мифами Древней Греции

 Задачи урока:

1)обучающие:

а)обобщить представления учащихся о мифах; познакомить с древнегреческими мифами о происхождении искусства. формирование у обучающихся представлений о мифологии как системе философских взглядов на жизнь;

б)постижение детьми проблем смысла жизни, идеалов красоты, любви и страдания;

в)осмысление духовного богатства древнегреческой мифологии, красоты мифологического сюжета и образов Орфея и Эвридики, воплотившихся в различных видах искусства: литературе, музыке, живописи, скульптуре, театре.

2)  Развивающие:

а) дать представление о происхождении мира в Древней Греции;развитие умения находить межпредметные связи между разными видами искусства ;

б)создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с шедеврами искусства;

3) Воспитательные:

а)показать, как складывается образ положительного героя на примере Орфея;воспитание информационной культуры, развитие эстетического вкуса у школьников,

б)совершенствование нравственного и эстетического идеала в юных душах;

в)пробуждение потребности утверждать красоту человеческих отношений в повседневной жизни.

Формы работы учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные.

Оборудование: Компьютер, проектор.

Структура и ход урока:

1):Музыкотерапия

2)Организационный момент.

3)Изучение нового материала с использованием мультимедийной презентации, эвристической беседы.

4)Обобщение пройденного материала.


Методы и приемы работы:

Словесные

Наглядные проблемные

Творческая деятельность.

Оборудование:

  • компьютер,

  • мультимедиа проектор,

диск с записью фрагментов оперы К.Глюка “Орфей и Эвридика” (звучат фрагменты: увертюра, ария Орфея, хор демонов);

литературные произведения: Г.Гейне “Бог Аполлон”, Овидий “Метаморфозы”, Н.А.Кун “Легенды и мифы Древней Греции: “Аполлон и музы”, “Орфей и Эвридика”,

I этап. Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Сегодня мы продолжаем изучение нового раздела, который называется «Мифы Древней Греции».

В рамках изучения этого раздела мы будем говорить о музыке, которая звучит на театральной сцене. Это музыка оперы, балета, мюзикла.

2 этап. Повторение пройденного материала.

— Вспомните, чем отличаются эти музыкально-театральные жанры и ответьте на вопросы:

— Музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют это… ? (опера)

— Музыкальный спектакль, в котором действующие лица танцуют это…? (балет)

— Музыкальный спектакль развлекательного характера это…? (мюзикл)

  — В основе этой оперы лежит литературной произведение. Какое? (миф «Орфей и Эвридика»

Именно это литературное произведение легло в основу оперного ЛИБРЕТТО.

— Вспомните, что такое ЛИБРЕТТО? (Запишите в тетрадь: ЛИБРЕТТО — это литературный сценарий оперы)



Либретто(итал. libretto, буквально — книжечка), словесный текст музыкально-драматического произведения — оперы, оперетты, в прошлом и кантаты, оратории, литературный сценарий балетного спектакля, а также краткое изложение содержания оперы, оперетты, балета. Название связано с тем, что оперные ЛИБРЕТТО с конца 17 в. часто выпускались для посетителей театров в виде маленьких книжечек.

ЛИБРЕТТО представляет собой литературно-драматическую основу оперы

Основным источником сюжетов ЛИБРЕТТО является народная поэзия, легенды, сказки и профессиональная художественная литература.

3 этап. Изучение нового материала.

 Сегодня мы познакомимся ещё с одним оперным произведением, в основе которого лежит сюжет древнегреческого мифа. Это опера немецкого композитора 18 века Кристофа Виллибальда ГЛЮКА «Орфей и Эвридика»

Откройте тетради и запишите тему урока: «Опера «Орфей и Эвридика»

 — Вам знакома история о певце Орфее? (ответы обучающихся)

Искусство Орфея обладало волшебной силой. Звуки его золотой лиры растрогали даже Бога подземного царства Аида. И  он разрешил Эвридике, жене Орфея, умершей от укуса змеи, вернуться на землю… Но при одном условии – Орфей должен идти вперёд и не оглядываться на жену, чтобы ни случилось.

Не смог выполнить Орфей условие Аида, и превратилась Эвридика в Тень, а сам певец – в каменное изваяние.

Однако Боги сохранили сладкозвучную лиру Орфея и вознесли на небо. Призывным светом сияет среди ночных звёзд яркое созвездие Лиры.

Миф об Орфее и Эвридике

 Какая замечательная история. Античный сюжет о преданной любви Орфея и Эвридики — один из самых распространенных в опере. До Глюка он был использован в произведениях разных авторов (Пери, Каччини, Монтеверди, Ланди).

Глюк трактовал и воплотил его по-новому.Опера положила начало «оперной реформе» Глюка, направленной на достижение органичного слияния музыки и драмы и подчинение музыкального развития драматическому (т.е. музыка не просто иллюстрирует происходящее на сцене. Музыка рождает действие)

Опера К. Глюка

Первая постановка оперы была осуществлена в городе Вена («Бургтеатр») 5 октября 1762 года. Либретто этой редакции оперы было написано на итальянском языке.

В 1774 году К. Глюк вносит изменения в свою оперу, и она выходит на сцену во второй редакции с либретто на французском языке в королевско1й академии музыки (Париж).

Действующие лица оперы

В опере К. Глюка 4 действующих лица:

ОРФЕЙ, певец (контральто для 1 редакции или тенор для 2 редакции)
ЭВРИДИКА, его жена (сопрано)
АМУР, бог любви (сопрано)
БЛАЖЕННАЯ ТЕНЬ (сопрано)

На протяжении 3 действий развивается мифический сюжет оперы. Вот уже 250 лет эта опера ставится на разных театральных сценических площадках. Художники декораторы, художники по костюмам ищут новые решения образов героев оперы.

Эскизы декораций, Эскизы костюмов

Неизменным остаётся лишь одно – это…? (ответы обучающихся)

Это музыка Кристофа Виллибальда ГЛЮКА. Сейчас мы вспомним, знакомую уже вам мелодию, которая в опере сопровождает поиски Эвридики Орфеем в подземном царстве. Этой мелодии уже 250 лет, но её и сегодня часто исполняют по радио, телевидению и в концертных залах.

«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка

 СЛУШАНИЕ: «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка

— Какие чувства вызывает у вас эта музыка? (ответы обучающихся) Мелодия с длинными звуками, она льется, как плач, но очень нежный и выразительный

— Чьи образы она передаёт?(ответы обучающихся) Орфея и Эвридики.

Сегодня мы познакомимся ещё с одним образом из этой оперы. Это хор фурий – злых ведьм мрачного царства Аида.

 СЛУШАНИЕ: «Хор Фурий» из оперы «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка

 — Какие чувства вызывает у вас эта музыка? (ответы обучающихся) (Громкая, отрывистая мелодия, страшные созвучия, оркестр + хор.)

— Какой характер она передаёт?(ответы обучающихся)(Грозный,устрашающий).

Какими вы представляете себе Фурий?(ответы обучающихся)

Как вы думаете, где происходит действие? (В подземном царстве.)

Образы Орфея и Эвридики и Фурий одинаковые по характеру?(нет)

 4этап. Домашнее задание.

Иллюстрировать любой из прослушанных на уроке фрагментов оперы.

5этап. Подведение итогов урока.

Пришло время подвести итог нашего урока. Сегодня мы продолжали разговор о музыкальном театре на примере творчества немецкого композитора.

— Вспомните его имя? (Кристоф Виллибальд Глюк)

Именно он написал оперу на известнейший мифологический сюжет.

— Как называлась эта опера? («Орфей и Эвридика»)

— С какими музыкальными образами этой оперы мы познакомились сегодня? («Орфей и Эвридика»)

— Какие из них вам запомнились больше всего? (Орфей)

Прогнозируемый результат:

1)Реализуется идея совместного творческого поиска :Сегодня мы с вами обращались к мифу и к опере об Орфее и Эвридике и увидели, что литература и музыка рассказали эту историю своими выразительными средствами. И миф, и опера живет много лет.

Потому что оба эти произведения доказали, что они очень высокого художественного уровня. И тема любви вечна.

2)Используются творческий подход в поисках ответа на поставленные вопросы.

3)Учащиеся могут выразить собственную точку зрения.

Молодцы! Давайте завершим наш урок песней «Ландыши» впервые исполнила Майя Кристалинская.

Спасибо за урок!

Литература:

1)АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

2)Смирнова В. //Герои эллады,- М.:»Детская литература», 1971 — c.103-109

3) Материал из Википедии.

4)Музыкальные фрагменты из оперы.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1)https://www.romeo-juliet-club.ru/lovemuseum/orfeo.html

2) Либретто оперы по адресу https://libretto-oper.ru/gluck/orfei-i-evridika.

3) https://libretto-oper.ru/gluck/orfei-i-evridika

4) https://www.audiopoisk.com/track/gluk/mp3/melodia-iz-operi-orfei-i-evridika/.

5) https://www.classic-music.ru/mp3-gluck-orphee.html



 

 

 



Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса на тему "Письменные приёмы умножения чисел, оканчивающихся нулями"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: